Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Православное воспитание детей-сирот в современности



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Православное воспитание детей-сирот в современности 0.00 из 5.00 0 оценок




Ратифицировав в 1990 году Конвенцию о правах ребёнка, Россия признала право ребёнка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, число детей, лишённых родительского попечения, продолжает увеличиваться. В 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572.400, в 1998г. - 620.000, в 2000г. - 639.900. В 2005 году уже называется цифра 780.000. Несмотря на то, что рождаемость в России стремительно снижается, количество детей, не имеющих нормального для их развития семейного окружения, с каждым годом растет. В проведённом И.Б. Назаровой исследовании "Дети-сироты: характеристика проблемы последних лет" приводятся такие цифры: с 1990 по 1998 год численность детей в возрасте до 14-ти лет в Российской Федерации сократилась на 5 миллионов, а доля детей и подростков, выявленных как социальных сирот, в составе детского населения увеличивалась. Так, в 1990 году выявлено 49.105 социальных сирот до 14 лет, а в 1998 выявлено уже 110.930 таких детей. Утверждая, что государство несёт ответственность за систему воспитания сирот, автор цитируемого исследования отмечает, что государству одному не решить все проблемы в этой сфере. Изменившаяся социально-политическая структура российского общества выявила новые силы (в первую очередь, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей, и увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Назарова И.Б. пишет: "Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному" [20, стр. 204-212].

Основными законодательно закрепленными формами устройства детей-сирот в современной России таковы: семейные формы устройства - усыновление, опека, попечительство, приемные семьи; учреждения государственного воспитания – дома ребенка, детские дома, школы-интернаты. Кроме того, каждый субъект Российской Федерации может использовать альтернативные формы устройства детей-сирот: патронатные семьи, семейный детский дом, семейные воспитательные группы, кадетские школы-интернаты, православные приюты.

В последние годы всё чаще при православных общинах и монастырях стали появляться приюты и детские дома. Разницу между попечением в приюте и в детском доме составляет то, что, по законодательству РФ, в приюте ребёнок может пребывать до выяснения обстоятельств его дальнейшего попечения, не более 6 месяцев. В последствии он должен быть помещен в детский дом или должна быть определена иная форма попечения о нем. Детальная проработка специальной законодательной базы в отношении церковного попечения о детях-сиротах мыслится многими специалистами как важное средство борьбы с современной беспризорностью детей в России. Так, в своём докладе на XIII Международных Рождественских чтениях министр образования Фурсенко А.С. отметил, что в социально-педагогической сфере очень хорошо зарекомендовали себя детские дома и приюты при храмах и монастырях. Многие общины и монастыри взяли под своё попечительство детей, родившихся от алкоголиков и наркоманов и брошенных своими родителями. В создаваемой для таких детей системе воспитания есть много ценного, и, в первую очередь, - атмосфера искренней заинтересованности попечителей в том, чтобы дети вырастали не только достойными гражданам России, но и воспитывались в православии верными чадами Церкви. Это обстоятельство, несомненно, позитивно отражается на деле воспитания современных сирот [38, стр. 8-9].

Проанализировав опыт работы с детьми-сиротами в различных учреждениях, хотелось бы остановиться на некоторых из них. Выбор данных учреждений неслучаен, он объясняется разными формами взаимодействия государства и Церкви по воспитанию детей-сирот.

Специальный (коррекционный) детский дом г. Сызрани – это государственное образовательное учреждение для детей-сирот, находящееся на полном государственном обеспечении. Осенью 2002 года директор детского дома обратилась к духовенству Вознесенского мужского монастыря с просьбой о постоянной помощи в воспитании его подопечных. Священнослужители монастыря решили удовлетворить прошение и открыть в стенах детдома молельную комнату, а также организовать занятия по предмету "Основы Православной культуры". Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил это Богоугодное дело. В настоящее время занятия «Основы православной культуры» ведет катехизатор монастыря М. Курганов [39, стр. 1-2].

Достоинством данной формы работы является то, что целью этих уроков кроме изучения истории и культуры своей страны, которая неразрывно связана с Русской Православной Церковью, является духовно-нравственное воспитание детей, научение их основным христианским добродетелям – доброте, терпению, послушанию и любви, оказание духовной помощи воспитанникам, с тем, чтобы в дальнейшем дети могли создать полноценные семьи и не повторить ошибок своих родителей.

Московский православный детский дом для мальчиков «Павлин» при московском храме святителя Митрофана Воронежского. Детский дом «Павлин» – реабилитационное учреждение, предназначенное для детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 1999 году при московском храме святителя Митрофана Воронежского, построенного в конце XIX века при детском приюте великой княгини Елисаветы Феодоровны. Елисаветинский приют был учрежден в 1893 году Московским Советом детских приютов и существовал за счет благотворительной помощи меценатов. При советской власти приют и храм были закрыты. После возобновления богослужений в храме Святителя Митрофана Воронежского в 1990г. была возрождена и его традиция: прихожане храма начали работу по оказанию помощи детям-сиротам. В настоящее время эта работа является одной из важнейших в приходе.

«Павлин» - негосударственный детский дом, он существует только на деньги спонсоров и на средства, которые выделяет учредитель «Павлина» – храм святителя Митрофана Воронежского.

В детском доме в настоящее время живет 18 мальчиков от 8 до 17 лет из Москвы, Московской, Ленинградской, Владимирской областей, из Латвии, и даже из Хакасии и Башкирии. Они регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются, соблюдают посты.

Достоинств у воспитательной концепции данного детского дома много. «Педагогически запущенные» дети обучаются индивидуально в самом детском доме с нанятыми преподавателями. Педагоги помогают подросткам догнать своих сверстников и начать учиться в школе.

С 18-ю сиротами в «Павлине» работает больше тридцати сотрудников, благодаря этому у педагогов и воспитателей появляется возможность наладить более тесный контакт с детьми и уделить внимание каждому. В «Павлине» нельзя смотреть телевизор и играть в компьютерные игры – считается, что это препятствует гармоничному развитию детей. Подростки ограничены в видеоинформации, но это компенсируется чтением классической литературы. В «Павлине» пытаются сделать так, чтобы у ребенка оставалось как можно меньше свободного времени.

Приоритетное направление православного детского дома – это музыка. Больше половины детей учатся в музыкальной школе, находящейся неподалеку от «Павлина». Ребята создали свой ансамбль, они играют на саксофоне, ксилофоне, аккордеоне, фортепиано. Помимо игры на музыкальных инструментах, воспитанники поют в хоре, занимаются рисованием, хореографией, играют в театральном кружке. Большое внимание уделяется спорту: еженедельно дети плавают в бассейне, учатся верховой езде на конно-спортивной базе, находящейся неподалеку, занимаются самбо, играют в футбол, хоккей, ездят на лыжах, катаются на коньках.

Каждое лето старшие ребята ходят в байдарочные походы в Карелию, где учатся вести себя в экстремальных условиях и мужественно преодолевать трудности. В осенние каникулы воспитанники обычно ездят в паломнические поездки – они посетили Воронеж и Курск, Задонск и Костомарово, путешествовали по Украине – были в Киево-Печерской Лавре, Киеве, Чернигове и Харькове, а также в Санкт-Петербурге.
В столярной мастерской старшие воспитанники учатся делать мебель – стеллажи для библиотеки, а младшие – строгают себе деревянное оружие: мечи и щиты. У ребят есть и ежедневные послушания – они моют полы, посуду, сами себе стирают одежду, убирают территорию и.т.д. Детский дом тесно связан с Зосимовой пустынью и с военной православной дивизией, находящейся неподалеку. Воспитанники из «Павлина» с удовольствием трудятся на послушании при монастыре и общаются с воинами из дивизии.
По достижении 18 лет дети выпускаются из детского дома и государство по закону должно выделить ребенку-сироте квартиру. Воспитатели, педагоги и другие сотрудники детского дома делают все возможное для того, чтобы ребята смогли продолжить обучение и получить хорошее образование. Один воспитанник уже поступил в Свято-Димитриевское медицинское училище, двое других собираются поступать в военно-музыкальное училище [36, стр. 1-4].
Среди минусов хотелось бы отметить, что поскольку детский дом «Павлин» является негосударственным и существует только на деньги спонсоров, то денег на выплату и увеличение зарплаты сотрудникам «Павлина» не хватает. Средняя зарплата сотрудников составляет всего 6-8 тысяч рублей. Из-за низкой зарплаты детскому дому не хватает квалифицированных воспитателей и педагогов.

Ковалевский Православный детский дом Нерехтского района Костромской области. Детский дом возглавляет протоиерей Андрей Воронин. Первоначальной (до организации детского дома) его инициативой было обращение к жителям города Нерехты с предложением брать на воспитание в семьи детей-сирот. Взявшим в семью приёмных детей гарантировалась медико-психолого-педагогическая помощь в воспитании ребёнка и решении возникающих в его процессе проблем. Желающих не оказалось. Так возникла идея создания православного детского дома.

  Достоинством данного учреждения является то, что здесь действует уникальная воспитательная концепция. Она включает в себя организацию семейно-воспитательных разновозрастных групп мальчиков (в детском доме живут только мальчики, девочки, "приписанные" к детскому дому воспитываются в патронатных семьях). У каждой такой "семьи" есть собственная квартира со всеми атрибутами современного семейного жилища - кухней, ванной и туалетом, комнатами на двух-трёх человек, домашними цветами и питомцами. Кроме того, у каждой семьи есть свой огород, плоды которого потребляются не только летом, но и заготавливаются впрок детьми, совместно с воспитателями. Детский дом имеет высококлассно оборудованный спортивный зал, компьютерный класс, домовую церковь и большой зал с настоящим камином, в котором собираются на праздники все воспитанники и сотрудники детского дома и всегда многочисленные гости. Вместе с тем, неотъемлемой частью жизни этого детского дома являются экстремальные горные, водные, зимние походы воспитанников при участии опытных специалистов - спелеологов, альпинистов и под непосредственным руководством о. Андрея, выпускника географического факультета МГУ. Наблюдения и результаты исследования рисуночных тестов детей до и после похода, а также интервьюирование детей в условиях, приближённых к экстремальным в двух совместных походах позволяют сделать следующее заключение. Погружение детдомовского ребёнка в экстремальные условия сохранной природной среды является мощным фактором, специфически корректирующим искажения его эмоционально-волевого развития, свойственные интернатному стилю воспитания [38, стр. 11-12].

К минусам можно отнести то, что компенсация отсутствия семейного воспитания ребёнка требует колоссальных финансовых затрат (несопоставимых с теми, которыми субсидируются семьи с приёмными детьми - опекаемыми или патронируемыми).

Так, проанализировав опыт деятельности разных учреждений для детей-сирот, можно сделать вывод, что характер проблем, которые приходится решать по мере церковной организации воспитания сирот, является весьма типичным для любых видов интернатных детских учреждений. Организационные, материальные и юридические проблемы решаются более эффективно, чем возникающие комплексные психолого-педагогические трудности. Существенной особенностью психолого-педагогических проблем является отсроченность проявления искажений в воспитании. Результаты неправильного устроения воспитательного процесса в полной мере сказываются с вхождением ребёнка в подростковый возраст и юношество. В этой связи прилежное поведение детдомовских детей в присутствии посторонних людей, их послушание взрослым, участие в общественных мероприятиях (например, концертах) и прочие атрибуты благополучного детства, не являются для специалистов показателями успешного протекания воспитательного процесса таких детей. Критериями оценки эффективности попечения о сиротах являются принципиально иные показатели.

 

 

 

Заключение

 

Постоянное увеличение числа детей-сирот стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей. Анализ исследований, посвященных изучению проблем воспитания детей-сирот, свидетельствует о том, насколько многопланова и сложна эта проблема в современных условиях. С сожалением приходится констатировать, что сиротство – явление не новое для России, однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрело в наши дни. Вот почему принципиально важно осуществлять деятельность, направленную на преодоление сложившейся ситуации и решение проблем социально-правовой защиты детей. Именно поэтому проведенное исследование, посвященное данной проблеме, полностью подтвердило свою актуальность.

В результате исследования православного воспитания детей-сирот в истории и на современном этапе можно сделать следующие выводы:

1. Православное воспитание представляет собой взращивание человека, учитывающее все три сферы бытия его личности. Определяемое как вос-помоществование в питании всех составляющих сторон личности, воспитание предполагает воздействие на телесную, душевную и духовную сферу бытия человека. Православное воспитание ставит себе две задачи: подготовить ребенка к вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром, и чтобы смерть не была духовной катастрофой; и подготовка к земной жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее.

2. В действующей системе воспитания детей-сирот духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции оказались сведенными к минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию детей-сирот во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. У детей-сирот слабо развиты нравственные чувства – совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственный облик – терпения, милосердия, кротости, незлобивости; нравственная позиция – способность к различению добра и зла, проявления к самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний; нравственное поведение – готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания и доброй воли. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания детей-сирот имеет чрезвычайную значимость, и ее необходимо решать с помощью основ православной культуры, поскольку православно-христианские принципы обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление духовно-нравственного кризиса детей-сирот.

3. Историю православно воспитания детей-сирот можно разделить на следующие этапы:

- в первобытный родовых общинах воспитание носило общественный характер, и поскольку ребенок считался сыном или дочерью всего рода, доклассовое общество не знало сиротства;

- X в. – первая половина XVIII в. – воспитание детей-сирот в этот период осуществляли князья, церковь, территориальная и этническая община. Социальная педагогика этого периода включала семейное, религиозное и одновременно народное воспитание. В конце этого периода зарождаются идеи церковно-государственного воспитания.

- середина XVIII в. – начало XX в. – воспитание детей-сирот осуществляется несколькими основными институтами: государством (в лице его ведомств), церковью, общественными благотворительными учреждениями и индивидуальными благотворителями. Система воспитания сирот базировалась, в основном, на частной благотворительности, но действовала под контролем государства.

- советский период – начало XX в. – 1990-е г.г. – общественно-государственное воспитание детей-сирот с созданием системы домов ребенка, детских домов, школ-интернатов.

4. Анализ опыта деятельности различных учреждений с разными формами взаимодействия государства и Церкви по воспитанию детей-сирот позволил сделать вывод о том, что то, что абсолютно естественным образом даёт ребёнку любая нормальная семья, детский дом может привить только в специально созданной исключительно благоприятной атмосфере. Такого рода организация предполагает совместную скоординированную работу коррекционных психологов, дефектологов, психиатров, социальных педагогов и многих других специалистов. Выявленные особенности развития детей в интернатных заведениях минимизируют способности воспитанников к созданию собственной семьи. Трагедия нынешней демографической ситуации в России состоит ещё и в том, что человек, лишённый опыта семейной жизни, практически не способен воспитывать собственных детей. Порочный круг воспроизводства сирот можно разорвать только созданием для ребёнка атмосферы семейного окружения. Роль Церкви в укреплении семейных связей в современной российской действительности несомненна.  

Гипотеза полностью подтвердилась.

Перспективой исследования будет являться разработка и реализация программы по взаимодействию в воспитании детей-сирот Екатеринбургского детского дома №7 и священнослужителей Храма-памятника на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Архиепископ Евсевий (Орлинский). Энциклопедия воспитания маленького христианина [Текст] / Архиепископ Евсевий (Орлинский). – М. : Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007. - 368 с.

2. Басов Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

3. Басов Н.Ф. История социальной работы [Текст] : практикум / Н.Ф. Басов. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 340 с.

4. Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Берсенева, священник Алексий Мороз. – Спб. : «Сатисъ», 2007. – 220 с.

5. Библия [Текст] / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М. : Российское Библейское общество, 2007. – 1330 с.

6. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства [Текст] : уч. пособие / В.А. Варывдин, И.П. Клемантович. – М. : Инфра-М, 2004. – 223 с.

7. В духе целомудрия и чистоты [Текст] / сост. «Центр Благо». – М. : Издательство Московской Патриархии, «Центр Благо», 1998. – 64 с.

8. Во всей красе блистающего солнца. Преподобный Амвросий Оптинский о христианском воспитании детей [Текст] / сост. З. Афанасьева. – М. : Издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2007. – 64 с.

9. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] : сб. науч. тр. / отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М. : Просвещение, 1982. – 198 с. 

10. Григорьев А.Д. История социальной работы : в 2 ч. ч.1 (до начала ХХ в.) [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Д. Григорьев. – Минск : ТетраСистемс, 2006. - 464 с.

11. Даль В.И. Хмель, сон и явь [Текст] / В.И. Даль. – СПб : Сатисъ Держава, 2007. – 254 с.

12. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Инфра-М, 1998. – 159 с.

13. Егошина В.Н. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России [Текст] / В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова. – М. : Союз, 1993. – 363 с.

14. Зеньковский В.В., Протопресвитер. Педагогика [Текст] / В.В. Зеньковский, Протопресвитер. – М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996. - 154 с.

15. Как правильно воспитать православного ребенка [Текст] / цензор: ректор Вифанской семинарии, архимандрит Филофей. - М. : Православный приход Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2002. - 124 с.

16. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности [Текст] : учеб. пособие / Т.Б. Кононова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 340 с.

17. Лишенные родительского попечительства [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие для студ. пед. ун-тов и ин-тов / ред.-сост. В.С. Мухина. – М. : Просвещение, 1991. - 223 с.

18. Левчук Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы [Текст] / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. – М. : Планета 2000, 2008. – 38 с.

19. Лыткин В.А. История социальной работы в России [Текст] : учеб. пособие / В.А. Лыткин. – Калуга, 1997. – 285 с.

20. Назарова И.Б. Дети-сироты: характеристика проблемы последних лет [Текст] / И.Б. Назарова // Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация / под ред. Н.М. Римашевской. – М. : РИЦ ИСЭПН, 2002. – 309с.

21. Основы социальной работы [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.Ф. Басова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. 

22. Основы социальной работы [Текст] : учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М. : Инфра-М, 1999. - 368 с.

23. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Высшее образование, 2008. - 430 с.

24. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости, воспитание детей [Текст] / Н.Е. Пестов. – Клин. : Фонд «Христианская жизнь», 2003. – 173 с.

25. Прихожан А.М. Дети без семьи [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М. : Педагогика, 1990. – 256 с.

26. Подласый И.П. Педагогика [Текст] : учебник / И.П. Подласый. – М. : Высшее образование, 2008. С. 384-398.

27. Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского [Текст] / вступ. протоиерея А. Маляревского. - СПб, 2005. - 540 с.

28. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. – М. : Издательский дом «Покров», 2004. - 144 с.

29. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению [Текст] / святитель Феофан Затворник. - М. : 1899. - 432 с.

30. Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Э.А. Чурсина. – Елец : [б. и.], 2001. - 18 с.

31. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С.А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

32. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика [Текст] : учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / протоиерей Е. Шестун. – М. : Православная педагогика, 2001. - 560 с.

33. ФЗ РФ № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

34. ФЗ РФ № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

35. ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

36. www.cirota.ru/papers/?id=132 Владимирова М. «Воспитать по-православному».

37. www.cirota.ru/papers/?id=2 «Православие в системе воспитания».

38. www.rondtb.msk.ru/info/ru/orphans_ru.htm Склярова Т.В. «Проблемы церковного попечения о детях-сиротах».

39. www.samara.orthodoxy.ru/Smi/Npg/042_6.html Акифьева Т., Курганов М. «Православное воспитание детей-сирот».

40. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=328 Ширшов В.Д. «Духовно-нравственное воспитание молодежи»

 

 



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Православное воспитание детей-сирот в современности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Православное воспитание детей-сирот в современности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)