Половая дифференциация детей-дошкольников.
К 2-3 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он: мальчик или девочка, но он еще не знает, каким содержанием должна быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». Взрослые сознательно и бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общепризнанными традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощают проявления агрессивности и поощряют их активность, инициативность. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиции как мальчика (или девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов мечтаний. Ориентация ребенка на ценности своего пола прежде всего происходит в семье, здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты – мужчина», и тот учиться сдерживать свои слезы. С ним солидаризируется отец, старший брат: «Мы - мужчины». И тот учиться сдерживать свои слезы, сердится, что он принадлежит к когорте мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по заборам и деревьям. Ты - девочка», и шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка. В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребенок. Образцы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребенка прежде всего через непосредственные проявления старшего поколения мужчин и женщин. Ребенок хочет ориентироваться на ценности своего пола. В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочитании игр, игрушек и связанная с этим обработка игровых и орудийных действий. В игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новые условия, устанавливают контакты взрывнее, создают больше шума. Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детей разного пола. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Мальчики признают сильных, смелых, инициативных сверстников. Интересы девочек в большей мере сосредоточены на межличностных отношениях. Девочки любят сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых. В дошкольном возрасте происходит не только эмоциональная дифференциация интересов, но и действенное проникновение в специфику мужской и женской деятельности. Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями пола и стремление поддержать «престиж» своего пола, подчеркивание мужской или женской своей сущности. Это чувство в ребенке надо непременно поддерживать, так как определяет полноценность развития его личности. В дошкольном возрасте дети окрашивают спецификой своей половой роли отношения со взрослыми. Реакции взрослого к этим проявлениям утверждают ребенка к правильности стиля его поведения, вносят коррекции в то или иное поведение ребенка. В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности интересов к общению у мальчиков и девочек, обнаруживается так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчик чаще выбирает мальчиков, а девочка выбирает девочек. Развивается самосознание и – как важная его часть- осознание себя как мальчика, мужчины или девочки, женщины. Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребенка, когда он вдруг активно начинает интересоваться телесной организацией людей и своей собственной. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа «Я». Неправильное половое воспитание приводит к тому, что дети дошкольного возраста не подозревают о различиях в физическом облике людей и не видят этих различий, когда смотрят на голеньких детишек. Сокрытие от малыша человеческого природного естества, а также стыдливое молчание в ответ на его естественную любознательность, связанную с половыми особенностями животных и человека, формирует в нем с самых малых лет нездоровые ориентации, нездоровый дух. Однако нельзя бросаться в противоположную крайность: фиксировать внимание ребенка на половых органах людей и животных и развивать чрезмерный интерес к половой сфере. Отношение к обнаженному человеческому телу – результат влияния тех стереотипов поведения, которые существуют в семье ребенка и ближайшем его окружении. При грамотном и умном нравственном руководстве у ребенка будет формироваться здоровое отношение к половым различиям.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |