Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности поведения и духовно-нравственного развития детей-сирот



2020-02-04 250 Обсуждений (0)
Особенности поведения и духовно-нравственного развития детей-сирот 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Говоря об особенностях развития детей-сирот, следует сказать, что эта группа детей - довольно специфический и неоднородный контингент.

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) [34, стр.1].

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальные сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [35, стр. 1]. Эта категория детей делится условно на несколько групп:

- дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3-4 лет);

- дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье;

- беспризорный дети – это специфические дети, имеющие опыт жизни «на улице». Согласно ст. 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный – в соответствии с той же ст. – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [33, стр.1].

Современная ситуация свидетельствует о том, что детей-сирот в нашей стране всего 10% от общего количества детей, оставшихся без родительского попечения. Несмотря на все трудности, сопровождающие их сиротское воспитание, в психоэмоциональном плане они находятся в несколько более выгодном положении, зная, что их родители умерли, и, осознавая, что их никто не бросал, просто так сложились обстоятельства. К тому же у многих детей-сирот есть родственники, которые навещают их в детских домах, устанавливают попечительство над ними или берут на воспитание в свою семью, проявляя заботу о них. Чаще всего первые, наиболее важные годы жизни эти дети проводят с матерью, а значит, на них меньше сказываются последствия ранней разлуки с ней.

Анализ развития детей – социальных сирот, которые составляют абсолютное большинство воспитанников детских домов (около 90%) свидетельствует о том, что неприятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии маленькой личности.

Постоянное пребывание ребёнка вне семьи (даже в очень хорошем детском доме или интернате) оказывает на процесс его развития такое воздействие, которое многие специалисты склонны рассматривать в качестве некоторого рода инвалидности. Атмосфера семейного окружения ребёнка (в данном рассмотрении не имеет значения - родная это семья или нет) определяет качественно иной тип развития растущей личности. Так, многолетние исследования развития детей из интернатного учреждения и особенностей их поведения, проведённые А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, позволили им сделать заключение о наличии психологической специфики сиротства, которую авторы интерпретируют не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной характер развития ребёнка. У воспитанника интернатного заведения становление психики имеет качественно другие закономерности, нежели у ребёнка, воспитывающегося в семейном кругу. Человеку, далёкому от реалий интернатного жизнеустройства, даже в голову не придёт мысль о том, что в учреждении господствует, как правило, один запах (или, в лучшем случае, несколько, но большинство из них всё-таки запахи "казённого дома" - хлорки, лекарств, пищи, приготовленной на большое количество людей). Отсутствие домашних запахов, которые в семьях бывают сезонными, праздничными, будничными, ситуативными и регулярными - только один небольшой аспект, характеризующий глобальную инаковость атмосферы детского дома или интерната. Поэтому специалистами употребляется понятие "обеднённой среды обитания" детей, находящихся вне семейного попечения. Обеднённая среда обитания - это также всего лишь один из компонентов, влияющих на формирование личностных качеств у ребёнка, живущего в детском доме. Современные психология и педагогика имеют достаточно целостную картину, описывающую особенности психического развития ребёнка, вырастающего вне семьи - его эмоций, мышления, речи, особенностей поведения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми [38, стр.9].

Особую группу детей, оставшихся без попечения родителей, составляют беспризорные. Еще в начале 1920-х г.г., когда в стране было очень много беспризорный малолетних преступников, бытовало мнение среди радикально настроенных педагогов и психологов, что беспризорные – это психопаты, «морально дефективные», поскольку обладают комплексом антигуманных особенностей. Однако дальнейшая практика жизни опровергает такой взгляд и убеждает в следующем: беспризорные – это жертвы социальных условий, процент дефективных среди них немногим больше, чем у обычных детей. Их коренное отличие от «семейных» детей в том, что они познали жизнь, умеют приспосабливаться к ней, самостоятельны, рассчитывают на свой собственный ум и силу, решительны, смелы, деловиты. Эти свойства личности выработаны жизнью на улице, базаре, вокзале и т.д.

Различают два типа беспризорных: «уличник» и «из семьи». Первые стремятся к самостоятельности, к подчинению детской среды своему авторитету, уверены в своих силах, имеют практический опыт жизни на улице, знакомы с притонами, ресторанами, азартными играми, сильно подражают взрослым, но недоверчивы к ним, отрицательно относятся к власти. Второму типу, беспризорным «из семьи», характерны нелюдимость и некоторая дикость, пассивность, боязнь практической жизни вне семьи, подчиненность влиянию других, более сильных сверстников-беспризорников. Чаще всего они попрошайничают, собирают бутылки, совершают мелкие кражи, добывая пропитание себе и бомжам-родителям. У таких детей появляется целый букет болезней: язва желудка, педикулез, чесотка, туберкулез и многие другие.

Несмотря на своеобразие каждой из названных групп, у всех детей-сирот есть много общего. Им свойственны специфические признаки личностного развития, которые отличают их от всех остальных.

У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития. Но даже те дети, которых психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеют ряд особенностей.

Детям-сиротам свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности [31, стр. 25-30].

Взаимоотношения со взрослыми, которые в каждом возрасте детства по-своему обуславливают становление важнейших регуляторов мировосприятия, поведения и общения ребёнка, в интернатном заведении являются институциональными (обусловленными регламентом жизнедеятельности учреждения), тогда как в семье характер отношений ребёнка и взрослого является личностно-родственным. Это обстоятельство способствует деформированности жизненно важных для любого человека качеств психики, таких как, например, любознательности, познавательной активности, избирательности в отношениях со сверстниками и теми, кто младше или старше, лицами своего и противоположного пола и многих других.

Перечисление отличий семейного воспитания от воспитания в детском доме может занять не один книжный том. Данные особенности подробно изучены российскими психологами и педагогами. Общая тенденция описания психологических характеристик воспитанника интернатного заведения такова: эмоциональный фон его развития чрезвычайно беден, что препятствует формированию жизненно важных личностных качеств ребёнка, которые формируются при непосредственной активной самостоятельной деятельности самого ребёнка. Воспитанники интернатных заведений вынуждены приспосабливаться к требованиям окружающей среды, тогда как семейные дети активно реагируют на окружающую их обстановку, творчески осваивая её (безотносительно к тому - благоприятна она для их возрастания или не очень). Иной опыт жизни и воспитания ребёнка в интернатном заведении приводит к недоразвитию эмоционально-волевой сферы, в подтверждение чему можно приводить долгий перечень примеров. Так, И.А.Залысина сравнивала потребность в сопереживании у старших дошкольников, воспитывающихся в семье и вне семьи.Старшие дошкольники, воспитанники детского дома, практически не способны к сопереживанию к окружающим людям. Причём, им чуждо как реактивное сопереживание, появляющееся в ответ на чувства других людей, так и инициативноесопереживание - стремление ребёнка разделить своё переживание с другими людьми, привлечь их к сопереживанию к нему, ребёнку. Семейные дети в экспериментальном исследовании И.А.Залысиной не только искали сочувствия у взрослого и сверстника, но и сами активно откликались на переживания как партнёров, так и персонажей сказок. Потребность в сопереживании развивается на протяжении всего детства, достигая в старшем возрасте наиболее развитой формы. Для того, чтобы она могла достичь удовлетворения, необходимо такое взаимодействие ребёнка и взрослого, которое даёт ребёнку возможность высказаться, раскрыться перед другим человеком.

Дети из детского дома не могут высказать своих оценок. Если даже они у них и есть, то ребёнок не стремитсясогласоватьсвоё отношение к происходящему с отношением взрослого, он толькосоотноситих. Воспитанник детдома в исследованиях И.А.Залысиной весьма робко искал отклик на свои переживания, его усилия были направлены в основном на привлечение доброго внимания взрослого. Становление потребности в сопереживании начинается в младенчестве и невозможно без развитой эмоциональной сферы.

Деформации подвергается и сфера общения детей, воспитывающихся вне семьи, со взрослыми. Ее характеризует особая напряжённость потребности ребёнка в этом общении. А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых пишут: "На фоне ярко выраженного стремления к потребности к общению со взрослым и одновременно - повышенной зависимости от взрослого, особенно обращает на себя внимание агрессивность в отношении воспитанников интерната к взрослым". Угнетение потребности в общении в сочетании с неумением взять на себя ответственность за решение конфликта обуславливает у ребёнка, воспитывающегося в интернатном заведении, "потребительское" отношение к взрослым, тенденцию ждать и даже требовать решения своих проблем от окружающих. Воспитанники интерната менее успешны в решении конфликтов в общении со взрослыми и со сверстниками. Агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях - этот далеко не полный перечень особенностей поведения детей, воспитывающихся вне семьи, делает их неспособными к продуктивному решению конфликтов. Названные особенности порождают "защитные образования" у сирот - вместо творческого мышления ребёнок стремится использовать известные ему схемы, вместо становления произвольности поведения - ориентация на внешний контроль, вместо стремления самому справиться с трудной ситуацией - тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других [38, стр.9-11].

Недоразвитость чувственно-эмоциональной сферы, как правило, негативно сказывается и на духовно-нравственном развитии ребёнка.

Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией и т.д. Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты своего Отечества.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка С.И. Ожегова», то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание – организованная и целенаправленная деятельность, направленная на формирование высших нравственных ценностей, а также качеств патриота и защитника Родины [40, стр. 1-2].

У детей-сирот слабо развиты нравственные чувства – совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственный облик – терпения, милосердия, кротости, незлобивости; нравственная позиция – способность к различению добра и зла, проявления к самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний; нравственное поведение – готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания и доброй воли [18, стр. 7-8].

Нарушение духовно-нравственного развития детей-сирот приводит впоследствии к тому, что они практически не способны к установлению крепких личностных связей, которые позволяют человеку создавать семью. У них разрушены представления о браке и семье: супружеские отношения не являются выражением жертвенной любви и духовного единства, утрачиваются представления о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака, воспитание детей воспринимается как тяжкое и нежелательное бремя.

У детей-сирот фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения педагогов.

Духовно-нравственная неразвитость детей-сирот приводит к отсутствию четких представлений о пороке и добродетели, что толкает их на путь алкоголизма, наркомании и криминала.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что уровень духовно-нравственного воспитания детей-сирот остается на достаточно низком уровне и требует особенного внимания. Духовно-нравственное воспитание этих детей необходимо осуществлять на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает ребенку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление духовно-нравственного кризиса детей-сирот.



2020-02-04 250 Обсуждений (0)
Особенности поведения и духовно-нравственного развития детей-сирот 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности поведения и духовно-нравственного развития детей-сирот

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)