Классификация и ассортимент игрушек по воспитательному (педагогическому) назначению.
В основу классификации игрушек по воспитательному назначению положена их педагогическая направленность, что позволяет наиболее полно проанализировать потребительские свойства игрушек, а именно: их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей. По воспитательному назначению игрушки подразделяют на 8 групп. 1–я группа–игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятии. К ним относятся сенсорно–моторные игрушки – различные погремушки, подвески, шарики, мячи и др. Эти самые первые в жизни ребенка игрушки развивают у него чувство осязания, координацию движений. Игрушки данной группы, ярко окрашенные, полированные, из легко моющихся пластических масс, резины и древесины, привлекают малышей звучанием, формой, цветом. Различные точеные из дерева матрешки, шары, башенки, мозаики способствуют умственному развитию детей. В них сочетаются познавательные функции с эмоциональностью 'и занимательностью. 2–я группа – игрушки, способствующие физическому развитию детей. Игрушки этой группы способствуют развитию у детей силы, ловкости, меткости ударов и бросков, т.е. укреплению физических сил, а также укреплению мускулатуры, усилению гибкости тела. Это игрушки, необходимые для бега и ходьбы (обручи, тележки, каталки, санки и др.), развития мышц рук и пальцев (башенки, матрешки, разъемные коробочки и другие полые игрушки), бросания (мячи, кегли, городки и др.), для меткости (игрушечные пистолеты, луки, ружья и др.). 3–я группа–игрушки, знакомящие детей с окружающей природной средой (образно–сюжетные игрушки). В этой группе игрушки, весьма разнообразные по своему содержанию: они знакомят детей с окружающим внешним миром, животными, природой, людьми, способствуют развитию речи, сообразительности, расширению кругозора детей. В этой же группе игрушки, знакомящие детей с предметами домашнего обихода (посуда, одежда, мебель), транспортом. Многие игрушки снабжены механизмами, приводящими их в движение. 4–я группа – игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники, – политехнические игрушки. В этой группе игрушки, которые в занимательной, доступной для них форме знакомят детей с конструкцией и действием отдельных машин, механизмов, различных сооружений, помогают развить трудолюбие, внимательность, аккуратность, учат понимать схемы и чертежи. Это–наборы для сборки моделей самолетов, вертолетов, автомобилей, вездеходов, подъемных кранов; различные конструкторы; действующие модели различных машин. Политехнические игрушки способствуют развитию у детей смекалки, сообразительности, творческой мысли. Умение читать чертежи, разбираться в монтаже, регулировке работы игрушек, уход за ними повышают техническую грамотность ребят, способствуют их политехническому образованию. 5–я группа–игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами. Эти игрушки способствуют трудовому воспитанию детей. Такими игрушками для детей ясельного и школьного возраста являются лопатки, грабли, ведерки, лейки, совки. Для детей школьного возраста изготовляют различные конструкторы для самостоятельных работ, наборы цветной бумаги для вырезания, переводные картинки, аппликации, детские швейные машинки. 6–я группа – игрушки, способствующие музыкальному и художественному развитию детей. В этой группе музыкальные и театрально–художественные игрушки. Музыкальные игрушки помогают ребенку воспроизвести несложные мелодии, развивают у него слух и чувство ритма, прививают любовь к музыке, знакомят с основами музыкальной грамоты. Это–детские музыкальные инструменты (гитары, балалайки, гусли, скрипки), дудочки, музыкальные органы и погремушки, губные гармошки, музыкальные коробочки, бубны и барабаны. Театрально–художественные игрушки – театр кукол, образы героев рассказов и сказок в театральных костюмах, театральные куклы, различные разрезные картинки из картона, альбомы для раскрашивания картинок. 7–я группа–настольные игры. Эти игрушки, содержащие элементы обучения, способствуют развитию у детей памяти, сообразительности, выдержки, находчивости, чувства коллективизма, дисциплинируют детей, развивают у них глазомер, меткость, ловкость. К этой группе игрушек относят игры–головоломки, домино, шахматы, шашки и др. 8–я группа – игрушки–забавы. Это особая группа игрушек: они воспитывают у детей жизнерадостность, чувство юмора и умение удивляться. Главное в таких игрушках – элемент неожиданности. Это игрушки с механизмом движения: звери в движении, поющие птицы, автотрассы, железные дороги, аэропорты и др. 1.2.2. Классификация и ассортимент игрушек по возрастному назначению. Теоретическое обоснование классификации состоит в том, что при разработке новых образцов игрушек необходимо, прежде всего, учитывать, на кого они рассчитаны и каким должен быть их воспитательный эффект. Дети разных возрастов значительно отличаются уровнем своего развития, у них по–разному проявляются интересы к окружающим их предметам и явлениям. По возрастной предназначенности игрушки классифицируют на следующие основные группы. 1) для детей ясельного возраста до трех лет. Для детей первого года жизни игрушки являются предметом первой необходимости: ведь с помощью них у ребенка развиваются зрение, слух, восприятие цвета, хватательные движения. Эти игрушки, как правило, ярко окрашены, легкие, хорошо озвученные, с простой и совершенной геометрической формой. Дети в возрасте от 1 до 3 лет и третьего года жизни быстро развиваются, много времени проводят на воздухе в различных подвижных играх. Для укрепления мышц рук и ног детям этого возраста рекомендуются каталки, тележки, кони–качалки, обручи, лопатки, лейки, совки, трехколесные велосипеды, водоплавающие игрушки. Большое место в играх детей этого возраста имеют образные игрушки: куклы, кукольная посуда и мебель, фигурки животных, кубики, автомобили, мячики. 2) для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет. У детей дошкольного возраста игры носят сравнительно творческий характер и достаточно разнообразны. Дети этого возраста проявляют особый интерес к явлениям окружающего мира, различным предметам. Дети этого возраста любят фантазировать, поэтому игры их носят творческий характер, а игрушки становятся более разнообразными. 3) для детей школьного возраста от б–7 до 17 лет.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1491)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |