Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»



2020-02-04 722 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Ростелеком»

 

ПАО «Ростелеком» является одной из крупнейших в России телекоммуникационных компании национального масштаба, которая присутствует во всех сферах российского рынка услуг связи. Она ведёт свою деятельность в данной отрасли с даты государственной регистрации 23 сентября 1993 года. За это время компания пережила ряд коренных изменений, которые позволили ей стать одним из лидеров отечественного рынка, предоставляющих современные телекоммуникационные услуги.

«Ростелеком» является крупнейшим оператором сотовой связи России, предоставляющей услуги связи более чем 50 миллионам корпоративных и частных абонентов более чем в 80 регионах России.

Основными видами предоставляемых услуг компании являются:

1. Оказание услуг по передаче трафика операторов между городами и странами, а также предоставление услуг международной телефонной связи;

2. Оказание услуг по передаче местного трафика операторов и предоставление услуг локальной сотовой связи;

3. Предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи;

4. Предоставление в пользование каналов связи;

5. Оказание услуг по распространению телевидения и радиовещания;

6. Оказание услуг предоставления проводного интернета;

7. Предоставление услуг облачных сервисов;

8. Обеспечение кибербезопасности;

9. Предоставление прочих услуг социального назначения.

Компания- признанный технологический лидер в инновационных решениях в области продвижения правительства в цифровой сфере, развития здравоохранения, образования, ЖКХ и безопасности.

Она прошла сертификацию финансового положения кредитными рейтингами: агентства Fitch Ratings на уровне “BBB-”, а также агентства Standard&Poor's на уровне “BB+”.

В настоящее время главными участниками российского телекоммуникационного рынка являются МТС, Мегафон, Вымпелком, Теле 2 и Ростелеком. Все они предоставляют конкуренцию Ростелекому во всех сферах предоставляемых услуг, поскольку идет тенденция расширения ассортимента среди компаний, предоставляющих услуги связи. Они пытаются выйти на новые рынки, чтобы увеличить сферу влияния и привлечь новых клиентов и прибыль.

Организационная структура компании ПАО «Ростелеком» характеризуется линейно-функциональной схемой и представлена на рисунке 2.

Рис 2. Организационная структура ПАО «Ростелеком »

 

 

Основным источником доходов компании является междугородняя и международная связь, передача данных, теле- и радиовещание. Самым главным образом компания развивает продвижение услуг предоставления интернета. Но Ростелеком старается занимать все возможные коммуникационные ниши, потому что считает, что «большой компании не следует зацикливаться на каком-то одном направлении, она должна иметь возможность маневра»[3].

Миссия ПАО «Ростелеком» приведена на их открытом сайте и заключается в следующем: «Ростелеком» открывает новые возможности для всех сфер жизни граждан России. Телекоммуникации способны изменять и улучшать жизнь людей, и именно к этому стремится «Ростелеком» в отношениях со всеми, кто соприкасается с деятельностью нашей компании. Телекоммуникационные услуги, технологические проекты и стратегические инициативы компании затрагивают все важные для общества темы. Все это осуществляет высокопрофессиональная команда «Ростелекома»[4].

Стратегия «Ростелекома» заключается в следующем:

1) Технологическое преимущество в IP сетях через оптоволокно и увеличения мощности сетей;

2) Дифференцированные продукты, заключающиеся в уникальном предложении, продажах наборов и развитии новых продуктов;

3) Организационная трансформация корпоративной культуры и структуры;

4) Клиентский сервис на уровне ведущих практик;

5) Повышение эффективности труда и оптимизации капитальных затрат.

 

 

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Ростелеком»

Проведем горизонтальный анализ показателей имущественного положения и финансовой устойчивости ПАО «Ростелеком».

Проанализировав данные за 3 года (2016, 2017 и 2018), можно сделать некоторые выводы (таблица 1):

Таблица 1. Горизонтальный анализ показателей ПАО «Ростелеком»

Наименование строки 2016 год 2017 год Абсолютный прирост Относительный прирост 2018 год Абсолютный прирост Относительный прирост
Выручка 297 446 305 329 7 883 2,65% 320 239 14 910 4,88%
Себестоимость продаж 257 610 267 444 9 834 3,82% 284 439 16 995 6,35%
Валовая прибыль 39 836 37 795 -2 041 -5,12% 35 800 -1 995 -5,28%
Переменные затраты 270 346 276 751 6 405 2,37% 297 673 20 922 7,56%
финансовые доходы/расходы (17 175) (17 350) (175) 1,02% (17 275) 25 -0.43%
Налог на прибыль 4 383 4 801 418 9,54% 3 945 -856 -17.83%

Источник: составлено автором.

1) Выручка – сумма денежных средств, поступивших на счет или в кассу за реализованную продукцию.

Выручка = Объем реализованной продукции × Цена единицы продукции = 320 239 млн. р.

Таким образом, положительными факторами роста реализации в 2018 году стали доходы от дополнительных и облачных услуг, связанные главным образом с развитием проекта «умный город», продвижением облачных сервисов и услуг дата-центров. Также положительный эффект на выручку оказало увеличение доходов от прочих телекоммуникационных услуг. Речь идет о продаже оборудования, в том числе пользовательского, а также о виртуальном операторе мобильной связи (mobile virtual network operator, MVNO).

2) Валовая прибыль – разница между выручкой от реализации и себестоимостью товара.

Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость = 320 239 млн. р.- 284 439 млн. р. = 35 800 млн. р

По итогам расчета получилось, что за 2018 год валовая прибыль уменьшилась на 1 995 млн. рублей, по сравнению с 2017 годом, что говорит о снижении уровня рентабельности производства, падении уровня эффективности труда или применении неправильной логистики. Мерами профилактики будут действия по уменьшению себестоимости, продвижению товаров в целевом сегменте, запуску дополнительных мощностей для снижения средних издержек.

3) Маржинальная прибыль – разница между выручкой от реализации и переменными затратами.

Маржинальная прибыль = Выручка от реализации – Переменные затраты = 320 239 млн. р - 297 673 млн. р = 22 566 млн. р

Маржинальную прибыль иногда называют суммой покрытия — то есть частью выручки, остающейся на формирование прибыли и покрытие постоянных затрат. Чем выше маржинальная прибыль, тем быстрее происходит возмещение постоянных затрат, и тем выше прибыль, которую в итоге получает предприятие.

4) Операционная прибыль – разница между валовой прибылью и операционными затратами.

Операционная прибыль = Валовая прибыль + Другие операционные доходы – Операционные затраты = 35 800 млн. р + 0 = 35 800 млн. р

Операционная прибыль отражает ту прибыль, которая была получена после вычета всех расходов, которые были связаны с реализацией. Для этого из валовой прибыли мы вычитаем коммерческие и управленческие расходы или из выручки вычитаем себестоимость, коммерческие и управленческие расходы. Таким образом, операционная прибыль «Ростелекома» равна 35 800 млн. р.

5) Чистая прибыль – часть балансовой прибыли предприятия, которая остается после уплаты обязательных платежей в бюджет.

Чистая прибыль = Операционная прибыль – (финансовые доходы/расходы) – Налог на прибыль = 35 800 млн. р - 17 275 млн. р - 3 945 млн. р = 14 580 млн. р

Как известно, чистая прибыль является конечным показателем прибыльности предприятия, очищенным от всех возможных расходов. И исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что чистая прибыль «Ростелекома» по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в 2018 году снизилась на 7% по сравнению с 2017 годом и составила 14 580 млн. р относительно 15 664 млн. р.

 

Таблица 2. Вертикальный анализ структуры бухгалтерского баланса ПАО «Ростелеком»

Счет 31.12.2017 31.12.2018 31.12.2017 в % 31.12.2018 в %
Итог активы 560 229 646 766 100% 100%
1 Внеоборотные активы 489 239 559 094 87,33% 86,44%
1.1 Основные средства 348 430 373 839 72,22% 66,87%
1.2 Гудвил и нематериальные активы 59 820 66 246 12,23% 11,85%
1.3 Инвестиции в современные компании 65 879 69 982 13,47% 12,52%
2 Оборотные активы 70 990 87 762 12,67% 13,57%
2.1 Торговая и прочая дебиторская задолженность 47 813 44 189 67,35% 50,35%
Итог пассив 560 229 646 766 100% 100%
Счет 31.12.2017 31.12.2018 31.12.2017 в % 31.12.2018 в %
3 Собственный капитал 249 364 250 953 44,51% 38,8%%
4 Долгосрочные обязательства 215 690 258 544 38,5% 39,97%
4.1 Кредиты и займы 166 660 174 371 66,83% 67,44%
5 Краткосрочные обязательства 95 175 137 269 16,99% 21,22%

Источник: составлено автором.

 

Рассмотрены самые значимые показатели каждого раздела бухгалтерского баланса компании ПАО «Ростелеком». Хоть за год все статьи значительно увеличились, из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Большинство статей сохранило свою прежнюю долю.

2. Разделы активов компании в целом остались без изменений, несущественно сократилась доля основных средств и дебиторская задолженность в составе оборотных активах. Критических изменений и рисков данное изменение не несет.

3. Отрицательную тенденцию можно заметить в составе раздела пассивов компании. Идет существенное изменение в обеспеченности компании финансовыми источниками: идет сокращение собственного капитала, и компенсируется краткосрочными обязательствами, что может привести к невозможности расплачиваться собственными средствами по задолженностям и неплатежеспособности компании и низком доверии инвесторов и кредиторов к ней.

 

Метод коэффициентов. Заключается в расчете следующих показателей:

1)  Коэффициент капитализации

Коэффициент капитализации важен для инвесторов, которые анализируют его для оценки инвестиций в ту или иную компанию. Помимо этого, коэффициент рассчитывается кредиторами, чем значение ниже, тем предпочтительнее предоставление кредита. А также, данный коэффициент позволяет оценить предпринимательский риск.

Коэффициент капитализации = (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства) /Собственный капитал

Ккап = (137 269 млн.р +258 544 млн.р)/ 250 953 млн.р = 1,6

1,6 > 0,7 (нормальное значение < 0,7) Следовательно, предпринимательский риск высокий, а предоставление кредита не предпочтительно, поскольку может не иметься возможности погасить все обязательства.

2) Коэффициент автономии = Собственный капитал / Активы

Кавт=250 953 млн.р / 646 766 млн.р = 0,38

Нормальным является значение >0,5, мы можем наблюдать, что показатель Ростелекома близок к пределам нормального, но все же доля кредиторов в капитале компании высока, и возможен прирост приобретенных в долг активов. Также есть риск невозможности расплаты по всем своим долгам единовременно. Таким образом компания имеет долю неподкрепленных собственным капиталом активов, следует увеличить собственный капитал для повышения устойчивости к рискам.

3) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами = (собств. капитал – внеоборотные средства)/оборотные средства

Косос = (250 953 млн.р - 559 094 млн.р)/ 87 762 млн.р = -3,5

Считается нормальным, если запасы организации хотя бы на 50% обеспечены собственными оборотными средствами (т.е. коэффициент должен быть 0,5 и более).

Вывод: оборотные средства компании и, возможно, часть внеоборотных активов сформированы за счет заемных средств. Структура баланса нельзя назвать удовлетворительной.

4) Коэффициенты рентабельности

Коэффициенты рентабельности – показатели, отражающие степень эффективности деятельности предприятия. Данные показатели являются относительными и оценивают прибыльность различных систем предприятия. Чем выше коэффициенты рентабельности, тем результативнее используются ресурсы предприятия. Коэффициенты рентабельности рассчитываются как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, ее формирующим. Данные коэффициенты служат инструментом управления в инвестиционной, инновационной, кадровой, ценовой, производственной и маркетинговой стратегии предприятия.

В данной работе мы рассмотрим наиболее часто используемые на практике коэффициенты рентабельности на примере компании «Ростелеком».

4.1 Рентабельность активов (ROA). Показатели рентабельности активов или его частей позволяют судить об эффективности вложений в ту или иную деятельность.

Коэффициент рентабельности активов=чистая прибыль/активы= 14 580 млн.р / 646 766 млн.р = 0,022

Рентабельность активов оказалась >0, значит управление предприятием эффективно.

4.2 Рентабельность собственного капитала (ROE). Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал.

Коэффициент рентабельности собственного капитала= чистая прибыль/собственный капитал= 14 580 млн.р / 250 953 млн.р =0,058

Рентабельность собственного капитала оказалась >0, значит управление предприятием эффективно.

4.3 Рентабельность продаж (ROS). Коэффициент показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле от реализации товаров, работ или услуг.

Рентабельности продаж= чистая прибыль/выручка= 14 580 млн.р / 320 239 млн. р = 0,00268

Рентабельность продаж оказалась >0, значит управление предприятием эффективно.

5) Коэффициенты ликвидности

Коэффициенты ликвидности – это группа параметров, позволяющих точно определить степень платёжеспособности и ликвидности предприятия, оценить его перспективы развития.

1) Коэффициент текущей ликвидности показывает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем больше значение коэффициента, тем лучше платёжеспособность предприятия.

KТЛ = оборотные активы/ краткосрочные обязательства =

= 87 762 млн.р / 137 269 млн.р = 0,64

Коэффициент текущей ликвидности «Ростелеком» ниже нормативного значения >2, что может указывать на существенные трудности в покрытии текущих обязательств или о необходимости сокращения кредиторской задолженности и снижении оборотных активов.

2) Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств будет покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов, т.е. абсолютно ликвидными активами.

КАбсЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ Краткосрочные обязательства =

= (4 223 млн. р +3 765 млн.р) / 137 269 млн.р = 0,06

Коэффициент абсолютной ликвидности входит в норматив для российских компаний от 0,05 до 0,1, что говорит нам о рациональной структуре капитала.

3) Коэффициент быстрой ликвидности показывает, насколько возможно будет погасить текущие обязательства, если положение станет критическим

KБЛ = (Оборотные активы- запасы) / Краткосрочные обязательства =

= (87 762 млн.р. -  6 059 млн.р.)/ 137 269 млн.р =0,68

Коэффициент быстрой ликвидности предприятия «Ростелеком» меньше нормального значения >1. В связи с этим кредиты организации будут выданы под большой процент, увеличится процент залогового имущества, в крайних случаях возможен отказ в кредитовании. Такая ситуация может повлечь за собой риск потери потенциальных клиентов

Вывод: компания не соответствует нормам ликвидности по 2 из 3 критериев, что говорит о том, что компании следует сократить долю возросших в структуре капитала краткосрочных обязательств.

 



2020-02-04 722 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)