Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационный момент.



2020-02-04 141 Обсуждений (0)
Организационный момент. 0.00 из 5.00 0 оценок




Использование лексического материала темы «Масленица» как средства развития грамматического строя и связной речи дошкольника с ОНР.

Баронова Вероника Вячеславовна,

Учитель - логопед ГБОУ Школа №1482  

Ключевые слова: дошкольники, ОНР, познавательно – речевое развитие, истоки русской народной культуры.

Краткая аннотация: Использование материала лексической темы «Масленица» достаточно необычно. Однако, позволит учителю - логопеду не только познакомить детей с истоками русской народной культуры, но и закрепить грамматические категории, развить связную речь дошкольника с ОНР.

       В современном мире развитие высоких информационных технологий во многом заслонило культуру наших предков. Как мало знают современные дети о народных традициях, праздниках, предметах старины, произведениях устного народного творчества, народных промыслах! А ведь именно с этого начинает складываться для ребёнка образ Родины, и начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет.

      Однако обновление содержания образовательных программ дошкольного воспитания повлекло за собой некоторый пробел в разделе «Нравственно – патриотическое воспитание». Не всегда понятно, к какой образовательной области, познавательной или социальной, отнести знакомство дошкольников с истоками русской народной культуры, каким образом включить материал при планировании работы в дошкольном учреждении. Поэтому педагоги находятся в поиске новых форм и технологий работы по знакомству дошкольников с историей и культурой родной страны.

      Надо заметить, что традиции и обычаи национальной культуры, устный народный фольклор, народные игры, танцы, пляски, песни, потешки, прибаутки - благоприятная почва и для развития различных видов детской деятельности: и творческо – эстетической, и двигательной, и познавательно – речевой, и игровой. Также это позволяет сделать деятельность интегрированной и привлечь для ее осуществления педагогов различного профиля.

      С другой стороны, фольклорный материал – это источник не только для нравственно – патриотического воспитания, но и речевого развития ребенка, ведь наряду с традиционными и привычными лексическими темами появляется весьма обширный, а главное чрезвычайно познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка с речевыми проблемами. На его основе можно формировать различные компоненты речевой системы.

      Кроме того, будучи практикующим логопедом, понимаю, чем обширнее и разнообразнее активный словарь дошкольника с ОНР, тем больше база, на которой формируются грамматические конструкции и связная речь. Поэтому использование лексического материала темы «Масленица» не только приобщит детей к народной культуре, обычаям, но и поможет решить сугубо логопедические проблемы, оживляя и разнообразя педагогический процесс.

      С целью иллюстрации использования фольклорного материала в логопедической  практике предлагаю конспект НОД по теме «Масленица» в старшей группе для детей с ОНР. 

Конспект комплексной НОД «Масленица пришла!»

По развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.

Цели:

Коррекционно - образовательные:

1.Закреплять навык звуко – слогового анализа и синтеза посредством нетрадиционных упражнений и игровых заданий, связанных с темой «Масленица».

2. Упражнять в образовании имен существительных в различных падежных и предложно – падежных конструкциях. 

3. Закрепить навык образования относительных прилагательных

4. Развивать символическую деятельность. Упражнять в составлении рассказа с опорой на пиктограммы.

5. Актуализировать словарный запас по теме «Продукты». 

6. Упражнять в образовании родственных слов.

Коррекционно - развивающие: Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развивать речь, познавательную активность, мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные: Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Обогащать духовный мир детей. Обобщить и закрепить  знания детей о празднике «Масленица». Приобщать детей к народному творчеству, музыкальной культуре. Укреплять здоровье детей средствами здоровьесберегающих технологий.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная, физическая.

Предварительная работа: Беседа о Масленице.  

Оборудование: Предметные картинки или на слайде презентации: Страшила, чучело Масленицы, пугало огородное. Музыкальные инструменты: трещотка, дудочка, колокольчик, ложки, бубен, рубель, свистульки. Массажные мячики белого цвета. Белые тряпичные шарики –«снежки». Игра «Лошадки» для определения места звука в слове (Рис.). Карточки «Скоморох» для проведения звуко - слогового анализа, цветные карандаши. Обруч.

Ход НОД.

Звучит народная музыка. Дети входят в группу.

Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня к нам пожаловал гость. А вот кто это, вы сейчас догадаетесь.

На доску помещают картинки или на слайде презентации Страшила из сказки «Волшебник изумрудного города», пугало огородное, чучело Масленицы.

Рис.1

Логопед. Этот гость НЕ из сказки, НЕ охраняет огород, НЕ одет в мужскую одежду, а только в женскую. Кто это?

Дети. Это чучело Масленицы!

Логопед. Правильно, это она в гости пришла! А как вы думаете, зачем? Символом какого праздника она является?

Дети. Это Масленица!

Логопед. Да, действительно. А что означает это чучело?

Дети. Это чучело зимы.

Логопед. Вы правы. И сегодня мы с вами побываем на празднике Масленицы. А почему так назван праздник? На какое слово похоже название?

Дети. На слово «масло».

Логопед. Да, действительно, потому что именно в Масленицу полагалось есть все жирное, масляное перед постом.



2020-02-04 141 Обсуждений (0)
Организационный момент. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационный момент.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)