Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и классификация предприятий



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Понятие и классификация предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение............................................................................................................................................. 3

Глава 1. Предприятие в рыночных условиях хозяйствования..................................................... 4

1.1 Понятие и классификация предприятий................................................................................... 4

1.2 Жизненный цикл предприятия................................................................................................ 12

1.3 Организация деятельности предприятия................................................................................ 14

1.4 Стратегия развития предприятия............................................................................................. 16

Глава 2. Производственная программа предприятия.................................................................. 19

2.1 Расчет производственной программы..................................................................................... 19

2.2 Расчет производственной мощности предприятия................................................................ 21

2.3 Обоснование производственной программы......................................................................... 27

2.4 Расчет дополнительных показателей....................................................................................... 28

Глава 3. Определение себестоимости промышленной продукции............................................ 31

3.1 Расчет затрат на сырье и материалы с учетом возвратных отходов..................................... 32

3.2 Расчет затрат на топливо, энергию, воду................................................................................ 33

3.3 Расчет фонда заработной платы работающих......................................................................... 35

3.5 Определение общепроизводственных расходов.................................................................... 38

3.6. Потери от брака......................................................................................................................... 42

3.7. Прочие производственные расходы....................................................................................... 43

3.8. Общехозяйственные расходы.................................................................................................. 43

3.9. Внепроизводственные (коммерческие) расходы................................................................... 43

Глава 4. Расчет экономической эффективности промышленного производства..................... 45

Заключение....................................................................................................................................... 54

Список использованных источников............................................................................................ 57

 

 

Введение

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоление бесхозяйственности активизации производства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений, работников.

В данной работе излагаются теоретические вопросы, связанные с использованием трудовых ресурсов и организации, анализа их использования на предприятии, так же раскрывается методика комплексного системного анализа основных экономических показателей, используемые для анализа использования трудовых ресурсов результатов деятельности предприятия, характерные для рыночной экономики.

Цель курсового проекта – систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Экономика предприятия», формирование практических навыков в принятии и обосновании рекомендаций по повышению экономической эффективности промышленного производства. Критериями эффективности общественного производства являются показатели, характеризующие эффективность использования основных видов затрат и ресурсов: трудовых, материальных, производственных фондов и прочих.

Наша задача рассчитать все необходимые показатели и сделать выводы об экономической эффективности.

 

Глава 1. Предприятие в рыночных условиях хозяйствования

Понятие и классификация предприятий

 

Под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Предприятие является первичным звеном в народном хозяйстве страны. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги; создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов. Эффективная работа предприятий — важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства.

Государственные органы управления, задают правила экономического поведения предприятий через систему законов и нормативных документов, регулирующих и регламентирующих их деятельность. Есть две основные модели функционирования субъектов хозяйствования — директивная и социально-рыночная экономика. Сущность и особенности деятельности предприятий а различных условиях состоят в следующем:

В централизованной, директивной системе хозяйствования предприятием является хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, развивается по плану, работает на основе хозяйственного расчета.

В социально-рыночной экономике предприятием является самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица, деятельность которого направлена на получение прибыли, осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность. В приведенных определениях есть три существенных различия. Первое — самостоятельность полная в рыночной экономике и ограниченная — в директивной. Второе — цель деятельности: прибыльная работа в рыночной среде и выпуск продукции — в централизованной системе государственного управления. Третье — имущественная ответственность собственников предприятия: в социально-рыночной экономике — риск потери имущества и в директивной экономике — покрытие убытков за счет дотаций из государственного бюджета.

Период преобразования административно-командной модели хозяйствования в социально-рыночную систему называется переходной экономикой.

В переходной экономике на предприятие влияют как рыночные факторы, так и директивные методы регулирования, что оказывает отрицательное воздействие на эффективность работы. Спад производства, трудности со сбытом продукции и финансовая нестабильность, неплатежи, замедление оборачиваемости капитала и убытки, снижение реальной заработной платы и социальной защищенности работников — вот неполный перечень проблем, с которыми сталкиваются предприятия в период реформирования макроэкономики.

Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику имеют и технологии, т. е. способы изготовления продукции.

Рыночная среда, в которую погружены и в которой действуют предприятия, преобразует все компоненты предприятия, обусловливает необходимость их денежной оценки и соизмерения с результатами, рыночных принципов использования. Так, все ресурсы, поступающие на предприятие, имеют денежное выражение. Результаты деятельности предприятия также выступают в денежной форме. Даже внутренние ресурсы предприятия по необходимости получают стоимостное выражение через альтернативную стоимость.

Основными признаками классификации предприятии являются:

· отраслевая и предметная специализация;

· структура производства;

· мощность производственного потенциала (размер предприятия).

Одним из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. При создании предприятий четко определяется, для выпуска какого конкретного вида продукции (вида работ) они предназначены. В зависимости от этого предприятия разделяются на:

· промышленные предприятия по выпуску машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и других средств производства;

· сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;

· предприятия строительной индустрии, транспорта.

С точки зрения потребностей человека важнейшими являются предприятия, производящие предметы потребления, т. е. предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, жилищного и коммунального строительства.

Крупные отрасли народного хозяйств делятся па более мелкие, специализированные - в частности, промышленность делится па 2 большие специализированные отрасли: добывающая и перерабатывающая. В свою очередь, перерабатывающая отрасль подразделяется на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.

В силу различных причин специализация предприятия не обязательно совпадает с административной структурой и с основной специализацией отрасли. Например, во многих отраслях, не относящихся к машиностроению (металлургической, угле- и нефтедобывающих), имеются крупные заводы по производству машин и оборудования, его ремонту. Наряду с этим в машиностроительной отрасли имеются металлургические и химические предприятия, электростанции, транспортные подразделения и пр. Поэтому в народном хозяйстве используются 2 определения отраслевой принадлежности предприятия: административно-организационная и продуктовая (чистая).

При использовании административно-организационного признака учитываются основной заявленный вид деятельности и принадлежность предприятия тому или иному ведомству или предпринимательскому союзу Предприятия, выпускающие, например, машиностроительную продукцию, будут учитываться в той отрасли, с которой они административно связаны, — к примеру, в угольной.

Согласно второму признаку отраслевой принадлежности выпускаемой продукции определяются структура и объем производства по каждой так называемой продуктовой (чистой) отрасли. В таком случае все машиностроительные предприятия и цехи независимо от их административной подчиненности относятся к машиностроению, транспортные — к транспортной отрасли, строительные — к строительной и т. д.

На практике все реже можно четко определить отраслевую принадлежность предприятий, поскольку большинство из них имеет межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например производство чугуна, стального проката, литья, паковок для машиностроения, выработка и постановка электрической и тепловой энергии, производство зерна, мяса и т. д.

Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров. морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве — на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т. д.

По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, выходят за рамки прежней специализации, резко расширяют ассортимент продукции и услуг и захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми - диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Переход капитала из одной отрасли экономики в другие происходит при этом в рамках одной фирмы.

Комбинированные предприятия чаше всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их и том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид. Например, выплавленным в доменных печах чугун наряду с его реализацией потребителям переплавляется на собственном предприятии в стальные слитки, часть которых продастся потребителям, а часть поступает на дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстильной промышленности комбинирование проявляется в изготовлении из сырья волокна, из волокна - пряжи, из пряжи - полотна.

Наиболее сложным комбинированным производством является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу. В частности, при выплавке чугуна из железной руды в отходы вместе с породой часто уходят ценные компоненты, содержащие цветные и редкие металлы. Для их извлечения на предприятиях черной металлургии строятся цехи цветной металлургии. Кроме того, отходы доменного и сталелитейного производства на этих предприятиях часто перерабатываются в строительные материалы. Таким образом, на основе одного и того же исходного сырья (в данном случае железной руды) на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.

Классификация предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на 3 группы: малые, средине, крупные.

При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели: численность работающих, стоимостный объем выпуска продукции, стоимость основных производственных фондов.

Советская централизованная система управления экономикой в прошлом опиралась главным образом на крупные производственные объединения и поощряла их развитие. В промышленности страны средний размер предприятий, рассчитанный по числу занятых, был в 8- 12 раз больше, чем в странах Запада и Японии. Это диктовалось рядом причин:

во-первых, из единого центра управлять меньшим количеством крупных объектов было легче, чем большим количеством мелких объектов;

во-вторых, централизованная государственная система в значительно меньшей степени заинтересована в развитии малого предпринимательства, чем рыночная, и, будучи монополистом в рамках всего народного хозяйства, практически полностью застрахована от конкуренции и негативных последствий монополизма со стороны крупных предприятий и объединений внутри самой системы;

в-третьих, крупномасштабное производство независимо от форм собственности и государственного устройства в принципе эффективнее и стабильнее мелкомасштабного.

Крупные предприятия за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ. В частности, для изготовления продукции в больших объемах применяются оборудование и технология, обладающие, как правило, значительно более высокими экономическими и техническими показателями, чем для изготовления небольших партий.

Малые предприятия появляются не только в качестве конкурентов монополий, но и в качестве их сателлитов. В таком случае по договоренности и на основе технической документации, разрабатываемой крупнейшими фирмами, небольшие предприятия изготавливают для крупных фирм нужные им комплектующие изделия. Это выгодно обеим сторонам: крупная фирма освобождается от необходимости налаживать у себя карликовое производство, а мелкий предприниматель обеспечивается постоянными заказами и покровительством крупной фирмы.

По размерам предприятия группируются как крупные, средние и малые. Признаки отнесения предприятий к одной из подгрупп указываются в законодательных или подзаконных актах. Малые предприятия с небольшой численностью персонала, прибылью или продажами имеют стимулы по сравнению с крупными в виде налоговых льгот или других мотивационных механизмов, способствующих развитию и укреплению малого предпринимательства.

По участию иностранного капитала предприятия подразделяются на совместные, зарубежные и иностранные. Совместное предприятие расположено на территории страны, имеет в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Зарубежное предприятие представлено национальным капиталом, вывезенным в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране. Иностранное предприятие имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическим или физическим лицам других государств.

По отраслевому признаку предприятия относятся к сфере материального производства.— промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт; и нематериального производства — здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и другие. В свою очередь каждая отрасль подразделяется на подотрасли. Например, в промышленности по признакам характера сырья или назначения, готового продукта выделяются угольная отрасль, энергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. В машиностроении выделяют станкостроение, автомобилестроение, тракторостроение, приборостроение и т.д. Отраслевая классификация может быть укрупненной и детализированной. Она применяется для статистической характеристики структуры предприятий и показателей их деятельности.

По видам объединений предприятия входят в производственные, республиканские, региональные, национальные или транснациональные компании. Есть такие разновидности — концерн, консорциум/холдинг.

По видам дробления выделяются дочерние предприятия, филиалы и другие структуры с расчетным счетом и обособленным балансом или без оных, с(без) правом(а) юридического лица.

По цели деятельности предприятия подразделяются на коммерческие (ориентированные на увеличение прибыли и капитала), некоммерческие (выполняющие другие уставные задачи) или смешанные.

Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере представляет собой объединение нескольких граждан и юридических лиц на основании договора между ними в целях ведения хозяйственной деятельности. Это хозяйственное товарищество, в котором часть его членов, именуемых действующими членами несет полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом; другая часть в виде членов-вкладчиков несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствам товарищества только своим учредительным вкладом. Первая группа участников наделена основной полнотой власти и представительства интересов общества, а другая ограничена финансовым участием в форме вклада, хотя это и дает право на доходы.

Для переходной экономики весьма удобными являются хозяйственные общества, которые могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью(ООО), обществ с дополнительной ответственностью(ОДО) и акционерных обществ(АО).

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой такую форму, которая учреждается одним или несколькими лицами, уставный капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами. Учредители общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах внесенных ими вкладов.

Общества с дополнительной ответственностью учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которых разделен на доли, определенных учредительными документами размеров. Учредители отвечают солидарно на субсидиарных началах в кратном размере к стоимости их вкладов. Основным должником является само общество.

Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное общество (ОАО) – это АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это АО, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединение его членами имущественных паевых взносов. Такие кооперативы несут субсидированную ответственность по обязательствам кооператива и осуществляют свою деятельность на основе устава с формированием органов управления. К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Они называются унитарными потому, что их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

Хозяйственная ассоциация – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение субъектов.

Корпорации характеризуются как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо.

 

 




2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Понятие и классификация предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и классификация предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)