Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ветхозаветная сотериология



2020-02-04 268 Обсуждений (0)
Ветхозаветная сотериология 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прежде всего, следует внести ясность, что такое «сотериология». Это слово произошло из греческого языка, оно обозначает «учение о спасении». Если дать более полное определение, сотериология - это учение об искуплении, спасении (ישועה) человека.

Изначально спасение в Ветхом Завете представлено как освобождение еврейского народа от власти египтян. Бог увидел страдания евреев от непосильной рабской работы и решил вывести их с земли египетской [2]. «И сказал Бог: «Увидел я бедствие народа моего, который в Египте, и услышал вопль его из-за его притеснителей, ибо познал я боль его. И сошел я спасти его из-под власти Египта <…>» (Исх 3:7-8). Это говорит о том, что Богу не безразлична страдания и судьба народа. Однако следует учесть, что здесь Бог имеет цель не только физического освобождения народа от рабства, но и духовного освобождения.

Если, согласно христианству, высшее благо человека заключается в стремлении к подобию с Богом или, другими словами, к святости, то в понятии о спасении должна на первое место выдвигаться скорее его внутренняя нравственная сторона, нежели внешнее определение. То есть «спасение - это избавление человека от греха, проклятия и смерти» [6, С. 147].

В Ветхом Завете освобождение представлялось как восстановление царства божьего в обетованной земле. Спаситель имел цель привести свой народ к святости, чтобы тот следовал слову Бога, приносил ему жертвы [Герц 2001, 335]. Та же мысль содержится в псалмах Давида, видел счастье человека в том, чтобы не стоять на «пути грешников», а думать о Законе Божьем (Псалом 1:1-2). Отсюда можно сделать вывод, что для Давида зло (רע) скорее в самом грехе, чем в страдании, а потому смысл спасения заключается в избавлении от греха. «Главная цель спасения - духовный союз с Богом, в котором человек находит покой души, неизменное чувство безопасности; [6, С. 149]. Так же спасение заключается в стремлении Господа устроить царство Божие на земле. В Библии об этом говорится: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена Ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:9). Об этом же говорил святой пророк Иезeкииль (יחזקאל). Основой Божьего царство будет самое тесное общение народа с Богом, что и подразумевает праведную жизнь.

«И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, - и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез 37:23). Этот отрывок можно трактовать следующим образом: Бог освободил людей от языческого плена, прекратил их грех и очистил их. Таким образом, освобождение от грехов было главным содержанием понятия о спасении. При этом спасение не подразумевает освобождение человека от страданий. Чтобы стать праведным человек в первую очередь должен освободиться именно от греха. Человек сам должен приложить усилия для своего спасения, поскольку Бог даровал человеку свободу выбора, и только сам человек может выбрать, каким путем пойти: праведным или грешным. Человек должен сам осознать свою греховность. Эту мысль можно проследить в Псалтыре. «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени твоего» (Пс 78:9). Здесь псалмопевец взывает к Богу о спасении, об освобождении от грехов [5]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что спасение - это собственный выбор человека. Если святость будет дана человеку от природы, то она станет безразличным состоянием и потеряет свой нравственный характер. Спасение не представляет собой внешнего события, это событие представляет собой внутреннее нравственное изменение, которое не происходит вне свободы человека. «Не насилием и самоуправством, но убеждением и добродушием уговаривается спасение человека. Посему всякий полновластен в собственном спасении» (Добротолюбие, т. 1, Преп. Исидор Пелусиот, С. 394). Другими словами, отчуждение зла в человеке происходит именно путем свободного отчуждения человека от порока и порочной жизни [6].

При этом нельзя сказать, что Бог враждовал с человеком из-за его греха. Это видно уже с самого начала Библейского текста. Господь, обличив Адама в нарушении его завета, не уничтожает его, а лишь наказывает, давая возможность нравственного совершенствования (Быт 3:17-19). То же самое происходит с Каином, который убил своего брата (Быт 4:11-12). И со всем родом человеческим: перед всемирным потопом Бог дает человечеству возможность исправления (Быт 6:3). И даже во время потопа Бог не уничтожил человека за его грехи, он оставил в живых Ноя и его семью. Очевидно, милость божья по отношению к ним обусловлена их праведным образом жизни (Быт 4:9).

Покаяние - один из путей отпущения грехов в христианстве. Показательным здесь является искупление грехов Иакова. «Мерою Ты наказал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра. И через это загладится беззаконие Иакова; и плодом этого будет снятие греха с него <…>» (Ис 27:8-9). То есть беды привели Иакова к покаянию и уничтожению его греха.

Таким образом, спасение каждого человека происходит в его сознании при переходе человека от греха (חטא) к праведности (צדק), то есть человек, раскаиваясь и принимая заповеди (מצות) Бога, освобождается и спасает свою душу (נפש).

Подводя итоги второй главы, можно сделать следующие выводы. Прежде всего, Бог оставил за человеком возможность выбора, каким путем идти праведными или греховным. Человек может потакать своей животной сущности, а может стремиться к подобию (דמות) с Создателем и в этом обрасти смысл жизни. Если же человек ведет распутную жизнь, то его душа разрушается и человек уподобляется животному, теряя смысл своего существования. Однако человек в любой момент может раскаяться и путем духовного самосовершенствования, следуя заповедям Господа, встать на путь праведный, возвыситься над своей животной сущностью и спасти свою душу от греха.


 

Заключение

 

Итак, рассмотрев человека через призму древнего священного писания, Ветхого Завета, мы пришли к некоторым выводам. Прежде всего, надо сказать о духовно-телесной природе человека. Опираясь на библейские тексты, логично предположить, что телесная сущность сближает человека с миром животных. Она создана из земли и после смерти человека уйдет обратно в землю. Что касается духовной сущностью, то здесь человек является подобием Бога, и эта сущность бессмертна.

Однако следует отметить, что Бог не лишил человека выбора, то есть человек сам волен решать, какой образ жизни ему вести. Как сказал Святой Василий Великий: «Человек - это животное, призванное стать Богом». Эта цитата как нельзя лучше отражает духовно-телесную сущность человека. Человек был создан Господом по его образу, а подобия он должен достичь сам, при этом, сделав свой собственный нравственный выбор. Человек может вести праведный образ жизни, следуя заповедям Господа, и таким образом освобождая свою душу и обретая в Боге смысл своего существования. Правда, добиться праведности для человека - большой труд, поскольку для этого он должен преодолевать свою животную сущность, обращаясь к силе своего духа. Так, любой человек имеет возможность возвыситься, приблизиться к божественной благодати. С таким же успехом человек может встать на путь греховный, уподобляясь низменному животному и теряя смысл своего существования. Однако не для этого Бог даровал человеку разум, который отличил его от остальных живых существ. Разум дан человеку, чтобы тот постоянно самосовершенствовался, стремился к подобию с Богом.

Таким образом, нам удалось реконструировать ветхозаветные представления о человеке, его природе, смысле жизни на основании анализа текстов Ветхого Завета.


 

Список источников и литературы:

 

Источники

1. Библия. Книги священного писаная Ветхого и Нового Завета. Канонические / Под ред. Б. Геце. М.: Институт перевода Библии, 1989. 195 c.

2. Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. М.: Мосты культуры, 2001. 1456 с.

Литература

3. Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. М.: Типография Д. Лисснера и Г.Совко, 1916. 677 с.

4. Генри М. Толкование книг Ветхого Завета. СПб: Научное издание, 2007. 987с.

.   Святитель Афанасий Великий. Творения: В 4-х т. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. 423 с.

.   Страгородский С. Православное учение о спасении. М.: Просветитель, 1991. 267 с.

.   Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / Под ред. А. П. Лопухина. СПб.: Общедоступная богословская библиотека, 1904. 671 с.

.   Филон Александрийкий. Толкование Ветхого Завета. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалкина, 2000. 456 с.

.   Фромм Э. Библейская концепция человека. М.: Наука, 2007. 83 с.

.   Шихляров Л. Введение в Ветхий Завет. М.: РПУ им. св. ап. Иоанна Богослова. Кафедра вероучительных дисциплин, 2002. 94 с.

.   Штейнберг О.Э. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Вильна: Типография Л.Л. Маца, 1878. 527 с.

.   Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М.: Отклик, 2010. 1088 с.



2020-02-04 268 Обсуждений (0)
Ветхозаветная сотериология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ветхозаветная сотериология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)