Предмет, проблемы и задачи философии.
Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, составляющих содержание философии. Понимание предмета философского познания исторически менялось. Вместе с тем, на мой взгляд, наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир-человек». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий. Эти типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Имманулом Кантом в сформулированных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии. Что я могу знать? — Или каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру). Что я должен делать? — Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру). На что я смею надеяться? — Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру). Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?» Проблемы философии: Во-первых, онтологические (греч. ontos — бытие и logos — учение). Эти проблемы связаны с исследованием наиболее общих вопросов бытия: · что такое бытие и небытие; · как понимать материальное и духовное бытие, чем отличается бытие природы, общества и человека; · каковы причины развития реального мира; Во-вторых, аксиологические (греч. axios — ценность и logos — учение). В этом разделе философия предстает как целостное учение об основных ценностях жизни человеческого общества и положительного или отрицательного отношения к ним людей: · - добро и красота; · - равенство, свобода, справедливость; · - надежда, вера, любовь; · - культура и антикультура; · - ценности и антиценности; · - идеи и идеалы. В-третьих, социальные. Предметный раздел философии, изучающий общественную жизнь. Он получил название "социальной философии". В этом разделе происходит анализ наиболее общих вопросов возникновения, функционирования и развития общества: · - происхождение человеческого общества; · - сферы общественной жизни; · - типы и виды социальных общностей (раса, этнос, парод, нация, страты, группы, классы); · - типы и виды социальных отношений людей, а также общественных институтов и организаций. В-четвёртых, антропологические (греч. anthropos — человек и logos — учение). Этот раздел философии касается всех основополагающих вопросов бытия человека: · - происхождение человека; · - сущность и основные черты человека; · - биологическое и социальное в человеке; · - сущность понятий: "человек", "индивид", "индивидуум", "индивидуальность", "личность", "персона"; В-пятых, гносеологические (греч. gnosis — знание, познание и logos — учение). В этом разделе философии раскрывается учение о познавательной деятельности человека: · - способен ли человек познать мир; · - этапы познания (чувственное, логическое, практическое); · - методы научного познания; · что Такое истина и её основные признаки (абстрактна и конкретна, относительна и абсолютна, субъективна и объективна); · что является критерием истины, какова роль практики в познании.
В-шестых, методологические (греч. metod — путь, способ и logos — учение). Это важный раздел философии, принципиальная философская проблема, так как философская методология универсальна по сути своей и применима в любых областях действительности и научного знания. К вопросам философской методологии относятся: · - основные методы познания, исследования, творчества человека; · - диалектика и метафизика; · - эксперимент и моделирование; · - анализ и синтез; · - методы аналогии, наблюдения и другие. Перечисленная проблематика составляет содержание философских учений на всех этапах развития человеческого общества. Задачи находят свое отражение и в тех функциях, которые выполняет современная философия. Среди них можно выделить: · мировоззренческую, · критическую, · аксиологическую, · социальную, · интеллектуальной терапии. Мировоззренческая функция философии выражается в составлении исходной понятийной системы координат определяющей актуальное понимание сущности мира, его предельных закономерностей и характеристик из которых исходят уже конкретные науки и общественные представления. Критическая функция связана с переосмыслением как достижений науки, культуры, политики, общественной жизни, так и самой философии, в постоянной рефлексии общественного и частного бытия человечества. Аксиологическая функция задает систему социальных координат, тех ценностей на которые человек ориентируется в жизни, при построении собственных представлений о ней, жизненного сценария. Социальная функция философии выражается через решение двух задач – объяснения наличного социального бытия и выработки направления и способов его изменения. Функция интеллектуальной терапии также направлена на человека, его представления о мире и своем месте в нем, в те моменты в жизни, когда он особенно остро испытывает потребность в переосмыслении собственного бытия.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |