Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обычный порядок жизни семьи



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Обычный порядок жизни семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




Жизнь всей общины зависела от каждого ее члена, а формирование его основных качеств: трудолюбие, взаимопомощь, почитание и т.д., проходило в семье, но не с помощью каких-то особых приемов, а че­рез обычную жизнь, через домашние отношения, через домашний труд. Семья и кормила, и учила, знакомила с хозяйством, заботилась о будущем, исправляла пороки, направляла поступки.

Труд крестьянина составлял основу самого существования семьи. Этот труд, тяжелый и непрерывный, определял образ жизни народа. Чтобы семья жила нормально, обеспеченно всем необходимым, все в ней вставали рано: летом с восходом солнца, а то еще раньше, осенью и зимой за несколько часов до света. Так корреспондент из Гавриловской вол., Суздальского у. сообщал: «Летом работают до упаду с 2 часов утра до 11 вечера, спят три часа ночью и полчаса днем. Зимой распорядок дня построен иначе: спят до 5, а то и до 7 часов утра»[ciii].

Раньше всех в семье вставали глава - родоначальник или отец, и его жена (обычно это большак и большуха). Оба молились, и подни­мали остальных, начинали заниматься своими делами. Утренняя дея­тельность, от пробуждения до обеда, обычно протекала в пределах двора-дома, независимо от сезона, за исключением горячей земле­дельческой страды. «Обычный порядок жизни в зимнее время (кото­рое считается временем относительного отдыха): пробуждение после ночи, молитва, уборка скотины, завтрак, чай, общение и разговоры, обсуждение слухов в крестьянской семье, начало работы, кто и чем занимается день за днем»[civ]. В летнее время крестьянам надлежало до завтрака осмотреть свою скотину и птицу, накормить, вычистить хлев, коров выдоить, сделать разную надлежащую работу и затем завтракать[cv].

Завтракали (обедали) в один-два стола: в первом случае сначала обедали мужчины, потом женщины, и бывало, что ели стоя; во втором случае мужчины ели за передним столом, женщины за задним. Перед едой все крестились и прочитывалась краткая молитва. Женщины всегда обслуживали мужчин, но глава семьи резал и раздавал хлеб, наделял мясом, начинал трапезу. Ели чинно, по очереди, разговари­вать и смеяться было нельзя. Во время обеда большак расспрашивал, кто что сделал и давал еще задания. Из-за стола выходили в том же порядке, что и садились[cvi].

Трудовой распорядок дня определялся с вечера предыдущего: гла­за семьи раздавал утренние задания до обеда: хозяин - мужчинам, хозяйка - женщинам. После обеда раздавались задания, как уже го­ворилось выше, до вечера. «Домашний быт был заполнен трудом, дел по горло: «Если бы у кошки были лапки, ей бы дельце дал[cvii]«.

В осенне-зимний период женщины, как правило, работали дома (и во дворе), мужчины, в зависимости от рода местных сезонных работ и от возраста (старики всегда оставались дома), распределяя свою деятельность в пределах дома-двора или вне его (оценка конкретной ситуации и возможные изменения решались по ходу дела). Весенне-летний период - время горячих земледельческих работ, поэтому и заняты все были делами на поле. «Весна - время забот, ощущается нехватка хлеба, начало яровой пахоты, ее стараются закончить быс­трее, пока земля сохраняет влагу («Яровое паши, ночей не спи, озимое паши, в гости ходи»). Июнь - время паровой пашни, затем веселая пора сенокоса, следом жатва - страда - более трех недель работы в наклонку»[cviii].

«Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс»[cix]. Все стара­лись внести свой вклад в работу, чтобы семья не голодала.

Великорусский пахарь, имея семью и тянувший одно тягло, из века в век ежегодно стоял перед непосильной задачей обработать свой пашенный надел, вложив в каждую десятину столько же труда, сколько вкладывали его, соблюдая все агротехнические операции в крупном господском хозяйстве. Справиться с этой задачей можно было бы, работая день и ночь в течение, по крайней мере, трех месяцев[cx].

Вспашка, боронование, сев, жатва, вывозка снопов, скирдование и обмолот, вывозка из скотных дворов на поля навоза и разбрасывание его пополю – это лишь земледельческие работы крестьянина. В период жатвенных работ увеличивались затраты труда и времени, требовалась четкость распределения ролей, между членами семьи, максимальный и ритмичный их союз. Да и вообще, каждая операция земледельческих хлебопашенных работ требовала напряжения всех физических сил, обязательности выполнения их в возможно более короткие сроки[cxi].

Природой начало сельскохозяйственного сезона определено было сроком примерно с половины апреля (по старому стилю). Что касается окончания работ, то жатва и скирдование завершались к середине сентября, реже к концу месяца. Следовательно, за вычетом воскресений, когда работать было запрещено обычаем, на весь сезон приходится 128-130 рабочих дней. Из них на сенокос минимально необходимо было 30 дней, и на все полеводство оставалась 100 рабочих дней. Находясь в столь жестоком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянину приходилось жить буквально без сна и отдыха, трудясь днем и ночью, с использованием резервов семьи (труда детей и стариков, использования на мужских работах женщин). И нередко жизнь зависела от плодородия почвы и капризов погоды[cxii]. 

А были еще дом, скот, огород. Поэтому каждый в семье занимался определенной работой. Распределение труда между членами семейства подчинялось четким правилам. «Боль­шак принимается за работу с наступлением весны, лишь темная ночь загоняет его домой. На нем - пашня, косьба, молотьба»[cxiii]. На муж­чин падала самая тяжелая работа: пахота, сев, косьба, различного рода перевозки» (Владимирский у.)[cxiv]. «Мужская работа: тяжелая по­левая работа, косьба, рубка леса, уход за лошадью» (Меленковский у.)[cxv].

Женщины в крестьянских семьях также вели напряженную трудовую жизнь. Известный этнограф XVIII века М.А. Антоновский находил, что рус­ские женщины «трудятся через меру», «больше всех других европейс­ких поселянок», ибо «сверх работ своих во весь почти год отправляют на дому и в поле те же работы, что и мужчины»[cxvi].

Государственный деятель В.М. Татищев следующим образом определял круг обязанностей крестьянки: «Всякая крестьянка должна уметь хле­бы печь добрые, делать квасы хорошие, стряпать разные кушанья; в саду хозяйка должна иметь фрукты и овощи всякие... В летнее время делать сыры молошные, масло...»[cxvii] На женщине лежали заботы о при­готовлении пищи, шитье, одежды. Без ее сильных и умелых рук не могли обойтись ни одни домашние промыслы, ни огороды, ни полевые работы. В страдную пору женщины участвовали в жатве. Информатор из Слободской вол., Владимирского у. писал: «На женщину ложатся обя­занности по уходу за скотиной, по приготовлению пищи, уборке дома. Зимой женщины занимаются прядением и ткачеством, летом работают в поле»[cxviii]. «Женщины ходят за скотом, занимаются огородом, жатвой и другими посильными полевыми работами» (Якиманская вол., Шуйский у.)[cxix].

В трудовой процесс были втянуты не только взрослые члены семьи. Различными хозяйственными работами, нередко наравне с родителями, занимались девушки, подростки. «Девушки трудятся наравне с замужними женщинами: работают в поле на жатве, на гумне, ухаживают за скотиной, зимой занимаются прядением льна» (Владимирский у.)[cxx]. «Девушки выполняют все жен­ские виды работ, за исключением топки бани и приготовления пищи» (Меленковский у.)[cxxi]. «Девушки и парни выполняют работы «кои по­чище и в коих рыло от грязи подальше». Подростки помогают в домашних делах, нянчат детей, носят еду в поле» ( Шуйский у.)[cxxii].

Время перед ужином и после него взрослые проводили дома, зани­маясь уже менее значительными домашними работами, в разговорах с семейными подытоживая дневные дела и подготавливаясь к следующему дню; в это же время ходили будничные гости. «Вечером женщины бе­рутся за пряжу или шитье, мужики же сидят на печи или по лавкам и беседуют: обмениваются сельскими новостями, обсуждают, кто сколь­ко льна натрепал, чью девку и куда сватают и т.п. Часов в 10 - 11 вечера бывает ужин, перед которым все непременно моют руки и мо­лятся»[cxxiii]. «После ужина все ложатся спать: мужчины с женами и деть­ми укладываются на полу, на соломе, девицы - на лавках, старухи - на печке, старики и парни - на полатях» (Суздальский у.)[cxxiv].

Таким образом, будничные работы разделялись молитвой, едой и отдыхом, так что рабочие длительные отрезки времени дня чередова­лись с короткими нерабочими - праздными. Последние были связаны с движением солнца: утренней зарей (пробуждение), полным восходом (обед), высшей точкой стояния (полдник), заходом (ужин) и наступлением темноты (отход ко сну)[cxxv].

Динамика будничного (трудового и домашнего) поведения заметна в его недельной протяженности: с понедельника до четверга произ­водились основные работы, в пятницу значительную часть времени от­водили уборке помещения к воскресенью, в субботу топили баню (печь) для мытья и стирки, подсчитывали проделанную работу. В та­кой распорядок вносили изменения лишь следующие ситуации: роды, сватовство, довенчальный этап свадьбы, отъезд (в дальние гости, на войну), возвращение, болезнь, переезд в новый дом, похороны[cxxvi].

Следовательно, можно говорить о том, что обычный распорядок жизни крестьянской семьи - это время активной работы: труд, забо­ты, свершение важных жизненных событий - воспитание детей, помощь больным и немощным, родины, похороны. Полагалась умеренность в еде, непременная молитва. Бытовая обстановка будней была скромна, а формы проведения свободного времени - пространственно ограниче­ны и негромки. Большую, значительно большую, часть времени зани­мали домашние и сельскохозяйственные работы. Причем были заняты все члены семейства: мужчины, женщины, молодежь.

Воспитание детей

Отношение к детям в семье русского крестьянина носило традици­онный характер. В детях видели опору старости и будущности рода. С самого рождения у ребенка появлялась наставники - крестные. «Пойди, введи младенца в православную веру», - обыкновенно с такими словами обращался отец ребенка к мужчине или женщине, которых он желал пригласить к себе кумом или кумой[cxxvii]. Они воспитывали его в православной религии, учили заповедям, молит­вам. Крестные родители принимали на себя обязанность помогать ре­бенку в течение всей его жизни. «В крестные зовут родственников» (Меленковский у.)[cxxviii]. «В крестные всегда зовут родных, а при их от­сутствии - односельчан или причт. В период страды могут пригласить и первого встречного. Отказываться не принято» (Шуйский у,)[cxxix]. Первых встречных приглашали в кумовья, когда желали, чтобы новорожденный был жив[cxxx].

Чаще всего крещение происходило на восьмой, но иногда и на со­роковой день после рождения, так как эти числа напоминали о мла­денческой жизни Иисуса Христа. Имя давали часто случайно, по наз­ванию святого, память которого случалась в день крещения. После крестин устраивалось угощение чаем или вином. Новорожденному де­лали подарки: деньги, ситец.

К труду и занятиям взрослых дети в крестьянских семьях приоб­щались, едва наступало время, когда они могли обходиться без по­мощи матери. «Всякий крестьянин детей своих должен в великом страхе содержать, ни до какой праздности не допускать, а всегда принуждать к работе, дабы он в том взял привычку и, смотря отца своего неусыпные труды, себя к тому приучать мог»[cxxxi].

Крестьянская педагогика впитала вековую мудрость народной жизни. Ее краеугольным камнем было трудовое воспитание. Де­ревенские дети всегда имели свои обязанности в семье. Они помога­ли в домашнем хозяйстве (уборка дома, работа в огороде), мальчи­ков рано приучали к мужским работам - пасти скот, обращаться с лошадьми, к навыкам полевых работ; девочек приучали шить, вя­зать. Детей приобщали к своему опыту, воспитывали личный харак­тер ребенка.

«Но недостаточно научить молодого человека работать. Необхо­димо способствовать формированию у него соответствующего мировоз­зрения, дать психологическую подготовку к будущей жизни, привить свойственные крестьянскому миру морально-нравственные критерии оценки труда и трудящегося человека»[cxxxii].

Вся система воспитания в крестьянской семье была организована таким образом, чтобы постоянно направлять его работу ребенка в русло производительной деятельности. С раннего возраста дети становились членами семьи: «С двух лет ребенок садится за стол наравне со взрослыми и ест все, что едят они: щи, черный хлеб, кашу, чай, квас»[cxxxiii].

На глазах ребенка проходила жизнь семьи. Здесь он не был от­делен от взрослой среды, не было разрыва между сугубо взрослой жизнью и времяпрепровождением детей, и поэтому постепенно и ес­тественно протекало включение ребенка в повседневную жизнедея­тельность крестьянской среды. Малыши постоянно вертелись около родителей, старших братьев и сестер, перенимая от них трудовые навыки.

«Дети от 2 до 10 лет проводят летом основную часть времени на улице, купаются, собирают ягоды и грибы, играют: девочки в своих играх создают подобие семейных отношений - стряпают пироги из глины и песка и зовут друг друга в гости, играют в свадьбу, а зимой в куклы; мальчики играют в городки, деревянные шары. Изоб­ражая верховых урядников, ездят на палках верхом, подражают в своих играх причту на церковной службе»[cxxxiv]. Так крестьянские дети учились жить у природы, во время игр на воздухе, во время лесных прогулок, и подражали взрослым в своих играх, формируя тем самым основы будущей жизни.

Детский досуг в значительной степени был не что иное, как ко­пирование обычных для жизни деревни оценок бытового и обрядового характера, но в игровой форме. Пожалуй, основное место среди подражательных игр, занимали игры в труд, воспроизводившие при­вычные для детского глаза крестьянские работы. Во многих таких играх крестьянские дети и подростки очень точно копировали раз­ные виды работ. Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых. Но чаще всего это были давно сложившиеся игры по определенным правилам, хорошо известные большинству участников.

Такой была, например, деревенская игра «в конопле», охваты­вавшая обычно ребятишек 4-8 лет. Двое постарше изображали «мать» и «дочь», остальные ложились на траву рядком, представляя надер­ганную коноплю. Игра относилась к такому этапу в реальной обра­ботки конопли, когда после обмолота снопы долго мочили в воде, потом выжимали, просушивали на воздухе и для завершения сушки складывали в бане, которую надо было протопить несколько раз. В игре «мать» и «дочь» «откачивали коноплю» от воды, беря лежащих детей за руки и за ноги, и раскачивая их. «Мать» отправляла «дочь» затопить баню, предостерегая, чтобы она была осторожна и не зажгла коноплю. Но «дочка» все-таки нечаянно «зажигала коноплю», «мать» гонялась за нерадивой, чтобы наказать ее[cxxxv].

Одновременно с приемами работы дети перенимали и манеру пове­дения старших. Все возложенные на них работы выполняли серьезно: «Дети помогают взрослым и работают с 6 лет. Девочки нянчат млад­ших детей, мальчики выполняют легкую работу по дому, носят в поле завтрак. Начиная с 10-летнего возраста дети выполняют многие ра­боты наряду со взрослыми, так на 10-летнею дочь мать оставляет весь дом, стряпню и младших детей[cxxxvi].

В разговоре с младшими держались как большие: «В отношениях с младшими детьми старшие братья и сестры держат себя как взрослые, учат и наказывают их»[cxxxvii].

Можно отметить, что в крестьянских семьях с младшими всегда были родители или старшие по возрасту дети, готовые помочь, направить, обучить отдельным приемам труда, а заодно «подстраховать» от воз­можных травм.

В крестьянском доме не был возможности, да и не считалось нуж­ным оберегать детей от забот и проблем всей семьи. Из разговоров взрослых и на собственном опыте они постигали тяготы крестьянской жизни. Если семья испытывала трудности, дети терпели лишения вместе со всеми.

Следовательно, можно говорить о том, что систематическое вклю­чение детей в трудовую деятельность семьи под наблюдением стар­ших создавало привычку к труду, отучало от пустого безделья. Крестьянский ребенок познавал мир в основном эмпирическим путем, находясь в постоянном контакте с той средой, где ему предстояло жить и работать. Он не только учился отдельным видам работ, но и имел возможность наблюдать закономерности природы, взаимосвязь труда и конечных результатов, постигая весь «технологический» процесс крестьянских работ в целом.

 

 

ГЛАВА III . ЯЗЫЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ В БЫТУ РУССКОГО НАРОДА

 

После крещения Руси все большее значение в формировании народного мировоззрения приобретало христианство, введение которого способствовало развитию грамотности, возникновению литературы, обогащению форм изобразительного искусства. Церкви пришлось вести упорную многовековую борьбу с языческими волхвами и кудесниками.

Однако непримиримой позиция церкви была лишь в отношении служителей языческих культов. Что же касается сложившихся веками народных обычаев и обрядов, то церковь в соответствии с народной практикой избрала иную тактику - приспособление их к христианской идеологии. Приняв христианство, народ не отказался от дедовых обычаев, а, напротив, сохранил их под новой религиозной оболочкой. «Этот синкретизм народного мировоззрения сказался в широко употреблявшемся в науке термине - бытовое православие, - в котором отразилась реально сложившаяся религиозно-обрядовая практика русского народа»[cxxxviii]. Да и языческие верования, обряды, заговоры, формировавшиеся тысячелетиями, не могли исчезнуть бесследно. Поэтому между христианством и язычеством было и общее: и в первом и во втором одинаково признавался единый владыка Вселенной; и там и здесь существовали невидимые силы; и там и здесь производились богослужения и магические обряды, существовало понятие «души» и ее бессмертия[cxxxix].

 



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Обычный порядок жизни семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обычный порядок жизни семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)