Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование рыночной экономики в современных условиях



2020-02-04 208 Обсуждений (0)
Государственное регулирование рыночной экономики в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под государственным регулированием экономики понимается процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, на деятельность этих субъектов и на конъюнктуру рынка с целью создания оптимальных условий функционирования рынка. Государственное регулирование экономики является сложным процессом, включающий в себя разработку экономической политики, ее положений и выбора методов ее проведения.

Государственное регулирование современной рыночной экономики проводится правомочными государственными учреждениями, которые использованием системы типовых мер исполнительного, контролирующего и законодательного характера, для того чтобы стабилизировать и приспособить действующие социально-экономические системы к постоянно изменяющимся условиям.

Общественные организации так же могут принимать косвенное участие в государственном регулировании. Примерами таких общественников являются, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и другие. Система органов, которые осуществляют государственное регулирование, представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1. Система органов, осуществляющих государственное регулирование

 

Наиболее заметные изменения в современной экономике произошли, прежде всего, в торговой деятельности. Торговля, как связующее звено между разнообразными отраслями народного хозяйства, также находится под государственным регулированием. Экономическая деятельность регулируется с помощью современного механизма, который можно представить в виде интегрированной системы форм, методов и средств с помощью которых государство воздействует на объекты торговли.

Основной недостаток всех подходов к вопросам управления различных зарубежных и отечественных школ заключается в том, что они, в основном, заостряли своё внимание на каком-то одном аспекте, и не рассматривали эффективность управления как деятельность, которая зависит от многих различных факторов деятельности, влияющие на результат управления. Именно поэтому, благодаря применению теории систем к управлению, организацию можно представить в единстве составляющих её систем, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с внешним миром. Государственное регулирование необходимо осуществлять посредством системного подхода.

Механизм государственного регулирования торговли можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, потому что в данном механизме присутствует обратная связь.

При рассмотрении реализации функций регулирования наиболее приемлемо будет использовать процессный подход, это связано с тем, что действия по достижению цели совершаются с определённой регулярностью, а не единожды. Подобные действия, причём каждое из которых является само по себе процессом, являются обязательной составляющей для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.

К тому же признаки системности имеют своё место в том, что регулирование осуществляется по трёхуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, то есть областной уровень, и уровень местного самоуправления. На каждом уровне управления созданы соответствующие структуры со всеми конкретными задачами, функциями и целями.

Региональная система государственного регулирования торговли взаимодействует с негосударственными структурами по вопросам развития торговой деятельности, а так же опирается на горизонтальные межведомственные согласования. Субъектом государственного регулирования торговли являются государство, общественные организации и законодательные органы. Объектом, соответственно, торговые отношения, такие как экономические, организационные и управленческие отношения на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. Целенаправленное воздействие государства на объект осуществляется с помощью прямой связи, в свою очередь механизмами обратной связи являются реструктуризация, реинжиниринг предприятий, оказывающие влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

Система государственного регулирования торговли имеет свои внутренние цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Механизмы госрегулирования воздействует на три взаимосвязанные части производственного процесса: ресурсы, процесс производства и финансы.

Содержание госрегулирования экономики определено целями, которые стоят перед государством, а также средствами и инструментами, имеющиеся у государства в экономической политике.

Госрегулирование экономики включает в себя:

-  информационную поддержку участников рынка, состоит в информирование о состоянии государственной экономики и её перспективах развития;

-  обоснование важнейших моментов экономической политики, которые проводятся государственными органами власти;

-  выполнение мероприятий развития государственного сектора экономики - важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны.

Государство выполняет свои функции, применяя при этом различные методы, к которым, в свою очередь, предъявляет различные требования рыночная система.

В первую очередь, исключаются любые действия государства, которые влекут за собой потерю рыночных связей. Например, недопустимыми являются действия по тотальному директивному планированию; натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления, к которым относятся различные фонды, талоны, купоны; всеобщий административный контроль над ценами, так же недопустим. Однако это е значит, что государство в рыночных условиях экономики снимает с себя какую-либо ответственность, к примеру, за уровень цен, за их динамику. Напротив, государство должно внимательно следить за ценами и старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, опираясь главным образом, на экономические методы управления, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

К тому же, влиять на рынок как на самонастраивающуюся систему можно в основном только экономическими методами. В случае, когда государство полагается только на административные методы, то таким образом можно разрушить рыночный механизм. Но это ещё не значит, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, а жизненно необходимо.

Также следует помнить, что экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять, не мешая рынку. А в случае, если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, то рынок начинает давать сбои.

Как не парадоксально, но без государственного регулирования не может полноценно существовать и функционировать рыночная экономика. В цивилизованной рыночной экономике, которая характеризуется наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, в том числе и общенациональные интересы, а также обладающая высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование. Как правило, проявления государственного регулирования рыночной экономики имеет двоякий характер. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы благодаря организующим и упорядочивающим воздействиям. Госрегулирование проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, а так же в контроле за их соблюдением. С другой стороны, государственные органы, способствуя рыночным отношениям, помогают их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок бы был отторгнут политической и социальной структурами. Посредством законодательства осуществляется госрегулирование рынка, а именно через государственное планирование, программирование, распределение на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние и на рынок, и на рыночные отношения, это достигается посредством изымания средств, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом их распределяя.

В централизованной и рыночной экономике государственное управление несколько отличается. В первом случае органы власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам и к идеологическим доктринам, а во втором случае же, азы управления подстраиваются непосредственно под сами рыночные отношения, к законам рынка, но при этом государство не забывает о тех, от кого оно в первую очередь зависит. Оптимальное сочетание рыночной свободы и госрегулирования найти крайне сложно, и до сих пор не определены однозначные подходы и критерии решения данной проблемы экономической науки. И можно только сделать попытку определить тенденции в поиске оптимума. Большому потенциалу самонастройки рыночного механизма не должны нарушать такие составляющие регулирования рынка как организация, упорядочение и регламентация. Но при этом и усиление конкурентной борьбы при ослаблении регламентирующих норм может вылиться в негативные, а иногда и разрушительные для общества последствия. Например, участятся банкротства фирм, увеличится уровень безработицы, участятся случаи фальсификации продуктов.

В системе мер госрегулирования выделяют практическую сторону и научную. Под практической стороной понимают, полученный опыт в определённой сфере, то есть практический опыт - есть совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. А под теоретическими аспектами понимают систематические научные исследования мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Также к научным подходам относят разработку моделей и прогнозов. Одной из задач научного подхода является формирования экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования.

Находящиеся в тесной взаимосвязи, цели государственного регулирования неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить стратегические и тактические цели. К стратегическим целям можно отнести, в первую очередь: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические, то есть конкретные цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

К конкретным целям регулирования относятся: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

На микроуровне, то есть на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

Исходя из целей, можно выделить основные задачи госрегулирования, которые заключаются в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности.

Экономическая наука, в свою очередь, рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В каждой стране высшая цель должна сводиться к достижению наилучшего благосостояния всего общества. Но реализация данной высшей цели возможна только через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие.




2020-02-04 208 Обсуждений (0)
Государственное регулирование рыночной экономики в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование рыночной экономики в современных условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)