Стратегия развития предприятия
Слово «стратегия» происходит от греческого strategos, которое первоначально использовалось в военной терминологии, обозначая искусство планирования военных операций высшим командованием. В настоящее время широко применяется в бизнесе и предполагает обоснование направлений эффективного развития фирмы высшим управленческим персоналом. На практике термины «стратегия», «стратегический менеджмент» и «стратегическое планирование» часто употребляют как взаимозаменяемые понятия. Однако между ними существуют различие и соподчиненность. Стратегия отражает сущность явления, которое проявляется в стратегическом управлении и конкретных планах стратегического развития. Стратегия — это образ будущего предприятия, к которому нужно стремиться. Стратегию можно описать словами, представить в виде модели, а затем сформулировать пути достижения желаемого состояния фирмы в разнообразных аспектах. Стратегический менеджмент предполагает выбор нескольких альтернативных путей достижения задуманной цели. Есть различные подходы к классификации стратегических альтернатив. 1. Стратегии концентрированного роста: — усиление позиции на рынке; — развитие рынка; — развитие продукта. 2. Стратегии интегрированного роста: — обратная вертикальная интеграция; — впередиидущая вертикальная интеграция. 3. Стратегии диверсифицированного роста: — центральная диверсификация; — горизонтальная диверсификация; — конгломеративная диверсификация. 4. Стратегии сокращения: — ликвидация; — «сбор урожая»; — сокращение подразделений фирмы; — сокращение расходов. После того как осмыслена и сформулирована стратегия, выбраны альтернативные варианты достижения цели, составляются стратегические планы. Поскольку предприятие является сложной многофункциональной системой, постольку, кроме стратегии предприятия как единого целого, вырабатываются функциональные стратегии: — стратегия маркетинга; — финансовая стратегия; — стратегия инноваций; — стратегия производства; — социальная стратегия; — стратегия организационных изменений; — экологическая стратегия. Применительно к каждой из перечисленных функциональных стратегий фирмы также можно разрабатывать стратегические планы достижения целей, принятых высшим управленческим персоналом. Стратегия предприятия детализируется с помощью функциональных стратегий и планов их осуществления. При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями как качественными, так и количественными. Качественные показатели на практике именуются ориентирами, количественные — заданиями. Между ориентирами, целями и стратегией существует тесная взаимосвязь. Так, например, такой показатель, как увеличение доли рынка, может служить фирме ориентиром и целью, а может стать и его стратегией. Стратегия развития предприятия — это документ, в котором сформулирована оптимальная модель фирмы, ее главные высокие цели и способы их достижения при имеющихся ресурсах на заданную перспективу. Стратегия фирмы включает функциональные стратегии. Стратегический менеджмент в целом и его составная часть — стратегическое планирование, являются инструментом осуществления выбранной стратегии. Исследования создания, развития и ликвидации предприятий, проводимые на протяжении нескольких десятилетий Гарвардской школой бизнеса, дают основания сделать выводы о важнейших правилах, усвоенных процветающими фирмами. Четыре урока успеха, сформулированные профессором Кантор и представленные на Пражском симпозиуме по проблемам управления, следующие. 1. Сосредоточенность на определенной деятельности. 2. Налаживание связи с коллективом. 3. Гибкость предприятия и способность к инновациям. 4. Дружественность по отношению к внешнему окружению. Смысл этих постулатов сводится к тому, что успех в бизнесе зависит от продуманной стратегии предприятия и поведения высших должностных лиц. Гибкость фирмы обеспечивается в том случае, если она может быстро переориентироваться на потребности рынка. На такое способны малые и средние фирмы. Крупные предприятия не отличаются гибкостью. Нужны не только скорость преобразования, но и ориентация на инновации, которые создают эксклюзивность товара и преимущества перед конкурентами. Все эти особенности руководитель фирмы лично разъясняет работникам, затрачивая на общение с персоналом не менее 6 часов в неделю. Приносит пользу дружественность фирмы по отношению к клиентам, конкурентам, акционерам, общественности. Открытость предприятия и привлекательный образ приносят больше пользы, чем агрессивная конкуренция и конфронтация с третьими лицами. Работа на перспективу предполагает проведение общепринятых процедур при разработке стратегии. В стратегии предприятия должны найти отражение основные правила его поведения во взаимоотношениях с потребителями товара (услуг). Стратегия может выражаться каким-либо символом или текстовым описанием руководства к деятельности. Так, например, стратегия японского предприятия, выпускающего средства коммуникации, представлена в виде солнышка (потребителя) и дерева (предприятия), которое тянется к солнцу. Корни дерева олицетворяют новые научные разработки, нижние ветви — новую технологию, которая обеспечивает конкурентные преимущества в ближайшей перспективе. Верхние ветки дерева — существующую технологию и товары, которые фирма сейчас предлагает потребителям. Стратегия — это выбор основных долгосрочных целей предприятия, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При формировании стратегии предприятия нужно ответить на три основных вопроса: какие направления хозяйственной деятельности надо развивать, каковы потребности в капитале и ресурсах, какова возможность отдачи по выбранным направлениям.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |