Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимоотношения крестьян



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Взаимоотношения крестьян 0.00 из 5.00 0 оценок




КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

                                                                

                                                 А.С. НИКОНОВА

                                                 студентка 5 курса

                                                 дневного отделения

                                                 исторического факультета

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ БЫТА

РУССКОГО НАРОДА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

Научный руководитель

доктор исторических наук,

профессор Е.П. ТИТКОВ

 

 

АРЗАМАС, 2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ........................................……………….. 3

ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА 15

§1. КРЕСТЬЯНСКИЙ СХОД ..............…………........... 15

§2. ПОМОЧИ.......................…………………….......... 21

§3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КРЕСТЬЯН.......…............ 26

ГЛАВА II. СЕМЕЙНЫЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА........ 32

§1. ОБЫЧНЫЙ ПОРЯДОК ЖИЗНИ СЕМЬИ......... 32

§2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ .......................………..... 38

ГЛАВА III. ЯЗЫЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ

          В БЫТУ РУССКОГО НА­РОДА .................….. 42

§1. ВЕРОВАНИЯ. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ....… 42

§2. ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЧИТАНИЕ .... 48

§3. ПРАЗДНЕСТВА ...........................……………… 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........……………………………………...…. 59

ПРИМЕЧАНИЯ...........……………………………….……....... 62

ПРИЛОЖЕНИЯ.........………………………………………...... 67

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………… 69


ВВЕДЕНИЕ

 

В позапрошлом столетии, не столь уж и отдаленном от нас, мно­гое, о чем сейчас приходится вспоминать, собирать по крупицам, яв­лялось естественным, а в ряде случаев и обязательным для русского народа. Если воспринимать историю как цепь, а быт - как звено, то напрашивается следующее сравнение: оборви это звено и нарушится прее­мственность поколений, потеряются традиции нации, а новая жизнь будет строиться на обрывках прошлого и элементах чужого, инород­ного.

Десятилетия жестокой борьбы XX века не только со всем церков­ным, религиозным, но и со всем истинно народным, традиционным, национальным дали свои плоды: звено было разорвано. Бытовая нить русской жизни потерялась во времени. Наша страна начала совершен­но иной период истории, не позаботившись о восстановлении старого для возрождения народа. Но произошедшие в последние года измене­ния в России позволили актуализировать разнообраз­ные вопросы прошлого, в том числе и вопрос о быте русского наро­да. Традиции возрождаются, стремление следовать им усиливается. Конечно, невозможно в полной мере вернуть це­лостный пласт быта прошедших столетий. Сейчас иное время, иной уклад жизни. Но необходимо отметить то, что в истории быта форма меняется, а функция при этом остается.

«Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие эко­логические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия. Быт - это наше духовное богатство, наша экологическая среда, точно также требующая сохранения и защиты, восстановления естественных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим»[i].

Русский быт складывался веками, и он обладает глубокой преем­ственностью. Шагнуть вперед при этом можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение же от ничего или из ничего не­возможно. Многие беды в прошлом и настоящем случаются из-за безо­глядного разрушения традиционной культуры, неприятия более давне­го. На него нужно взглянуть, познать его и взять из него лучшее. Иначе мы будем разрушителями, отшатнувшимися от своих традиций, сотворившими многочисленные беды и творящие новые.

Если мы хотим познать прошлое таким, какое оно было «на самом деле», то надо выработать стремление изучить народную жизнь изну­три, представить ее как бы с позиции носителей русской народной культуры.

Стоит отметить и то, что каждое сословие в России имело свой быт, свои нравы иуклад жизни. Но в данной работе под словом «на­род» имеется в виду крестьяне. Употребление в качестве синонимов терминов «крестьянство» и «народ» представляется, в данном случае, вполне правомерным, так как крестьянство не только являлось самым многочисленным сословием России, но и хранителем традиционной этической культуры. Это сословие отличалось стойкостью в соблюде­нии церковных канонов и нравственных принципов.

В конце XIX века член Этнографического Бюро князя Тенишева, П. Кашинский, писал: «Когда мы познакомимся сами и познакомим чита­теля, как мыслит крестьянин, когда мы наглядно покажем, как пре­ломляются потребности человеческой природы в его сознании, тогда любой в состоянии будет глубоко понять формы крестьянского быта, весь уклад крестьянской жизни. Станут понятны психологические мотивы поступков крестьянина»[ii].

В основной своей массе крестьянство было бедно, бедно материа­льно, но неизмеримо богат был его быт. Не ограниченный теориями, формулами он заполнялся веками самой жизнью, дышащей природой.

Следует отметить, что невозможно охватить все стороны быта русского народа: он велик и разнообразен. У каждой семьи - свои порядки, у каждой общины сформировывались свои традиции. Конечно, многое в целом было одинаково, лишь с небольшими изменениями. Но в данной работе внимание уделяется лишь отдельным формам семейно­го и общественного быта. Они переходили из одного поколения в другое, дополнялись новыми элементами, становились традиционными, «искони условно принятыми»[iii].

Семья и община служили организующим началом во многих явлениях обычной жизни крестьян. Опыт крестьян, проявлявшийся, прежде всего, в жизни семьи и общины, их взаимодействии, был богат и многообра­зен. Каждый в крестьянской общине являлся звеном цепи сложных взаимоотношений. Община хранила и передавала традиции. Она собирала, на­капливала знания, вырабатываемые каждым поколениям, соединяла их в единое целое. Семья составляла основу крестьянской жиз­ни. Она устанавливала распорядок дня и труда, организовывала до­машнее хозяйство. Важную роль играла семья в воспитании детей, в постепенном и естественном их подключении ко всем задачам семей­ного быта.

Своеобразную взаимосвязь семьи и общины осуществляли верова­ния, церковь, праздники. Каждый крестьянин должен был принимать участие в различных обрядах и действиях, в которых религиозно-христианские эталоны и языческие традиции теснейшим образом переплетались с бытовыми.

Проведение исследования традиционных форм быта русского народа во второй половине девятнадцатого века и является целью данной рабо­ты.

Для этого необходимо поставить следующие задачи:

Во-первых, русская крестьянская община выступала наиболее пол­ной социальной единицей, воспроизводящей и передающей свой груп­повой опыт, и как единица являлась носителем бытовых элементов. В связи с этим важной задачей представляется раскрытие традиционных форм быта русской общины во второй половине XIX века, а именно: что из себя представлял крестьянский сход, как он проис­ходил, что регулировал; как осуществлялись помочи, какие сохраня­лись в них традиции; какие отношения развивались между крестьяна­ми, как развито было гостеприимство, хлебосольство.

Во-вторых, крестьянская семья являлась ячейкой общины, она становилась фундаментом построения быта. Поэтому, освещение се­мейного быта русского народа во второй половине XIX века: какой был обычный порядок жизни семьи, как распределялись в семье хо­зяйственные отношения, как ели члены семьи, когда вставали и ког­да ложились; как происходило воспитание детей является следующей важной задачей данной работы.

В-третьих, жизнь семьи и общины пересекалась в различных обря­дах, ритуальных действиях, праздниках. Причем все это было связа­но с язычеством и православной религией. Отсюда вытекает еще одна задача данной работы: выявить как проявлялось язычество и православие в быту русского народа, а именно, какие верования существовали в крестьянской среде, и имея в виду то, что крестьянин - человек сельскохозяйственный, верования, которые связанны с природой; как связывалась жизнь крестьян с православной верой, когда посещали они церковь, какие действия православного характера проводили до­ма; как проходили праздники, то есть время, отделявшееся от обыч­ной жизни, но имевшее свой быт и сочетавшее элементы язычества и православия.

Характеристика источника. Очерченный круг задач обеспечен доста­точно солидными материалами Этнографического Бюро князя В.Н. Тенишева, которые представляют из себя записи наблюдателей по заданной программе, составленной с исследовательской целью. Опубликованным источником данного Бюро стала книга: «Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. (На примере Владимирской губернии)»[iv].

Князь В.Н. Тенишев был озабочен судьбами России и доказывал концептуально, что знание жизни основных классов народа является важнейшей предпосылкой для управления государством и обществом того времени. Он основал Этнографическое Бюро, поставив перед со­бой цель - собрать этнографические сведения о крестьянстве, соз­дал программы сбора интересовавших его сведений, реализовавшиеся с помощью сети «внештатных» корреспондентов.

Тенишевская «крестьянская» программа занимает особое место в своем классе научных материалов по русской историографии. Программа была изначально ориентирована на собирание самых обширных све­дений о быте крестьян центральных губерний России. Поскольку ее автор намеревался создать монографическую работу о русских крестьянах-землепашцах, постольку в круг его научных интересов попали едва ли не все стороны тогдашней жизни крестьянства. Тем более, стоит заметить, что вторая половина XIX века - это время реформирования жизни крестьян, а значит появление новых элементов в быту. Было необходимо собрать все, что возможно, пока различные введения полностью не изменили существующий порядок. В языке программы эти намерения материализовались в вопросах, охватываю­щих и характеризующих физические свойства крестьян; местные усло­вия их жизни; общие указания об образе жизни крестьян; обществен­ные установления, обычаи или законы, регулирующие отношения кре­стьян к обществу; отношения крестьян между собой и к посторонним лицам; верования, знания, язык, письмо и искусства; семью и обыч­ный порядок жизни; сближение полов; рождение детей, их воспитание и обучение; поведение крестьян в выходящих из ряда обстоятельст­вах. Около 500 вопросов включил Тенишев в свою программу, каждый из которых имел непосредственное отношение к быту. Многие пункты программы разработаны подробно, предусматривали варианты; были снабжены примерами; вопросы нередко носили подсказывающий харак­тер, и подсказка, опиралась на вполне конкретные факты, зафикси­рованные ранее специалистами и неоднократно уже подтвержденные к тому времени.

В литературе традиционно ссылаются на два издания «крестьянс­кой» программы В.Н.Тенишева. Первое издание программы называлось: Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной Рос­сии. Составленная на основании соображений, изложенных в книге В.Н.Тенишева «Деятельность человека», при участии гг. В.Н. Добровольского и А.Ф.Булгакова. Смоленск, 1897[v].

В действительности существовал еще один вариант, с которого началась деятельность В.Н.Тенишева как этнографа. Этот документ вы­шел под названием: Тенишев В.Н. Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной России. Смоленск, 1896[vi].

Известны также дата и место, где князь завершил работу над первичным текстом - 17 августа 1896г. в имении Талашкино под Смо­ленском. А в 1898 вышло в свет второе, исправленное и дополненное, издание программы. Автор и составитель стремился к максимально возможной полноте описания крестьянского быта, настойчиво искал пути для преодоления отрывочности, мозаичности отдельных фактов.

Исходный материал, включенный в «Описание...», относится, как известно, к концу XIX века. Помимо фактической, содержательной стороны материал отличается также яркой и самобытной языковой (грамматической, стилистической, терминологической) характеристи­кой. Весь имеющийся в наличии материал распределен в соответствии с программными блоками, в виде ответов на вопросные пункты программы по разделам (главам) и подразделам при соблюдении порядка сле­дования вопросов от первого до 491-го. Для каждой структурной единицы программы (независимо от того, включает ли она в себя один или десятки вопросов) в скобках проставлены номера вопросов, которые с нею тематически соотнесены. Ответы на один и тот же вопрос, извлеченные из разных дел, объединены в группы.

Анализ источника позволил раскрыть формы быта русского народа, исследованные затем в данной работе. Разделы программы, имеющие непосредственное отношение к сформулированным задачам: Раздел Д. Общественные установления, обычаи или законы, регулирующие от­ношения крестьян к обществу. Пункт 8 – «Крестьянские сходы», Пункт 101-102 - «Празднества», Пункт 240-241 «Церковь и религиозное почитание. Посты»; Раз­дел Е. Отношения крестьян между собой и к посторонним лицам. Пункт 107 – «Личные отношения», Пункт 163 – «Помочи»; Раздел З. Семья, обычный порядок жизни. Пункт 369 – «Распределение работ между членами семьи», Пункт 388 – «Обычный порядок жизни»; Раздел I. Рождение детей, воспитание, обучение, доведение до самостоятельности. Пункт 425 – «Крестины», Пункт 427-428 – «Воспитание детей»; Раз­дел Ж. Верования. Знания. Язык. Письмо. Искусства. Пункт 187-191 – «Верования. Воззрения на природу».

Материал князя Тенишева ценен, в данном случае, тем, что содержит, как уже говорилось выше, наиболее полные ответы на поставленные в работе вопросы. И хотя сведения даны лишь на примере Владимирской губернии, но общие традиции присущи населению центрального района России. Из частного можно вывести целое, из быта крестьян Владимирской губернии, на основе сведений Тенишева, вырисовывается более полная картина быта русского народа второй половины XIX века. 

Характеристика литературы. Историография быта русского народа достаточно обширна. Многим его формам, отдельным моментам посвя­щен значительный пласт этнографической, исторической литературы.

В XIX веке исследованиями в этом направлении занимались Н.И. Костомаров, М.Забылин, А.В. Терещенко. В работах этих авторов рассматриваются разные стороны быта не только крестьянства, но и других сословий Российского государства.

Н.И.Костомаров[vii], изучая быт и нравы русского народа допетровс­кой эпохи, говорил о том, где жили наши предки: дал описание горо­дов, посадов, слобод, сел и деревень; как жили: что ели разные сословия, во что одевались, что выращивали в своих садах и огоро­дах, как лечились, справляли свадьбы и воспитывали детей; расска­зывал как принимали гостей, какие были праздники, верования.

М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»[viii] особое внимание уделил таким элементам русского народного быта, как русские праздники, суеверия, ложные убеждения; перечислил сведения о колдунах, ведьмах, нечистой си­ле; отмечал, что огромную роль в жизни простого народа играли разного рода приметы, заклинания, молитвы, вера в народную меди­цину; а также дал общую характеристику домашней жизни: описание костюмов, охоты, музыки, обедов, одежды.

Другой известный ученый А.В.Терещенко[ix] сделал первую попытку в России научно разработать этнографический материал. В первой части «Быта русского народа» полно и ярко он раскрыл понятие и сущность народности, дал подробное описание жилищ, в которых оби­тали наши предки, повествовал об образе их жизни, рассказывал о домоводстве и одежде, музыкальной культуре.

В советской историографии быту русского народа, не смотря, как я уже говорила, на жестокую борьбу со всем традиционным, религиозным и народным, уделялось довольно много внимания. Для работ этого периода по быту не характерен классовый подход, в отличие от работ посвященных другим проблемам истории.

В 1982 году вышла в свет книга В.И.Белова «Лад: Очерки о народной эстетике»[x], в которой автор, как представляется, осмыслил многовековые традиции народного быта и труда, опыта. Затрагивая эту тему, писатель рассказал об эстетике крестьянского труда, о народном фольклоре, о таких формах быта русского народа, как: крестьянский сход, праздники, взаимоотношения крестьян; о художественных промыслах. Проводя свои исследования, Белов заметил: «Вне памяти, вне традиции истории и культуры нет личности»[xi].

Еще одна интересная работа советского периода принадлежит Т.А. Бернштам[xii]. Предлагаемая монография - первое в отечественной этнографии исследование о половозрастной структуре традиционного рус­ского сельского общества. В центре внимания автора - совершеннолетняя молодежь, ее положение в общине, особенности образа жизни, функций и поведения, место и роль в обрядово-символической систе­ме традиционного сельского коллектива. Причем «обряд» в данной работе рассматривается как распорядок дня, домашнее хозяйство, одежда и приготовление пищи, отношения в семье и между односельчанами, праздники.

Громыко в книге «Мир русской деревни»[xiii] затронула проблемы культуры русских крестьян XVIII-XIX веков, нравственных понятий крес­тьян и хозяйственных занятий, социального опыта и исторических представлений. Автор уделил внимание также праздникам, общинным сходкам и молодежи.

В другой своей работе «Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века»[xiv] Громыко провела анализ тра­диционных форм трудовой взаимопомощи: роли сельской общины в фор­мировании общественного мнения, сохранении обычаев, исполнении обрядов; классифицировала способы коллективного общения по возрастным группам (кануны, посиделки, хороводы) и другие вопросы общественного быта.

Сборник «Русские: семейный и общественный быт»[xv] вышел в свет в 1989 году. Коллективный труд нескольких авторов освещает народные традиции, состав семьи, обряды, взаимоотношения между старшим и младшими поколениями, ритуал свадьбы, манеры одеваться, обы­чаи связанные с рождением ребенка; рассматривает роль семьи и об­щины в духовной культуре народа.

Работа Л.Н. Семеновой[xvi], изданная в 1982 году, представляет из себя опыт изучения семейной жизни, развлечений и нравов, быта и потребления всех русских сословий в первой половине XVIII века. В монографии рассматривается структура семьи, ее имущественные ос­новы, общественный досуг; хорошо освещены вопросы разделения тру­да в крестьянской семье, воспитания подрастающего поколения, рас­порядка дня.

В постсоветский период можно отметить выход в свет все новых и новых книг, посвященных теме быта русского народа. Выдвигаются новые проблемы, ставятся различные вопросы, исходя из существующей ситуации.

Примечателен труд Ф.С. Капицы «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы»[xvii]. Интерес представляет то, что автор попытался в энциклопедическом порядке широко и системно от­разить представления славян о мире, его устройстве, образы и символы славянской мифологии, персонажи славянских сказок, народ­ные обычаи, обряды, и непосредственно связанные с бытом русского народа праздники и христианские ритуалы. Капица дал объяснение сохранившихся до наших дней ритуалов и таинств с учетом последних достижений фольклористики и этнографии.

В книге «Круг земного бытия»[xviii] авторы-составители, И.А. Панкеев, Е.А. Рассолова, собрали многочисленные материалы, связанные с важнейшими событиями в жизни человека - от его рождения до по­хорон и поминок. Быт народа как бы освещается с помощью таких вопросов, как: крещение ребенка, выбор имя, игры, поведение в церкви, проведение свадеб и т.д. Стоит отметить, что работа со­держит десятки фольклорных и литературных иллюстраций - тексты колыбельных песен, свадебных, календарных.

Огромный труд многих авторов по исследованию быта в православном аспекте был собран в книге «Православная жизнь русских крестьян Х1Х-ХХ веков»[xix]. Работа подготовлена к 2000 лет христианс­тва. На основе многообразных форм быта и общественной жизни рас­крывается всесторонность христианского мироощущения крестьянства, рассматривается влияние православия на духовный облик народа, систему его нравственных ценностей, этику, труди и досуг.

Монография «Русские»[xx] выпущенная в 1999 году, является первой книгой серии трудов Института этнологии и антропологии РАН «Народы и культуры». Она представляет собой попытку раскрытия процесса многовекового развития русского народа, его традицион­ной культуры. Бытовому направлению посвящена вторая часть работы. Там рассматривается широкий круг вопросов, касающихся различных аспектов изучения семьи, общественной жизни, духовной культуры и народных знаний.

Семенова М.[xxi], изучая быт и верования древних славян, представила их перед читателями в доступной и немного увле­кательной форме. Автор отвечала на вопросы, поставленные ей са­мой в книге, а именно: как и кому поклонялись наши далекие пред­ки, кого любили и кого ненавидели, как умели постоять за себя. Немало страниц ее книги посвящено одежде славян, украшениям, труду и устройству жилищ.

Словарь «Славянские древности»[xxii] - первый в славистике опыт энциклопедического словаря традиционной духовной культуры всех славянских народов. Он подводит итог более чем вековому изучению славянского фольклора, мифологии, этнографии, народного искусства. Словарь дает представление о славянских «древностях», т.е. тех формах и элементов славянской культуры, которые дожили до настоя­щих дней или недавнего прошлого и стали предметом внимания уче­ных с конца XVIII века. Задача словаря - не просто собрать вое­дино и истолковать эти реликты прошлого, но по возможности вос­создать на их основе целостную традиционную «картину» мира, миро­воззрения славян, верования и т.д.

Итак, сделанная характеристика далеко не всей существующей ли­тературы, может подтвердить, что тема представляет собой огромный интерес в современной России, а цель и задачи, поставленные в работе, требуют дальнейшего детального осмысления и разработки.


ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА

 

«Русская сельская община стала предметом особого внимания ис­следователей с того времени, как ее открыл для науки немецкий пу­тешественник барон Август Гакстгаузен, побывавший в России в 1843 году. Он первым дал подробное, хотя сильно идеализированное опи­сание русской общины. С того времени ею занимались экономисты, юристы, историки»[xxiii]. Изучению подверглись все характерные стадии развития общины «от древней волостной - захватной формы, через переходную форму вольного землепользования, под контролем со сто­роны «мира», и до новейшей формы уравнительной общины с принудительным севооборотом и с периодическими переделами»[xxiv].

Исследований по проблемам генезиса и типологии русской общины, эволюции системы общинного землепользования и землевладения дос­таточно много. Но крестьянскую общину нередко изучают именно в этом направлении, мало представляя, как она жила в бытовом отно­шении. А многовековая история крестьянства немыслима без понима­ния бытового существа сельской общины. Внутренний мир русского народа, не ограниченный жесткими теориями, правилами и формулами, заполнялся практикой жизни, которая дышала простотой, добродушием и гостеприимством, собирала, накапливала и соединяла в единое це­лое многочисленные традиции.

 

Крестьянский сход

В рамках общины во второй половине XIX века, как и в прежние времена, протекала общественная жизнь русского крестьянина. Общи­ной был накоплен огромный практический опыт взаимоотношений ее членов, созданы обычаи, законы, регулирующие повседневное поведе­ние народа, которые нельзя рассматривать в отдельности от бытовой жизни. Община в данном случае выступала как хранительница тради­ций. Каждый человек в ней был звеном длинной цепи, связующей род­ственные, хозяйственные и общественные дела.

Нормы поведения, формы общения крестьян, обычаи устанавлива­лись на общем собрании членов общины - сходе или сходке. Учитывая то, что на Руси среди простого народа было принято решать какой-либо важный вопрос или делать сложное дело коллективно, то сходку можно назвать традиционной формой быта русской общины.

Крестьянские сходки обычно подразделялись на три вида: 1. Се­ленные, или деревенские (одного селения); 2. Сельские обществен­ные - всей общины, состоявшей из нескольких селений (если община была однодеревенской, то второй вид сходки отсутствовал); 3. Во­лостные (на них рассматривались дела всей волости)[xxv].

«Сходы делятся на селенные и волостные. Первые созываются в той деревне, где живет староста», - констатировал корреспондент Этнографического Бюро князя Тенишева из Владимирского уезда[xxvi]. «Сходы бывают сельские и волостные (селенных не бывает, поскольку крестьяне села Домнино состоят из одного общества» (Меленковский у.)[xxvii]. Здесь, в отличие от формулировки Громыко, селенные и сель­ские сходы поменялись: сельские применяются в отношении однодере­венской общины. В Юрьевском уезде сходы бывали волостные, сельские (общественные), селенные (если это село) и деревенские (если это деревня)[xxviii]. Таким образом, можно отметить, что материалы собирались и в однодеревенских и в многодеревенских общинах. 

Изучая информацию о видах сходок, корреспонденты одновременно получали данные и о нормах созыва на них. Информатор из Меленковского уезда сообщал, что сельские сходы собирал староста[xxix]. «Созыв сельских, селенных (или деревенских) осуществляется нарядчиком (выборным лицом), который, обходя дома, стучит в окна и пригла­шает на сход» (Юрьевский у.)[xxx]. В некоторых селах, деревнях созыв на сход был обязанностью сотского или десятского. «Нарядчик, по­лучив от старосты собрать сход, ходит по домам: «Эй, дядя Павел, на сход выходи!»[xxxi] На сходы волостные крестьяне приглашались по­вестками, а иногда - словесными распоряжениями.

Одним из корреспондентов сообщался интересный факт о созыве с помощью рога: «В Ивашевской волости Ростовского у. нарядчик тру­бит в специальный рог три-четыре раза, выходя на середину селе­ния. Когда народ соберется, ему объясняют, куда требуют: на дере­венскую сходку или сельский сход. Созыв при помощи рога произво­дится только в летнюю пору. Рог хранится у деревенского выборно­го, который отдает его в случае надобности нарядчику, а затем вновь забирает себе (во избежание стихийных, незапланированных сходов)»[xxxii].

Оперируя материалами Этнографического Бюро, можно отметить, что на сход собирались взрослые члены семей - мужчины. Нередко допускалась возможность участия в нем женщин. Они могли присутствовать на сходе вместо отсутствующего по каким-либо делам домохозяина, а также если в семье не было взрослых мужчин (по причине смерти), то могли приходить вдовы. Сходы собирались почти каждый воскресный и праздничный день.

Круг дел обсуждавшихся на сходке, довольно широк: раздел по­коса, леса, поправки дорог, наем пастуха, начало выгона скота, строительные дела. Во Владимирском у. на сходах проводились аук­ционы, на которых продавали, например, сенокосы, неудобные для общего пользования. Сход также обсуждал дела, касающиеся опекунства сирот[xxxiii]. При назначении опекуна сиротам возникал вопрос о нравственном облике претендента. Выбор опекуна всецело зависел от общины. Мир имел право устранять от опеки не только близких родственников, но даже и мать, когда мать или родственники оказывались ненадежными или непутевыми людьми. Бедняков избирали на сельском сходе опекунами, если общество было уверено в их неподкупной честности. Нравственный облик лиц, выбиравшихся опекунами, повсеместно имел решающее значение[xxxiv].

Экстренные сходы собирались часто и в будни, например, в результате потравы хлебов или порубки леса. Решались земельные вопросы, про­водились выборы должностных лиц, происходило удаление из общины некоторых членов за серьезные проступки. Как отмечал информатор из Меленковского у. волостные сходы собирали редко, исключительно для выбора старшины[xxxv].

Многие вопросы решались в соответствии с волей начальства или как того хотели староста или заправилы - горланы (Меленковский у.)[xxxvi]. Горланами, краснобаями называли бойких, смелых крестьян, побывавших на стороне или живущих в больших торговых селах. Иног­да некоторых из них подкупали заинтересованные лица[xxxvii].

Нередко, перед тем как принять решение, крестьяне слушали со­веты уважаемых всеми стариков, имеющих большой жизненный опыт и практические знания. Так, например, корреспондент из Владимирско­го у. сообщал, что огромное значение на сходах имело слово стариков[xxxviii]. «Старики, пользующиеся особенным уважением на сходах, на­зываются мироедами; поданный ими голос принимается в уважение и мироед-говорун в простонародных словопрениях одерживает над всеми верх, перевес зависит не от большинства голосов, а от качества стариков-мироедов»[xxxix].

Можно сказать, что, принимая предложения знающих, с опытом лю­дей, крестьяне отдавали дань традиции, пришедшей из глубины ве­ков, когда решения старших безоговорочно объявлялись правильными. Информатор из с. Семеновское Владимирского у, описал обсуждение сходом дела о порубке общественного леса соседними крестьянами, где вместо того, чтобы подумать и спокойно принять решение, крес­тьяне бестолково шумели и «шум продолжался до тех пор, пока всеми уважаемый старик не вмешался в дело и посоветовал «не судиться на суседском деле», а получить с нарушителей равное количество леса, отдав его на отопление церкви, ибо «это будет хорошее дело»[xl].

Суды старейшин (в смысле старых людей) в деревне составляли и своего рода неформальные органы власти, к ним прибегали при решении спорных вопросов хозяйственного и нравственного порядка[xli].

Как отмечает Громыко М.М., отношение к сходке своего селения как к будничному явлению проявлялось в одежде. «Ходят на сход, кто в чем был дома», - констатировал корреспондент из с.Добрынского Владимирского у.[xlii] «На деревенский сход идут в домашней одежде» (Юрьевский у.)[xliii]. На сельский и волостной «одевались получше, ес­ли ожидался приезд волостного старшины, земского начальника или других власть имущих лиц»[xliv].

Но с другой стороны, важно отметить, что во многих общинах сходы заканчивались пиршеством. Так, например, информатор из д.Машутино Александровского у. сообщал: «Заканчивается сход, как правило, всеобщим угощением, причем, за неимением наличных де­нег, объявляют о продаже небольшого участка земли, которая поку­пается предпринимателями за бесценок. Непьющие получают свою долю от продажи земли деньгами»[xlv]. То есть, можно отметить, что сход воспринимался в некоторых местах как праздник.

В отношении процесса принятия решения на сходках, интересен факт, приведенный корреспондентом Этнографического Бюро из с. Степаньково Меленковского у.: «Решение оформляется забранием рук: староста ходит между крестьянами, протягивая им руки для по­жатия. Число крестьян, протянувших руку в ответ, и есть число согласных с решением»[xlvi]. Здесь, наверно, можно провести параллель с таким фактом, что издавна на Руси главным актом при соглашении было рукобитие (ударяли по рукам) в знак согласия, после чего сделка считалась заключенной[xlvii].

Таким образом, крестьянский сход, как одна из традиционных форм быта русской общи­ны второй половины XIX века, представлял, по моему мнению, древний обычай разрешать сложные проблемы всем миром. Порядок сбора на сход и принятие решений в основном были одинаковы. Во многих общинах допускалось присутствие женщин. Сход воспринимался двойственно: с одной сто­роны на него собирались в будничной одежде, а с другой окончание сходки иногда отмечалось всеобщим угощением.

 

 

Помочи

Среди обычаев, связанных с трудовыми процессами, существенную роль в деревне играли так называемые помочи (помочь), или толо­ка[xlviii]. Исследование этой своеобразной формы быта русской общины проливает свет на традицию взаимопомощи. Зная о тяжелой судьбе крестьянина, занятого извечной заботой об урожае и семье, не по­наслышке, каждый в общине понимал и ценил другого. Поэтому «в рус­ской деревне всегда были сильны соседские связи, нередко перерас­тавшие в дружественные. Одно из их проявлений - деревенские помо­чи, при которых осуществлялась помощь в хозяйственных делах каждому, кто в этом нуждается, причем помогали «всем миром»[xlix].

«Помочи - традиция, сохранившаяся от старого и доброго времени»[l]. Помочи - сложный по своей структуре обычай, в центре кото­рого - совместный неоплачиваемый труд крестьян для аккордного за­вершения какого-либо срочного этапа работ у отдельного хозяина»[li].

В рассматриваемый период характерным, но не обязательным приз­наком помочей являлось проведение их в праздник или воскресенье. «Обычно помочи приурочиваются к праздникам», - писал корреспон­дент Этнографического Бюро князя Тенишева из Подольской волости Владимирского у.[lii]

Все многообразные проявления помочей, бытовавшие у русских, сводятся к нескольким видам. Чаще всего помочи применялись для жатвы и особенно для завершения ее. О помочах для жатвы сообщал информатор из Сарыевской вол. Вязниковского у.[liii] «Помочи устраи­ваются на жнитве, раньше бывали помочи и на покосе. Собирают де­вок, баб и приступают к работе все, чтобы зараз был сжат весь хлеб» (Меленковский у.)[liv].

Такой вариант был настолько распространен и закреплен в крес­тьянском сознании как самостоятельное явление, что получил много­численные специальные названия: начало жатвы - зажинки, и конец - обжинки, дожинки, борода. 

Помочи при завершении уборки хлеба органично срослись с обря­дами и празднествами, посвященными окончанию жатвы, а некоторые названия возникали из ритуальных действий. Так название «борода» применительно к этому виду помочей возникло в связи с одним из обрядов на последней полосе. «Борода» - ритуальный предмет, сим­волизирующий окончание жатвы. Представляет собой пучок последних несжатых колосьев, оставленных в поле (пригнутых к земле, скру­ченных жгутом, заплетенных косой, связанных ниткой, украшенных цветами); реже - горсть колосьев, срезанных и связанных в виде букета»[lv]. (См. Приложение).

Помочи применялись и когда приходила пора мять и трепать лен и коноплю. Так корреспондент из Владимирского у. сообщал: «Общие помочи бывают при обработке льна. Сообща вырывают ямы, затем пу­тем жребия определяют время очереди каждого дома»[lvi].

Хозяйственная целесообразность проведения коллективной завер­шающей работы в этом виде определялась тем, что высушенный в ови­не лен снова набирался влаги, если не был обработан в короткий срок.

Еще один вид помочей - капустки - распространены были очень широко и созывались в определенный период года. «Одним из видов помочей является рубка капусты, начинающаяся в середине сентября. На рубку приглашаются женщины и девушки (до 12 человек). По окон­чании рубки в дом приходят родные и знакомые домохозяина, по­здравляют с капустником (рубка капусты воспринимается населением как своеобразный праздник)», - писал информатор Этнографического Бю­ро из Вязниковского у.[lvii]

Как сообщает М.М. Громыко, капустками открывался сезон осенних по­сиделок молодежи. Сбор капусты завершал уборочные работы, и тут начинались помочи для заготовки квашеной капусты на зиму. Сроки проведения капусток определялись, с одной стороны, окончанием страды, с другой, - началом свадебного сезона. Приглашенные де­вушки - капустницы - приходили со своими тяпками. Парни являлись незванными и развлекали помочанок шутками, п



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Взаимоотношения крестьян 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимоотношения крестьян

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)