Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль государственных финансов РФ в области финансирования хозяйствующих субъектов



2020-02-04 161 Обсуждений (0)
Роль государственных финансов РФ в области финансирования хозяйствующих субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Федеральный бюджет как регулятор финансирования хозяйствующих субъектов

 

Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.[16, c.144]

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: "В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития".

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

Основными источниками финансовых ресурсов предприятий являются прибыль и амортизация, а также заемные и привлеченные средства. Объем децентрализованных финансовых ресурсов зависит от тех же факторов, что и объем централизованных, но на их величину оказывает влияние еще и степень централизации. Возникновение и развитие финансового рынка дает хозяйствующим субъектам новые возможности для расширения состава финансовых ресурсов и увеличения их объема путем выпуска ценных бумаг, использования заемных средств различных кредитных организаций и коммерческого кредита, размещения временно свободных денежных средств на депозитах в коммерческих банках и др.[18, C.415]

Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться не только в фондовой, но и в нефондовой форме. Так, прибыль предприятий распределяется на фонд накопления и фонд потребления, часть полученного валового дохода предприятия направляют на создание фонда оплаты труда, амортизационные отчисления накапливаются в нефондовой форме.[17, C.252]

Объемы финансовых ресурсов государства и предприятий находятся в прямой зависимости, так как источником формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов является валовой внутренний продукт, создаваемый хозяйствующими субъектами.

Наиболее полное исследование экономического содержания, состава, структуры и проблем увеличения финансовых ресурсов принадлежит коллективу авторов под руководством В.К. Сенчагова. Они определяют финансовые ресурсы следующим образом: «Финансовые ресурсы народного хозяйства представляют совокупность денежных накоплений и амортизационных отчислений и других денежных средств в процессе создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта»[1]. Как правило, подробнее финансовые ресурсы рассматриваются в учебной литературе по финансам предприятий и отраслей народного хозяйства. При этом наибольшее внимание уделяется, конечно, финансовым ресурсам предприятий.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы - это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.[16, C.35]

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий, в общем их объеме по производственным предприятиям наибольший удельный вес занимают собственные средства. Статистических данных о структуре финансовых ресурсов, к сожалению, не имеется. Однако есть данные о структуре финансовых ресурсов, направляемых на финансирование инвестиций. Так, в 2002 г. инвестиции в основной капитал финансировались на 48% за счет собственных средств, в том числе на 20,5% за счет прибыли и на 23,5% за счет амортизационных отчислений. Доля привлеченных и заемных средств составила 52%, в том числе бюджетных - 19,6%[2]. В 2003 г. в структуре финансирования инвестиций соотношение собственных и суммы привлеченных и заемных средств составило 45,6 и 54,4% соответственно. Внутри группы привлеченных и заемных средств бюджетные средства составили 18,7%, кредиты банков - 5,3%, заемные средства других организаций - 9,2%, прочие источники - 20,1%[3].

Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. С 2005 г. общеэкономические показатели представляются по видам экономической деятельности, и на конец 2005г. в добывающих, обрабатывающих производствах, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды действовало 258,5 тыс. организаций.

Меняется не только количество, но и структура собственности предприятий. К 2006 г. 80,5% российских предприятий находились в частной собственности, 5,3% организаций - в собственности общественных и религиозных организаций, 5,6% - смешанной формы собственности, 5,3% - в муниципальной собственности и только 3,4% - в государственной собственности.[1, С.115]

Изменилась и структура основных фондов предприятий и организаций по формам собственности (табл. 1).

Таблица 1

Динамика структуры основных фондов РФ по формам собственности (в %)[4]

Показатель 1970 г. 1980 г. Г 990 г. 2000 г. 2005 г.
Все основные фонды 100 100 100 100 100
В том числе:          
государственная собственность 86 89 91 43 40
негосударственная собственность 14 11 9 57- 60

При этом состояние основных фондов постоянно ухудшалось: если в советский период коэффициент обновления основных фондов достигал 10, то в 2000-е гг. - 1,5-2,0 (табл. 2). Это наблюдается практически во всех отраслях, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, здравоохранении и пр.

В 2005г. износ основных фондов варьировал от 47,8% в обрабатывающих отраслях промышленности до 55,6% в электроэнергетике.

Состояние экономики любого государства во многом определяется объемом и структурой инвестиций, осуществляемых за счет различных источников. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал в процентах к предыдущему году составили в 1980 г. - 102,9%; в 1990 г. - 100,1%; в 1995г. - 89,9%; в 2000 г. - 117,4%; в 2005 г. - 110,7%. В структуре инвестиций доля собственных средств на конец 2006 г. составила 46,5%, в т.ч. доля прибыли - 22,3%, амортизационных отчислений - 20,6% (табл. 2).[1, С.117]

Высокий износ основных фондов, сокращение инвестиций, высокие ставки налогов, высокий уровень кредиторской и дебиторской задолженностей и другие факторы обусловили высокую долю убыточных предприятий в различных отраслях российской экономики, которая составила в 2005 г. 33%.

Таблица 2

Динамика коэффициентов обновления основных фондов российских организаций по отраслям (в сопоставимых ценах)[5]

 

 

Показатель 1970 г. 1980 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г.
Все основные фонды 10,2 8,2 5,8 1,4 2,0
1. Промышленность 11,3 8,9 6,0 1,3 1,7
2. Сельское хозяйство 14,9 11,0 7,0 0,5 0,8
3. Строительство 16,6 13,5 11,8 1,4 2,2
4. Транспорт 7,3 7,5 5,1 1,0 1,2
5. Связь 10,3 7,7 5,6 2,1 7,1
6. Торговля и общественное питание 9,0 6,9 6,2 2,4 6,2
7. Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 11,4 9,1 5,7 0,9 1,2
8. Образование 15,2 10,1 6,4 0,8 1,3
9. Наука и научное обслуживание 11,3 9,8 7,5 0,4 1,3
10. Финансы, кредит, страхование

9,2

6,7

5,0

6,2 8,2
11.Управление 2,0 4,4
12. Общественные объединения 1,1 2,2

Среди главных причин низких темпов роста производства отраслей промышленности аналитики называют недостаточность финансирования и низкий уровень спроса (табл. 3).[19, С.323]

Таблица 3

Отдельные показатели финансового состояния организаций в РФ (в %) (в процентах)[6]

 

 

 

Отрасль

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Коэффициент автономии

1993 г. 2005 г. 1993 г. 2005 г. 1993 г. 2005 г.
Всего 122,2 113,1 11,5 -12,5 41,4 56,2
Промышленность[7] 130,1 139,7 12,8 -3,4 35,2 44,1
Сельское хозяйство 144,1 135,4 20,4 1,1 54,7 56,2
Строительство 113,1 98,0 5,5 -10,0 29,0 29,0
Транспорт 139,2

113,4

9,6 -16,5 45,4

70,7

Связь 141,3 8,0 -75,5 30,1

В результате крайне неудовлетворительными остаются показатели финансового состояния организаций в целом по отраслям экономики России.

Расходы федерального бюджета на развитие сельского хозяйства будут расти. Принят закон о реализации государственной программы развития сельского хозяйства. На эту программу пока зарезервированы: 15 млрд. руб. - на 2008г., 17,4 млрд. руб.- на 2009г., 30 млрд. руб. - на 2010г. Эти средства существенно увеличивают государственную поддержку сельского хозяйства. В 2009-2010 гг. эти расходы в рамках подготовленной и утверждённой Правительством программы могут быть существенно увеличены.[1, с.147]

За период рыночных преобразований существенно увеличилось количество предприятий и организаций (в 2,2 раза с 1994 по 2005 гг.), особенно в торговле и общественном питании и ЖКХ (в 3 раза). При этом изменилось соотношение предприятий и организаций по отраслям экономики (табл. 4).

Таблица 4

Распределение предприятий и организаций РФ по отраслям экономики[8]

 

Отрасль 1995 г. 2005 г. Рост (раз)
Всего 1946 4417 2,2
Промышленность 289 489,1 1,7
Сельское хозяйство 287 304,1 1,1
Строительство 235 415,4 1,8
Транспорт

47,5

129 -
Связь 20,5 -
Торговля и общественное питание 525 1621,6 3,1
Операции с недвижимым имуществом 4,8 73,4 15,3
ЖКХ 23,5 75,4 3,2
Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение 56,5 128,7 2,3
Образование 44,3 161,9 3,7
Наука и научное обслуживание 91,1 115,3 1,3

За период с 1990 по 2004 гг. существенно увеличилось и количество организаций в промышленности, объем промышленной продукции, тогда как уровень рентабельности остался на прежнем уровне (табл. 5). Но необходимо учитывать, что если уровень рентабельности 17,9% в 1990 г. был высоким, то в 2005 г. - считается лишь приемлемым.

С 2005 г. общеэкономические показатели представляются по видам экономической деятельности, и на конец 2005г. в добывающих, обрабатывающих производствах, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды действовало 258,5 тыс. организаций.

Таблица 5

Основные показатели промышленности РФ[9]

Показатель 1980 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г.
Число действующих организаций (тыс.) 25,4 26,9 161 155
Объем промышленной продукции, млрд руб. (до 1998 г. трлн руб.) 0,4 0,6 4763 11209
Уровень рентабельности продукции (%) 12,5 12,0 24,7 18,0

Меняется не только количество, но и структура собственности предприятий. К 2006 г. 80,5% российских предприятий находились в частной собственности, 5,3% организаций - в собственности общественных и религиозных организаций, 5,6% - смешанной формы собственности, 5,3% - в муниципальной собственности и только 3,4% - в государственной собственности.

Таблица 6

Структура инвестиций в основной капитал в РФ по источникам финансирования (в %)[10]

Показатель 1995 г. 1998 г. 2006 г.
Всего инвестиции в основной капитал 100 100 100
1. Собственные средства 49,0 53,2 46,5
прибыль 20,9 13,2 22,3
амортизация 22,6 н.д. 20,1
2. Привлеченные средства 51,0 46,8 53,3
бюджетные средства 21,8 19,1 19,6

Среди главных причин низких темпов роста производства отраслей промышленности аналитики называют недостаточность финансирования и низкий уровень спроса (табл. 7).

Прирост инвестиций в основной капитал в январе-октябре 2007 г. относительно января-октября 2006 г. составил 20,9% (в январе-октябре 2006 г. соответственно 12,9 процента). В октябре темпы инвестиций вновь ускорились после сентябрьского замедления (прирост на 19,6 процента). Рост инвестиционного спроса в январе-октябре поддерживался высокими темпами строительства (прирост в январе-октябре 2007 г. на 23,0% против 13,2% в январе-октябре 2006 года). Темпы роста ввода общей площади жилых домов замедлились, но сохранились на высоком уровне: в январе-октябре 2007 г. прирост на 29,9% к соответствующему периоду 2006 года, в том числе в октябре– на 19,3 процента. [1, С.123]

В октябре наметилось ускорение роста промышленного производства после его замедления в августе-сентябре. Промышленное производство (разделы C+D+E классификации ОКВЭД) в январе-октябре 2007 г. выросло на 6,5% по отношению к соответствующему периоду прошлого года (в январе-октябре 2006 г. – на 4,3 процента). В октябре 2007 г. прирост промышленного производства повысился до 6,1%, что обусловлено как ускорением прироста обрабатывающих (9,0%), так и добывающих производств (1,4 процента). Прирост объемов обрабатывающих производств в январе-октябре 2007 г. составил 9,8%, а добычи полезных ископаемых - 2,1% относительно соответствующего периода 2006 года. В секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды в мае-сентябре 2007 г. наблюдались положительные темпы роста, но они не компенсировали спад в начале года и в октябре, и общее снижение за январь-октябрь составило - 1,9 процента.

В октябре относительно сентября увеличилось производство машин и оборудования (на 18,4%), производство транспортных средств и оборудования (на 12,2%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 3,4%), химическое производство (на 8,8%), производство резиновых и пластмассовых изделий (на 5,3%), обработка древесины и производство изделий из дерева (на 4,3%), целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность (на 5,5%), производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (на 6,9%), текстильное и швейное производство (на 10,5%), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (на 10,8 процента).[1, C.137]

В январе-октябре 2007 г. экономический рост обеспечивался ускорением роста инвестиций, продукции строительства, устойчивым ростом потребительского спроса населения, но осложнялся заметным замедлением темпов роста обрабатывающих производств в августе и сентябре. В январе-октябре 2007 г. прирост инвестиций в основной капитал относительно января-октября 2006 г. составил 20,9%, прирост в строительстве – 23,0%, прирост оборота розничной торговли - 14,8%, прирост обрабатывающих производств – 9,8 процента. [2, C.244]

Таблица 7

Факторы, сдерживающие темпы роста промышленных организаций России (в процентах от общего числа базовых промышленных организаций)[11]

Фактор 1997 г. 2000 г. 2005 г.
Недостаток денежных средств 78 74 42
Недостаточный спрос на продукцию организации внутри страны 51 36 51
Неопределенность экономической обстановки 41 36 21
Отсутствие надлежащего оборудования 14 19 30
Высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей 15 11 22
Недостаточный спрос на продукцию организации за рубежом 12 11 19

В результате крайне неудовлетворительными остаются показатели финансового состояния организаций в целом по отраслям экономики России.

В 2008-2010 гг. предполагается создать фонд, который стимулировал бы субъекты РФ улучшать свои финансовые и социально-экономические показатели. На эти цели выделяется 2 млрд. руб., а распределяться они будут по итогам года, в зависимости от рейтинга регионов, рассчитываемого по 30 показателям.

Предусматривается увеличение Фонда регионального развития до 10 млрд. руб. в 2008 г. Региональные и муниципальные объекты больше не будут включаться в непрограммную часть. Свободный инвестиционный трансферт из Фонда регионального развития на местах можно использовать с большей пользой с учетом местных приоритетов.

Эти и другие предусмотренные меры направлены на повышение качества управления бюджетными расходами и создание стимулов для субъектов РФ для укрепления региональных и муниципальных финансов, изыскания резервов внутри бюджетов, региональных в первую очередь.

 



2020-02-04 161 Обсуждений (0)
Роль государственных финансов РФ в области финансирования хозяйствующих субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль государственных финансов РФ в области финансирования хозяйствующих субъектов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)