Причины, признака, стадии и последствия кризисного состояния предприятия
Теоретические основы финансового оздоровления реального сектора экономики Причины, признака, стадии и последствия кризисного состояния предприятия
Кризис на предприятии - это процесс изменения, разрушения сложившейся структуры связей. Различают стратегический кризис (кризис стратегий), при котором потенциал предприятия оказывается подорванным, либо разрушенным и нет возможности создать новый; кризис результатов (оперативный кризис), когда предприятие несет убытки и движется к ситуации дефицита баланса; кризис ликвидности - растущие убытки грозят потерей платежеспособности [10, c.112]. Существуют три стадии развития кризиса: ранняя, характеризующаяся отдельными проявлениями неэффективности в производстве, сбыте (рост товарно-материальных запасов, снижение темпов роста продаж, проблемы с качеством продукции и т.д.); промежуточная - нехватка оборотных средств, приостановка поставок в кредит, задержки в выдаче заработной платы; поздняя, при которой предприятие находится в состоянии хаоса, нарушаются графики производства, кредиторы требуют изменения условий кредита, а поставщики - предоплаты [15, c.56]. Выделяют две группы проблем: функциональные, которые могут решаться путем изменения образа действий персонала, и системные, решение которых требует коренной реструктуризации предприятия [24, c. 20]. Кризисы в деятельности конкретного предприятия могут совпадать и не совпадать с ритмами общего экономического развития. Они зависят от общего цикла, но могут иметь и свой собственный цикл. Системный кризис обязательно отражается на отдельном предприятии, но в каждом конкретном случае отражается по-разному. Ясное понимание причин кризиса помогает наметить адекватные меры его предупреждения и преодоления. Применительно к конкретной организации причины кризиса обычно подразделяют на объективные и субъективные, внутренние и внешние. Это позволяет классифицировать кризисы на управляемые, частично управляемые и неуправляемые, выработать стратегию и тактику выживания. Следует отметить, что жесткой границы между объективными и субъективными причинами кризисов, на наш взгляд, нет. К субъективным причинам можно отнести те, которые в большей степени подвержены воздействию и управлению, которые могут быть устранены в краткосрочной перспективе; к объективным - те, которые складываются под воздействием многих разнонаправленных факторов, их устранение и смягчение возможно, но не в ближайшей перспективе, не только и не столько силами самой организации. В агрегированном виде классификация причин кризисов организации представлена в табл.1 [28, c.231]. Внешние факторы формируются макросредой, окружающей предприятие. Как правило, отдельное предприятие не оказывает на них влияния или это влияние незначительно. Лишь очень крупные корпорации, удельный вес продаж которых на внешнем и внутреннем рынке значителен, играют определенную роль в формировании внешних факторов и степени их влияния на экономическую среду [21, c.15]. На отдельно взятое предприятие перечисленные внешние факторы оказывают различное влияние. В каждом конкретном случае целесообразно выделить группу таких факторов и попытаться адаптироваться к ним. Следует отметить, что гораздо легче приспособиться к группе субъективных факторов, чем объективных [14, c.32]. Например, неустоявшееся законодательство позволяет многим предприятиям приспосабливаться к неясным условиям, лавировать между законом и подзаконными нормативными актами; высокая инфляция зачастую способствует бурному развитию успешных компаний и т.д. [11,c.64]
Таблица 1 Основные факторы и причины кризисов в организации
Спектр оборонительных задач - обратный. По сути, это задачи обнаружения и срыва кризисных программ конкурентов, недопущения вытеснения с занятых рынков, попыток доведения до банкротства, захвата контрольного пакета акций и т.п. [19, c.55] Методы обнаружения этих технологий (подобных намерений конкурентов) и оказания им противодействия относятся к общим стратегическим задачам фирмы, зачастую осуществляются через PR-акции и в данной работе подробно не рассматриваются [8, c.26]. Все перечисленные факторы являются общими для большинства стран с развитой рыночной экономикой, всего постиндустриального общества [22, c.32]. К последствиям кризисного состояния можно отнести финансовые затруднения, связанные как с внешними общегосударственными проблемами (нестабильность политической ситуации, несовершенство законодательной базы, неплатежи), так и с внутренними проблемами - неэффективный маркетинг, неэффективное использование средств, неэффективный производственный менеджмент, несбалансированность финансовых потоков. Совокупность перечисленных последствий кризисного состояния предприятия вызывает необходимость постоянной диагностики финансового положения предприятия с целью ранней диагностики кризисного развития предприятия и выработки защитных механизмов антикризисноого управления финансами в зависимости от выявленных факторов и силы их воздействия.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |