Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Церковь и религиозное почитание



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Церковь и религиозное почитание 0.00 из 5.00 0 оценок




На жизнь общины в целом и каждой крестьянской семьи в отдельности большое влияние оказывала церковь. «Религиозно-бытовой регламент, касающийся разных сторон жизни, был своего рода законом общественного и личностного поведения людей. Чередование труда и отдыха, формы и характер проведения досуга во многом определялись датами религиозного календаря, обязательного для всех»[clxiv]. Значительное место в жизни русского народа занимало посещение церкви, это отмечали все корреспонденты Этнографического Бюро князя Тенишева. На него откликнулись почти все корреспонденты. Отмечалось массовое посещение церкви в воскресенье и праздники: «Массовое посещение церкви отмечается только в праздничные дни» (Владимирский у.)[clxv]; «В воскресные дни крестьяне ходят в церковь «по немногу», однако в праздники (Георгия - 23 апреля, Иоанна Предтечи - 24 июня, Ильи-пророка - 20 июля, Усекновения - 30 августа, Св.Николая - 9 мая, 6 декабря) посещаемость церкви резко увеличивается. В праздник Благовещенья, в Вербное Воскресенье, на Троицу - посещение церкви почти поголовное» (Вязниковский у.)[clxvi]; «В праздничные и воскресные дни церковь посещают едва ли не все» (Меленковский у.)[clxvii]. Корреспонденты отмечали, что в будни обычно ходили старухи, иногда на службе находился лишь церковный староста; а также то, что активнее церковь посещали женщины.

Крестьяне были связаны с работами на земле практически все время, поэтому можно по материалам информаторов отметить, что свободные от хозяйственных дел они чаще посещали церковь осенью и зимой: «Зимой, когда ничто не отвлекает от молитвы, крестьяне ходят в церковь часто, летом - реже, поскольку мужчинам приходится даже в праздники заниматься исправлениям домашних нужд, а женщинам - собирать ягоды и грибы в лесу, запасаться дровами»[clxviii].

Все сообщения сходились в том, что в церкви ведут себя чинно, степенно, благопристойно, обязательно одевали чистую праздничную одежду, желая не осквернять стены церкви: «Идя в церковь, одевают лучшую одежду» (Вязниковский у.)[clxix]; «Относятся крестьяне к церкви с полным пониманием ее святости и значения для человека. Нетрезвых из церкви выводят сами прихожане или им приходиться прятаться за народ. Отправляясь в церковь, одеваются в новую или чистую одежду. Жертвуют с усердием и готовностью - всяк для своей души» (Шуйский у.)[clxx].

Существенное нравственное влияние оказывали проповеди, которые произносились в сельских церквах каждое воскресенье, а в праздничные дни после заутрени и во время литургии. Наступала полная тишина. После службы толковали между собой по поводу проповеди[clxxi].

Отмечалось корреспондентами и непосредственное участие крестьян в церковных обрядах: «Многие крестьяне участвуют в совершении церковных обрядов, помогая причту» (Шуйский у.)[clxxii]; «Жители села Вареж к церкви усердны, в праздничных службах участвуют непосредственно сами: читают молитвы и поют и сызмальства приучают к этому детей» (Муромский у.)[clxxiii].

Большое значение придавали крестьяне православной религии и дома. Так корреспондент из Вязниковского у. отмечал, что дома молились утром и вечером (про себя), старики молились и ночью[clxxiv]. «Молитвы совершают дома утром и вечером, в канун праздника и во время праздничной обедни» (Шуйский у.)[clxxv]. Этот же корреспондент очень хорошо написал об организации домашнего православного уголка: «В домах по нескольку икон, в ризах и без риз. Почти в каждом доме глиняные или медные курильницы для ладана. Иконы обновляются. Чаще всего покупаются иконы Божьей Матери, святителя Николая, Георгия Победоносца. В домах грамотных крестьян имеются и церковные книги - Псалтырь, Часослов, молитвенник»[clxxvi]. Информатор из Шуйского у. сообщал, что «изба (жилая часть) - не единственное место, где ставятся образа. Так, в сенях, над входной дверью в жилое помещение ставятся образки и деревянные либо металлические кресты»[clxxvii].

Особым почетом, как писал корреспондент из Меленковского у., пользовались следующие святые угодники: Пророк Илья, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и Великомученица Параскева (Пятница)[clxxviii].  Разным святым угодникам крестьяне молились в болезнях и несчастьях: «от слепоты и болезней глаз, зубной боли, головной боли, лихорадки, грыжи, при тяжелых родах, от нелюбви мужем, об исцелении младенцев от болезни, от избавления от оспы, «о просвещении разума к изучению грамоты и об открытии к изучению иконнаго писания», для изгнания лукавых духов, от пьянства, бездождия, от падежа рогатого скота, о сохранении от пожара и молнии»[clxxix] (см. Приложение). То есть можно говорить о том, что вместе с существовавшими различными языческими заклинаниями, заговорами, приговорами, с помощью которых избавлялись от выше перечисленного, крестьяне стали верить и в чудесную силу православных святых и молитв им. «В чудотворные иконы верят как в средство исцеления от разных болезней», - писал корреспондент из Меленковского уезда, - «Особое значение и силу придают некотрым церковным свечам: венчальным, богоявленским, пасхальным, четверговым и похоронным»[clxxx].

Русский крестьянин, будучи человеком практичным, выработавшим в поколениях многообразные и достаточно рациональные способы обработки земли, сева и ухода за посевами, уборки и обработки зерновых и технических культур, в то же время в основе своей деятельности видел промысел Божий. Проникновение православия в хозяйственную жизнь деревни сказывалась в надежде русского крестьянина на покровительство сил небесных. Широко распространенная практика церковных богослужений - молебнов - выражала православный характер хозяйственного бытия нашего крестьянина. Крестьянские крестные ходы и просительные моленья о хорошей погоде, богатом урожае, в храме или вне его, освящение скота, земли проводились в дни церковных праздников, в особые дни, связанные с крайне неблагоприятными для селения или общины событиями в прошлом или настоящим. Крестные ходы, проводившиеся по особым дням в память о неурожае, градобитии в прошлом, предотвращали несчастье в настоящем и будущем[clxxxi]. Процессии были длительными и многолюдными. В них принимало участие почти все население церковных приходов. Корреспонденты Этнографического Бюро сообщали о молебнах во время засух или длительных дождей: «Засухи случаются часто. Бывают общественные молебны о дожде» (Меленковский у.)[clxxxii]; «При неурожаях крестьяне ведут себя покорно, невзгоды переносят стойко. В случаях длительных дождей или засух служат молебны в поле с освящением воды» (Шуйский у.)[clxxxiii].

В церковь люди шли и молились во время эпидемий. Так «во время эпидемий холеры в селе Ляхи женщины молились в церкви по ночам. Жалобное пение их, похожее скорее на вопли, было слышно издалека и производило тяжелое впечатление, а, стоящему поблизости, хотелось им подтянуть: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Только в церкви чувствовали себя спокойно»[clxxxiv].

Таким образом, можно отметить, что православие прочно вошло в сознание русского народа. Церковь почитали, с благоговением исполняли все ее предписания и законы, верили в силу икон, свечей, святой воды. Молились крестьяне святым угодникам от разных несчастий, осуществляли многолюдные крестные ходы в случаях неурожая, градобития.

Празднества

Праздники были временем отклонения от обычного порядка повседневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в жизни русского народа. Словами «праздник/свят» у русских назывались воскресенье, общинные и семейные торжества. Термин «свят» имел, однако, более широкое значение и закреплялся также за особо значимыми ритуальными днями и циклами, в которые работа могла и не прекращаться («свят-день» - благовещение, рождественские святки). В качестве праздника, а часто и под таким названием, выделялись мужские, женские, молодежные гулянья[clxxxv].

Общинные праздники - приходские, волостные, деревенские (местные) - повсюду в России разделялись на большие (главные) и малые (полупраздники).

К большим относились различные по происхождению праздники: церковно-храмовые (престольные): Пасха с двунадесятыми (Рождество, Троица, Иванов, Петров, Ильин дни); не установленные церковью святки, масленица, кануны, заветные, заказные[clxxxvi]. Наиболее чтимыми праздниками у русского крестьянина были святочный цикл (от рождества до крещения), Пасха, Троица. Корреспондент из Меленковского у. писал: «Главными празднествами считаются: Пасха, Рождество, Ильин день, масленица»[clxxxvii].

Заветные праздники, устанавливавшиеся миром, были распространены повсеместно и, появившись, становились, как правило, важным событием в жизни общины. Заветные праздники были разнородны по происхождению («явление иконы», эпидемия, градобитие, пожар), по времени появления, по степени стабильности - постоянные или временные, и по названиям, но всех их объединяли три основных признака: они были христианскими по форме, происходили в весенне-летнее время и возникали по случаю. Однако «неслучайность» их появления сказывалась в том, что постоянные и временные заветные праздники повсюду приурочивались к 8-10й пятнице по Пасхе, либо к петровской-ильинской неделям, то есть вливались в праздничный цикл летнего солнцеворота, объединялись с канунами[clxxxviii].

Как «заветный» праздник обычно отличался день, посвященный Параскеве Пятницы – 14 (27) октября, которую считали главной народной заступницей после Богородицы.

В дни «заветных» праздников, связанных с иконами, вокруг храмов устраивали крестный ход. В тех местах, где бывали легенды о чудесных явлениях икон, крестный ход совершался к тому месту, где по преданию произошло явление. Считалось, что воспроизведение счастливого события обладает оберегающей функцией[clxxxix].   

«Наряду с праздниками бывают особые заказные дни, когда устраиваются молебны по какому-либо случаю. Тогда не работают, но и не гуляют» (Ляховская вол., Маленковский у.)[cxc].

Праздники, в одних областях считавшиеся большими, в других либо не праздновались так, как им было «положено», либо относились к малым праздникам, иногда вообще не входили в разряд праздников или «заменялись» другими. Так, например, в дер. Селищи Ивашевской вол. Ростовского у. прихода Св.Троицы-Шендоры «общеприходской праздник Троицы не празднуется, а «заменяется» своим особым праздником - Тихоновым днем, 16 июня»[cxci].

К малым праздникам относились: справлявшиеся одной из деревень, составлявших волость или приход; кануны или продолжения больших праздников; особо чтимые дни в данном селении. Так информатор из Меленковского у. сообщал: «В каждом селении есть свои предпочтительные праздники, когда в селе устраивается ярмарка, на которую собираются жители окрестных селений. В селе Тригорово таким праздником является Казанская (8 июля)»[cxcii].

«Ассортимент» малых праздников был велик за счет разнообразных ритуальных ситуаций, сливавшихся с бытовым православием и происходивших в будни: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем»[cxciii].

В семейном кругу обычно отмечали большинство полевых праздников. Корреспондент из Ляховской вол., Меленковского у. писал, что таковыми являлись: начало сенокоса,, завершение жатвы и молотьбы[cxciv].

«Существует обычай праздновать окончание молотьбы как завершение всех полевых работ. В день обмолота последнего хлеба овин (или рига) считается «имянинником» и в его честь покупается сороковка (1/2 бутылки), а то и одна-две бутылки, если в обмолоте участвовали посторонние. В обычае смолачиваться с одной или двумя семьями односельчан, то есть производить обмолот общими силами поочередно в каждой из семей. Домолотки - по окончании обмолота хлеба - и «имянины» овина празднуются практически повсеместно. До-жинная - окончание ржаного жнитва - отмечается только вареными или печеными яйцами, но далеко не всеми. В большинстве селений существует обычай чествовать посев льна, который производится обычно после полуденного отдыха лошади. Для того, кто будет сеять лен, варят пару яиц, которые съедаются накануне сева» (Юрьевский у.)[cxcv]. Возможно, крестьяне верили, что такие действия приведут к тому, что лен уродится хороший.

Сроки праздников были различны, в зависимости от количества деревень, принимавших в них участие и составлявших общинное единство: «Во многих приходах праздник продлевается за счет очередности: в первый день и частично во второй праздник отмечается в одной деревне, а затем - в следующей»[cxcvi]. Так поступали для того, чтобы каждая деревня, входившая в общину, стала в определенный день центром праздника. Но даже для одного села (деревни) минимум времени празднования составлял два-три дня. «Есть селения и со строгой трехдневщиной, без соблюдения очередности с другими селениями» (Юрьевский у.)[cxcvii]. «На праздник в честь иконы Казанской Божьей Матери в первый день собираются гости, хороводы устраиваются редко. Гулянье и веселье наступает на второй день... На седьмой день праздника молодежь устраивает складчину, покупает угощение, после чего праздник заканчивается» (Владимирский у.)[cxcviii]. «Праздник с приглашением гостей никогда не оканчивается одним днем. Иногда праздник начинается в четверг и прихватывает воскресенье, в зависимости от средств хозяев» (Юрьевский у.)[cxcix].

Обычно требовалось, хотя и не везде, обязательное участие всех взрослых жителей села, являющегося центром праздничного события общины, за исключением больных (особенно пособоровавшихся), калек и старых дев. «Участовать в праздниках полагается всем (необязательным считается участие лишь стариков и детей). Тех, кто не принимает участия в праздниках, называют «жидоморами» (Меленковский у.)[cc]. К уклоняющимся от праздников односельчане относились подозрительно или с крайнем неодобрением: из-за них Бог мог наслать кару на все селение. Но не везде так относились к непосещающим праздники. Корреспондент из Владимирского у. сообщал: «На тех, кто не принимает участия в праздниках, не обращается внимание. Впрочем, таких крайне мало (всего один крестьянин на 400 домов)»[cci]. «Уклоняются от участия в праздниках редко, но на это не обращают ровно никакого внимания. Приехать в гости - значит оказать честь хозяевам, не приехать - означает нежелание поддерживать дружбу» (Юрьевский у.)[ccii].

Праздник не только допускал, но и всячески поощрял приход людей со стороны - «чужих», «незванных». Более того, праздник представлял собой «общественную милостыню»; на него стекались нищие, странствующие и богомольцы, которые допускались к столованьям в первую очередь, а уже после них пировали свои[cciii].

Любой праздник (от воскресенья до большого), как отмечали информаторы Этнографического Бюро князя Тенишева, сопровождался преображением всего дома, внешнего облика людей и их поведения. К воскресенью убирали и мыли в избе, добавляли в божницу праздничные иконы; к большим праздникам мыли и «наряжали» дома - подновляли резьбу, роспись, добавляли новые изображения, открывали праздничный вход (с улицы), зажигали лампадки, свечи во всех местах двора, где находились иконы и кресты, подметали задворки и улицу вдоль дома. В избе развешивали праздничные полотенца, выдвигали стол на середину и накрывали его скатертью, убирали будничную одежду и утварь.

В праздник надевали лучшую одежду, менялась система приветствий, обращений друг к другу (даже мужа к жене), названий (преобладали величания по имени-отчеству), содержание разговоров (о насущных хозяйственных делах и печальных событиях старались не говорить)[cciv].

Собственное праздничное поведение взрослых заключалось в следующем: полная праздность ( «День свят и дела наши спят»[ccv]), посещение церкви («В праздник все обязательно идут на утреннюю службу в церковь, после которой священник ходит по домам и возле каждого праздничного стола служит молебен и окропляет все святой водой» (Александровский у., праздник Троицы)[ccvi]; «Начинается праздник с посещения церкви. Съезд гостей происходит почти одновременно по окончании богослужения» (Юрьевский у.)[ccvii]); постоянное столование с приемом гостей и хождением в гости («Часто собираются попеременно то в одной, то в другой избе, нанося друг другу ответные визиты» (Владимирский у.)[ccviii]; «Приглашение выражается словами: «Праздновать к нам просим милости», на которые всегда следует ответ: «Ваши гости. Не оставте!»[ccix]); питье и пение песен.

Вообще гостьба – одно из древнейших и примечательных явлений русского праздника. Первыми шли в гости старики  и дети. Издалека ездили на конях. К вечеру приходили мужчины и женщины. Всех гостей встречали поклонами, здоровались, а с близкими родственниками целовались[ccx]. Несоблюдение этих всех вышеперечисленных норм поведения определялось понятием греха. Лиц, работающих в праздник, называли «греховными» кличками: католичка; их относили к «нехристям»[ccxi].

Таким образом, можно отметить, что трудовая жизнь крестьян разделялась праздниками. Бытовая обстановка праздников была разнообразна, как и само их количество. Каждый сопровождался своими обрядами, ритуалами. Необходимым атрибутом в праздничные дни являлись приглашение гостей, обильное угощение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У многих людей современности, когда заходит разговор о истории,в частности о жизни русского крестьянина, возникает следующая картина: ранний подъем (иногда за несколько часов до восхода солнца), целый день работа в поле для обеспечения пропитания семь и, отход ко сну далеко за полночь - никаких праздников, выходных, лишь изнуряющая сельскохозяйственная работа. Но быт народа не был таким серым и однообразным. И даже с помощью всей существую­щей на данный момент литературы, написанной в прошлом и настоя­щем, невозможно охватить всю бытовую сторону жизни.

Из многочисленных и разнообразных традиционных форм быта русского крестьянства второй половины XIX века, в работе выделены такие, которые имели наиболее определенную и четко зафиксированную в народном сознании структуру. В сфере общинного быта - это крестьянский сход, помочи, взаимоотношения, в сфере семейного - обычный распорядок жизни и воспитание детей, а также связывающие первый и второй формы - верования, церковь и религиозное почитание, празднества.

В хранении и передачи богатого, накопленного веками крестьянс­кого опыта, существенная роль принадлежала общине. Сход - общее собрание ее членов - устанавливал нормы поведения, формы общения.

Рассмотренные материалы позволили выделить три вида крестьянских сходок: селенные, сельские и волостные. Каждый вид имел свой порядок сбора, рассматривал лишь определенные вопросы.

Обычай помочей бытовал в тех видах сельскохозяйственного труда, в которых в силу сезонно-климатических условий или особенностей технологии требовалось в короткий срок завершить большой объем работы. Практически каждые помочи имели свое определенное назва­ние. Некоторые названия возникали в результате ритуальных дейст­вий, совершаемых во время помочей. Классификацию этой традиционной формы можно провести на основании разных признаков, например: на основании вида хозяйственных работ, на основании характера взаимной помощи. В целом для помочей характерны праздничное нас­троение и коллективный труд.

Сложный момент представляют собой крестьянские взаимоотношения Можно отметить, что приветствия, разговоры, гостеприимство со­держали определенные нормы. Повсеместно наблюдалось почтительное отношение к старикам, богатым и знатным людям. Крестьяне уважали друг друга, но только не разорившегося человека. К нищим, иновер­цам во второй половине девятнадцатого века относились с некото­рой опаской, старались не пускать в дом и при любом удобном слу­чае отправляли в более богатую семью.

Быт семьи подчинялся гармоничным законам жизни крестьян. Глава заботился о материальном благополучии, пропитании, остальные старались помогать ему в этом, поэтому время было занято трудом, вос­питанием детей, помощью больным, Конечно, большую его часть занимали домашние и сельскохозяйственные работы. В сознании народа такой уклад закреплялся веками, обрабатывался, отбрасывал все лишнее и оформлялся в более подходящую форму.

Определенное время в обычном порядке жизни семьи занимало вос­питание детей. Необходимо было привить им любовь к труду, на котором просто держалась вся жизнь русского крестья­нина. Систематически, начиная с детских игр, затем постепенно подключаясь ко взрослой работе (уход за скотиной, присмтор за младшими, работа по дому), дети втягивались в деятельность.

Определенное место в быту народа занимали язычество и православие, взаимосвязывавшие отдельных членов общины друг с другом. Ве­рования, воззрения на природу выделяются в данной работе как наи­более присущие сельскохозяйственной жизни крестьянина, особенно относящиеся к земле и воде, кормящих своими плодами людей. Каждое природное бедствие воспринималось как наказание за грехи, отсюда столько почтения и уважения к окружающему природному миру.

Огромное воздействие на жизнь русского народа второй половины XIX века оказывала православная церковь. Она устанавливала перио­ды труда и отдыха, некоторым образом создавала распорядок дня (молитвы утром, перед каждой едой). Значительное место в быту крестьянской семьи занимало регулярное посещение церкви, а в случае природных бедствий - крестные ходы и просительные моленья.

Анализ материала в данной работе также приводит к выводу - русский народ с веселостью и удовольствием соблюдал праздники. Даже при самых тяжелых работах крестьяне находили время, чтобы почтить святых, встретить какой-либо языческий праздник. Тяжелый повседневный труд и удалое разгулье празднеств отвечало национальному характеру русских людей: «Гулять - так гулять, работать - так работать».

Таковы традиционные формы быта русского народа второй половины XIХ века. Народный быт - это и многовековые наблюдения, обычаи, обря­ды, традиции, частично используемые неосознанно. Но в душе каждого народа таится жажда познать истину происходящего и происходившего, раскрыть смысл, исследовать. Поэ­тому тема быта остается едва ли не главной в современной жизни.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Молитва святым от недугов скота

 

Святые мученики и чудо­творцы великие: Медосте, Флора и Лавр, Власий и Харлампий, Николай Чудотворец и Георгий Победо­носец, вашими всесильными мольбами ко Господу, Спасу Всемилостивому, исцелите и избавите скота сего (такого-то) от поветрия, от падежа, от тлетвор­ного воздуха, от смертоносного недуга, от смерто­носной язвы, от всякой немощи, хвори, скорби и болезни, и от всякого зла, спасите, сохраните и помилуйте с Матерью Божиею Пречистою Богоро­дицею, и Приснодевой Марией, сотворите и явите милость, купно же воздвигните с собою святых бессребренников и чудотворцев Козьму и Дамиана, Кира, Иоанна, весь скот помилуйте и сохраните со Отцем, и Сыном, и Святым Духом, и ныне присно, и во веки веков, аминь.

Печатается по изданию: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Ростов-на-Дону, 1996. С.382.

 

 



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Церковь и религиозное почитание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Церковь и религиозное почитание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)