Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема формирования выразительности речи детей дошкольного возраста, в психолого-педагогических исследованиях



2020-02-04 1046 Обсуждений (0)
Проблема формирования выразительности речи детей дошкольного возраста, в психолого-педагогических исследованиях 0.00 из 5.00 0 оценок




Важным атрибутом грамотного человека является его речь, которая отличается четкостью дикции, интонационной и эмоционально-образной выразительностью, логической ясностью. Выразительность речи является показателем самостоятельного, осознанного использования языка, обеспечивающего эффективность коммуникации. Под выразительностью речи мы будем понимать – владение средствами речевой выразительности, которое предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями, такое понятие дают М.М. Алексеева и В.И. Яшина [].

Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на собеседника эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой работы. Эта работа, нужна потому, что речь, как средство общения между людьми, должна быть не только связной и точной, но и выразительной, поскольку общающиеся между собой люди живые существа, у которых мысли связаны с чувством. Яркая и непроизвольная выразительность речи у маленьких детей и беспомощность старших дошкольников сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, сподвигли отечественных педагогов и психологов рассмотреть данную проблему.

С.Л.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» [15, С. 450]. Выразительность он рассматривал, как индивидуальные проявления человека. По мнению автора, развитие выразительности речи проходит длинный путь и начинается он с младшего дошкольного возраста, когда у детей наблюдается повышенная эмоциональность, которая беспрепятственно выражается в речи, поскольку у них нет еще твердо установившихся правил связного построения. В дальнейшем, когда речь детей становится более регламентированной, ее выразительность снижается. Умение придать речи выразительность он считал искусством, которое еще не развито у детей, но которому дошкольников нужно учить.

 Знаток детской речи, лингвист и психолог Ф.А. Сохин считал, что выразительность детской речи включает формирование четкой артикуляции звуков, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать силу голоса, нормальный темп речи и различные интонации, которые дети могут осознать при помощи специальных упражнений. Главным показателем произвольности, осознанности высказывания он видел в проявлении способности отбора языковых средств, соответствующих выраженному в речи содержанию.

В педагогических исследованиях подчеркивается, что у дошкольников интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно и речевой слух: ощущение высоты тона, силы звука, тембра, ритма.

Н.С.Карпинская писала, что развитие выразительности происходит путем подражания речи взрослого. Она утверждала, что у маленьких детей нет сознательной выразительности, тогда как у старших дошкольников речь отличается содержательностью, подчиняется сознанию и воле. Она указывала на то, что у детей необходимо формировать умение говорить ясно, отчетливо, управлять своим голосам – регулировать его силу, а также менять темп. Работу по развитию выразительности она предлагала осуществлять, используя художественную литературу, за основу выделяла развитии поэтического слуха, т.е. учить детей слышать самих себя и искать необходимые средства выразительности для передачи собственной мысли.

В своих работах О.И.Соловьева указывала на то, что нужно сохранять непосредственную выразительность детской речи и бороться с монотонностью. Она утверждала, что необходимо учить детей владеть силой голоса, так как во время игры они громко кричат, а при ответе говорят тихо. Дошкольники, по мнению автора, не умеют регулировать  темп речи, в момент эмоционального напряжения быстро говорят, что делает их речь невнятной.

Авторы многих пособий по развитию детской речи М.М.Алексеева и В.И.Яшина утверждают, что выразительность речи зависит от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. У детей развивается умение регулировать высоту и силу голоса, далее постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи. Они рассматривают выразительность как умение, которым может овладеть ребенок при целенаправленной работе.

Некоторые исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системы языка. Например, М.М. Бахтин особое место отводит интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной. По его мнению, интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности.

По мнению Т.А.Ладыженской, монологической речи детей дошкольного возраста часто свойственны монотонность, неумение выделять голосом главное, интонационная неоформленность высказывания. Она показала возможность и необходимость формирования у детей всех средств выразительности речи, чтобы они способствовали лучшему взаимопониманию собеседников и соответствовали выражаемым ими мыслям и чувствам.

О.С.Ушакова указывала на необходимость уделять более пристальное внимание воспитанию интонационной чутья, дикции, темпа речи, поскольку, по мнению автора, в этих умениях заложено наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно ее связности. Работа над интонационной выразительностью, по ее мнению, помогает избежать монотонности, нерасчлененности речи, четкость дикции, так как от звукового оформления речи зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.

В.И.Рождественская и Е.И.Радина отмечали большую роль окружающих людей на развитие детской выразительности. Для этого необходимо, по их мнению, развивать слуховое восприятие.

В исследованиях отечественных ученых по проблеме развития детской речи отмечается, что выразительность речи дошкольника носит импульсивный характер, она еще не осознана самим ребенком. Яркие, живые интонации являются непосредственной реакцией ребенка на полученные от окружающей действительности впечатления, но когда первоначальная непроизвольная выразительность спадает, речь детей может стать маловыразительной, если не вести работу в данном направлении. 

Н.К.Крупская подчеркивала, что нужно не сдерживать и не подавлять, а развивать естественную выразительность речи детей, вот тогда чаще удается встретить оратора, « речь которого полна выражения, глаза которого загораются на лице и в жесте, которого отражаются его мысли и чувства» [3,С.23]. По мнению Н.К.Крупской, дети в состоянии передать только те мысли, которые они поняли, выразить те чувства, которые пережили.      

 В дошкольном возрасте ребенок должен не только овладеть интонационным богатством языка, но и уметь активно пользоваться им в разных условиях. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Рассматривая проблему выразительности детской речи, мы обнаружили, что авторы указывают на необходимость развития данной стороны речи. Они отмечают значение и содержание работы, а также определяют те средства выразительности, которые доступны детям дошкольного возраста.

Однако, рассматривая развитие выразительности детской речи, ученые  не указывают, с какого из средств выразительности необходимо начинать работу. Нет единого мнения и в том, при помощи какого средства формировать выразительность детской речи: одни авторы предлагают за основу использовать пример взрослых, другие – специальные упражнения или художественную литературу.

Далее следует подробнее остановиться на особенностях развития средств речевой выразительности у детей второй младшей группы.

 

1.2.  Особенности развития выразительности речи у детей 3-4 лет

Как нами было указано в параграфе 1.1. под выразительной речью мы будем понимать умение владеть средствами речевой выразительности, т.е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Это и будет предметом нашего дальнейшего исследования.

В пособии М.М.Алексеевой и В.И.Яшиной « Методика развития речи обучения родному языку дошкольников», выделены три ступени развития выразительности речи, которые наметила А.М.Леушина. По ее мнению основы выразительности закладываются в дошкольном возрасте: от непроизвольной эмоциональной у младших дошкольников к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст характеризуется повышенной эмоциональностью. Глубина и направленность эмоций детей обусловлены их возрастными интересами и уже имеющимся у них жизненным опытом.

Для детей второй младшей группы характерно внеситуативно-познавательная форма общения, при которой ребенок начинает теоретическое и умственное сотрудничество с взрослым. Малыши активно взаимодействуют и со сверстниками, это связано с развитием игровой деятельности, появляются совместные объединения в игре. Ребенок начинает мыслить, и эти мысли стремятся познать глубину вещей.

В возрасте 3-4 лет активно развивается речь детей, появляются сложные предложения, расширяется запас слов, лексика освобождается от привязанности к конкретной ситуации. Быстро развивается и звуковая сторона речи, ребята правильно произносят многие звуки. Дети определяют эстетическое и эмоциональное отношение к предмету и явлению, закладываются основы выразительности речи. Формируется умение пользоваться голосом. Младшие дошкольники начинают следить и за темпом своей речи, но у них еще отсутствует хорошая дикция, умение использовать в своей речи фразовое и логическое ударения, паузы.

В целом речь большинства детей этого возраста все еще характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением некоторых звуков. Все это связано с неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Детям второй младшей группы характерна непосредственная выразительность, когда эмоциональные переживания преобладают над содержанием, поэтому речь имеет изобразительный характер. В ней встречаются усиливающиеся повторения, восклицательные обороты, нарушен обычный порядок слов.

С.Л.Рубинштейн утверждал, что речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, в ней выразительны моменты. По мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее естественно снижается [18,С.480]. Поэтому перед педагогами второй младшей группы ставятся задачи, которые указывают  на необходимость формировать у детей правильный темп речи, интонационную выразительности,  умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественной интонацией.

Работу в данном направлении необходимо вести и по той причине, что дети 3-4 лет начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации: радостные, назидательные, вопросительные. Повествовательной интонацией младшие дошкольники владеют спокойно, без специального обучения, а также пользуются интонацией понижения для выражения спокойного констатирования, появляется восклицательная интонация. Несколько позже появляются вопросительные интонации, когда дети начинают задавать вопросы.

Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность утверждать, что некоторым ребятам присуще излишняя торопливость, нечеткое проговаривание слов, «проглатывание» окончаний, все это наблюдается в момент эмоционального напряжения.  Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произносить слова, что затрудняет понимание смысла сказанного. Учеными была предпринята попытка проследить возможность детей регулировать темп речи. Полученные данные свидетельствуют о том, что дети легче ускоряют темп речи, чем замедляют его, который во многом зависит от содержания высказывания. Ребенок младшего дошкольного возраста склонен к быстрой речи, делает короткие и неуместные паузы. Поэтому педагог должен учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационную мысль.

В младшем возрасте большое значение имеет своевременное начало работы с детьми по развитию речи и голоса. У младших дошкольников голос не отличается должной гибкостью и подвижностью. Часто они говорят очень тихо, их речь едва слышна даже на близком расстоянии. Отмечается и другая крайность – крикливая, неоправданно громкая речь, что ведет к перенапряжению голосовых связок. Дети данного возраста еще не достаточно умеют регулировать силу своего голоса. Поэтому возникает необходимость учить  детей соразмерять силу голоса с учетом расстояния и условиями общения.

Опыт свидетельствует, дети 3-4 лет без усилий усваивают такое средство интонации как тембр голоса (еще в младенчестве различают интонации голоса взрослых: ласку, угрозу и т.д.). Многие дети перенимают это средство без его специального формирования.

Детям второй младшей группы еще трудно регулировать высоту голоса. Как указывал А.И.Катинене, рассматривая методику обучения детей пению, у детей 3-4 лет дыхание развито еще не равномерно, оно короткое. Не у всех ребят развита артикуляция и дикция, некоторые дети затрудняются в произнесении отдельных звуков. Как правило, диапазон пения ре-ля первой октавы. Все это говорит о том, что детям более доступно произнесение звуков и слов на низкой высоте, менее доступно на высокой.

Развитие голоса проводится путем подражания взрослому, как во время образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Копируя окружающих людей, младшие дошкольники осваивают различные интонации, тембровые окраски и другие выразительные особенности голоса. В.И.Рождественская указывала на то, что детям младшего дошкольного возраста необходимо давать образцы правильной речи, так как они с интересом прислушиваются, к речи взрослого и копируют ее.

Взрослые же обладая интонациями родного языка (ведь речь без интонации не существует) не замечают их. Поэтому и не ставится вопрос о формировании у младших дошкольников средств интонационной выразительности. Если же ребенок не усваивает некоторые средства выразительности, взрослые обычно не скоро обращают внимание на этот дефект речи, не помогают ребенку, и он поступает с этим дефектом в школу, где устранять недостатки интонационной выразительности бывает еще труднее, чем в дошкольном детстве.

Поэтому, очень важно начинать работу по формированию речевой выразительности с младшего дошкольного возраста, когда  возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово. Осуществлять работу в данном направлении можно при помощи дидактической игры, в которой объяснение правил объединяется с показом игровых действий. Важно учитывать и то, что игра является ведущим видом деятельности, которая создает бодрое, радостное настроение.

Таким образом, мы установили, что речь детей 3-4 лет обладает яркой выразительностью, но она является следствием их собственных переживаний и эмоций. На данном этапе развития младшие дошкольники должны уметь регулировать силу и высоту голоса, темп речи, а так же  различать интонации. Поэтому уже с младшего возраста необходимо вести работу по четкости звукопроизношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом речи, правильным дыханием. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Важно формировать средства речевой выразительности с младшего возраста и по причине того, что речевой аппарат у детей 3-4 лет гибок и возрастные речевые особенности еще не успели закрепиться. Одним из путей решения данной проблемы может стать использование дидактической игры.

 



2020-02-04 1046 Обсуждений (0)
Проблема формирования выразительности речи детей дошкольного возраста, в психолого-педагогических исследованиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема формирования выразительности речи детей дошкольного возраста, в психолого-педагогических исследованиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1046)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)