Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


учреждений по изучаемой проблеме.



2020-02-04 170 Обсуждений (0)
учреждений по изучаемой проблеме. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Программа «Валеология»

 

  Введение курса валеологии в программы образовательных учреждений является жизненно необходимым. «Валеология – это здоровье через образование. При таком понимании все становится на свои места. Заниматься здоровьем надо не только и не столько там, куда люди приходят со своими болезнями, а там, где они обучаются, ибо заботе о здоровье надо учить» (Н.К. Смирнов, 1995).

  Изучив программу Г.К.Зайцева для начального звена общеобразовательной школы и программу «Познай себя» Американского фонда здоровья, автор пришла к выводу о необходимости и возможности адаптации курса валеологии для изучения в дошкольном возрасте, начиная с пяти лет.

Это объясняется прежде всего тем, что именно дошкольный возраст является наиболее синзитивным периодом для формирования эмоционально-ценностных ориентаций, что определяет весь дальнейший образ жизни человека. В связи с этим, именно в этом возрасте необходимо начать формирование потребности в здоровом образе жизни, научить ребенка этому, перевести знания в устойчивый навык.

Далее, пять лет являются определенным рубежом в развитии мышления ребенка: в недрах эмоционально-образного мышления начинается бурный расцвет мышления рационально-логического, что дает возможность дошкольнику этого возраста делать умозаключения. Помимо этого, к пяти годам заканчивается формирование морально-волевой сферы ребенка, что предполагает самостоятельность и проявление воли в достижении результата. Таким образом, наиболее оптимальным возрастом для осуществления работы по валеологии является старший дошкольный.

Решение данной проблемы предполагает следующие направления:

1. Упрощение тематики и сокращение объема изучаемого материала до пасильного для детей дошкольного возраста уровня.

2. Максимальное увлечение количества наглядных материалов в методическом обеспечении внедряемого курса. Дети этого возраста не владеют навыками чтения и письма, поэтому возникла необходимость переработки текстового материала в иллюстративный.

3. Адаптирование лексики к данному возрасту. Например: замена специальной терминологии («сердечно-сосудистая система», и «функции сердца» и т.д.) на понятный для детей этого возраста язык («мотор нашего организма», «живая вода»).

4. Нет национальных особенностей: своеобразие жизни русского человека (окружающая фауна и флора, условия жизни, продукты питания и т.д.), родные персонажи, транспорнирование музакально-дидактических материалов, изменения слогового построения текстов.

5. Система медико-психолого-педагогических мероприятий с коллективом родителей, педагогов, специалистов и младшим обслуживающим персоналом ДОУ.

6. Принципы организации учебной деятельности, важнейшими среди которых является:

- мотивация знаний, так как в этом возрасте потребность в предстоящей деятельности возникает только на основе положительного к ней отношения;

- игровая форма учебной деятельности;

- учет принципов сенсорного воспитания.

 

Исходя из вышеизложенного, целями данной работы по валеологии в старшем дошкольном возрасте являются:

- формировать положительное отношение к здоровому образу жизни;

- научить пользоваться полученными знаниями в жизни.

 

Программа «Валеология» адресована детям дошкольного возраста, их родителям и сотрудникам детского сада. В ней впервые знакомят маленьких детей с целым спектром проблем, связанным с их здоровьем, и не только со здоровьем физическим, но и психическим. Добрые мысли, добрые дела – это тоже здоровье.

 

Программа

 

 «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» Козловой С.М.

 

 

Процесс становления Человека сложен, многогранен. Ребенку очень нужна при этом помощь взрослого, и потому педагог должен владеть методикой, обеспечивающей для ребенка процесс социализации, вхождения его в мир себе подобных – мир людей.

Социализация личности происходит успешно только при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Одним из стимулов для такого включения в процесс социализации является потребность в познании самого себя. Психологи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе, своему телу, своим движениям, внешнему виду и т.д. Процесс самопознания проходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя как существа социального.

  Для эффективности процесса социализации важно, чтобы ребенок научился осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал, о своих человеческих возможностях, но и учился управлять своим телом, своими чувствами, своими поступками.

Содержание работы с детьми, направленной на воспитание интереса к себе и «помощи» себе в собственной социализации, можно объединить в несколько групп:

- организм человека;

- мысли, чувства, умения, поступки;

- место среди других людей.

Все это вместе и поможет ребенку составить представление о себе как о человеке.

 

Необходимо понимать, что цели данной работы:

- формирование у ребенка элементарных знаний о своем организме;

  - воспитание потребности и умение на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье, закладывание основ гуманного отношения к людям.

 

      Задачи:

1. Формирование представлений о себе как мыслящем существе;

2. Воспитывать представление о том, что и другие люди умеют думать и их мысли могут не совпадать с твоими.

 

Итак, познание ребенком себя является важной частью процесса социализации. И чем осознаннее он станет проходить, тем в большей мере ребенок будет участвовать в процессе становления самого себя как человека.

 

 

Содержание занятий психосексуального развития

Дошкольников

Конспект

 занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Кому принадлежит?»

Тип:       занятия – игра

Форма: групповая

 

Задачи:

 

1. Представление детей о предметах туалета мальчиков и девочек, мужчин и женщин;

2. Развивать мышление, внимание, речь детей посредством дифференциации предметов и обогащения словаря;

3. Воспитывать разумное внимательное отношение к своей половой принадлежности.

 

 

  Этапы занятия     Организационно-технологический блок   Деятельность воспитателя
  I. Организационно-мотивационный   II. Основной     III. Заключительный   Задача: привлечь вни- мание ребенка к заня- тию-игре   Методы: словесные     Задача: умение разли- чать предметы, прина- длежащие мальчику и девочке, мужчине и женщине   Методы: - наглядные; - словесные     Задача: закрепить тема- тику данной игры   Методы: беседа   Знакомит детей с новой игрой, тем самым заин-тересовывает их к данному занятию.   Детям предлагается рассмотреть ряд карти-нок, изображением ко-торых являются пред-меты, используемые мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной ( бантик, галстук, шляпка и т.д)     Заканчивает занятие-игру обобщением: об-суждение внешних осо- бенностей мужского и женского пола.  

 

Конспект

 занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Дорисуй фигуру»

Тип:       занятия

Форма: групповая

 

Задачи:

 

1. Представление детей о формах, частях человеческого тела;

2. Развивать воображение, мышление, моторику рук;

3. Уточнить элементарные знания о внешних особенностях мужчины и женщины.

 

 

  Этапы занятия     Организационно-технологический блок   Деятельность воспитателя
  I. Организационно-мотивационный   II. Основной   III. Заключительный   Задача: смотивировать детей на занятие   Методы: - словесные; - наглядные   Задача: представление своей принадлежности к тому или иному полу; воспроизведение внеш- них особенностей чело- века в работе     Методы: - наглядные; - словесные; - практические     Задача: закрепление выполненной работы   Методы: - наглядные; - словесные   Заинтересовывает ребенка к занятию посредством контурного изоб- ражения человеческого тела на альбомном лис- те (такой листок полу- чает каждый ребенок). Задает вопрос детям о том, что изображено на листе бумаги: обсуждение данного вопроса.     Предлагает дорисовать каждому ребенку «себя», свою фигуру, одежду и т.д.     Завязывает между со- бой и детьми беседу по выполненной работе.  

 

Конспект

 занятия для детей старшего дошкольного возраста

(экскурсия в художественный музей)

Тема: «Мужчина и женщина в скульптуре »

Тип:       занятия - экскурсия

Форма: индивидуальная

 

Задачи:

 

1. Знакомство детей с элементами античного искусства: статуя Афродиты Мелосской и Апоксиомена;

2. Развивать воображение, мышление, внимание посредством знакомства со скульптурами античного искусства;

3. Представление ребенка о человеческой фигуре, ее внешних особенностей и различие мужского и женского тела.

 

  Этапы занятия     Организационно-технологический блок   Деятельность воспитателя
  I. Организационно-мотивационный   II. Основной     III. Заключительный   Задача: заинтересовать ребенка к данному роду заниятия-экскурсии   Методы: - словесные;   Задача: внимательное рассматривание скульптур и восприятие излагаемой информа-ции по ним   Методы: - наглядные; - словесные;     Задача: подведение итога по данной экскурсии   Методы: - беседа   Предварительная работа по экскурсии в музей: культура поведения   Предлагает посмотреть на статую Афродиты Мелосской       (см. приложение 2), традиционно называемой Венерой Мелосской. Она была найдена в 1820 г. на о.Мелос. Автор пред-ставил ее чувственно-соблазнительной. Афродита Мелосская, обнаженная только на половину, задрапиро-ванная до бедер, строга и возвышенно спо-койна. «Безрукость» Афродиты с течением времени стала как бы ее атрибутом и нисколько не мешала ее красоте. Так же рассмотрение скульптуры Лисиппа «Апоксион» (см. приложение 3).   Беседа по поводу того, какая из рассмотренных фигур более понравилась. Почему?

 

Приложение 1

Концептуальная модель программы полового воспитания

и сексуального обучения подростков в ОУ

 

 

Цель программы

 

- формирование принятых в обществе полоролевых ожи-даний и требований самосохранительного сексуального поведения

 

 

 

 

 

 

 

Факторы, формирующие половую модель

 

- социально-экономические, этнические, религиозные, медицинские

- акселерация

- семейное и школьное воспитание

- молодежная субкультура

- личностно-психологические особенности

- влияние средств массовой информации

- вредные привычки (алкоголизм, наркомания)

 

 

 

 

 

 

Психофизиологическое формирование личности

 

- половое созревание

- половая направленность

- половая мораль, культура, этика

 

 

Половое поведение

 

- гомо- и гетеросексуальное

- само- и несамосохраняющееся

 

 

 

 

 

 

 

Возможные исходы поведенческих факторов

 

- нарушение полового созревания

- психологические (в т.ч. суицидальные) проблемы

- беременность заканчивается родами

- беременность заканчивается абортами

- заболевания, передающиеся половым путем

- воспалительные заболевания мочеполовых путей

- генитальные и экстрагенитальные болезни

 

 

 

 

 

 

 

Задачи полового воспи-тания и сексуального образования

 

- половое и сексуальное просвещение, интегрированное в программы школьного образования

- специализированные формы обучения и воспитания

- медико-психологическая, социальная помощь и реаби-литация

 

 

 

 

 

 

 

Структурное обеспече-ние задач

 

- педагоги школ

- родители

- психологи и социальные работники

- медицинские работники

- медицинские учреждения общего профиля (поликлини- ки, стационары)

- медицинский специализир. Учреждения (акушерско-гинекологические, педиатрические, кожно-венерологи-ческие и др.)

- система медико-психологических кризисных служб

- подростковые центры (здоровья, реабилитации)

- центр планирования семьи

- культурологические центры (формальные и неформаль-ные)

 

 

 

                       

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

 

 

Заключение.

 

 

Изучив литературу по проблеме полового воспитания и психо-сексуального развития детей, можно сделать вывод, что они актуальны. Кто из родителей не хотел бы видеть в подрастающем сыне настоящего мужчину – опору и радость стареющим родителям? К числу природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом.

Психолог В.Е. Каган говорил: «Выйти в общество человек может, лишь так или иначе обретя половую принадлежность, лишь так или иначе отнеся себя к женскому или мужскому полу».

Половое воспитание является одной из наиболее сложных сторон общего нравственного воспитания ребенка, формируя у детей начало настоящих мужчин и женщин. От ступени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца).

Проанализировав существующие программы, можно сделать вывод, что делаются первые попытки по реализации задач полового воспитания, которые необходимо решать систематично, планомерно во взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.

Таким образом, педагогам и родителям необходимо помнить, что половое воспитание и сексуальное образование должно:

- начинаться с детского возраста и продолжатся до взрослой жизни;

- являться составной частью процесса воспитания и обучения;

- проводиться для всех детей, подростков и взрослых, в том числе имеющих психологические, эмоциональные и физические трудности;

- рассматривать вопросы морали, межличностных и сексуальных отношений, которые будут способствовать принятию осознанных решений;

- способствовать повышению самоуважения, чувства моральной ответственности и формированию навыков по избежанию негативного сексуального опыта.

 

 

Литература.

1. О.Л.Зверева, А.Н.Ганичева. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М: «Академия», 1999.

2. В.В.Зеньковский. Психология детства. – М: «Академия», 1996.

3. История педагогики в России / сост.С.Ф.Егоров. - М: «Академия», 1999.

4. Л.В.Ковинько. Растим здоровых, умных и добрых. - М: «Академия», 1996.

5. С.А.Козлова. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М: «Академия», 1998.

6. Т.А.Куликова. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М: «Академия», 1999.

7. С.Макаренко. // Воспитание школьников – 2001.- №9.

8. В.Марков. Здоровый образ жизни. - М: «Академия», 2001.

9. Н.Ю.Масоликова. // Психологическая наука и образование – 2000.- №4.

10.А.Молль. Половая жизнь ребенка: пер. с нем./ под ред. Б.И.Бентовина. - М:

« Образование», 1994.

11.Половое воспитание: пособие для студентов педагогических вузов небиолог.                

фак./ Д.Б.Колесов. - М: 1998.

12.Популярная психология для родителей / под.ред. А.А.Бодалева. - М:    

«Педагогика», 1998.

13.А.Санников. Вопросы полового просвящения в деятельности соц.работника

и психолога // Вестник психосоциальной работы - 1999. - №4.

14.Сексуальное развитие и половое воспитание детей. Спецкурс /

сост.Э.К.Суслова. – М: АПО, 1994.

15.В.Собкин // ОБЖ. – 1999. №8.

16.И.Соковня // ОБЖ. – 1999. №8.

17.Э.Я.Степаненкова. Теория и методика физического воспитания и развития

ребен а. - М: «Академия», 2001.

18.Б.В.Чумаков. Валеология: Учебное пособие для преподавателей и студентов  

сред.- спец. и высш. учеб. заведений. - М: Педагогическое общество России, 

1999.

19.Краткий словарь семейного воспитания.

20.Психологический словарь.

21. Энциклопедия сексуальной жизни. – М.- Волгоград: Дом; Струг, 1992.

 

 



2020-02-04 170 Обсуждений (0)
учреждений по изучаемой проблеме. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: учреждений по изучаемой проблеме.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)