Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности выразительности речи у детей 3-4 лет



2020-02-04 385 Обсуждений (0)
Особенности выразительности речи у детей 3-4 лет 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из задач констатирующего эксперимента было определить уровни и описать особенности средств речевой выразительности у детей второй младшей группы. Для решения данной задачи нами была разработана методика, в которую вошло четыре задания.

В эксперименте приняли участие две группы детей: вторая младшая группа п. Новолавела, в количестве 18 человек, условно назовем ее «группа А» и вторая младшая группа с. Сура, в количестве 13 человек, условно назовем ее «группа В».

Целью первого задания было выявить умение у детей регулировать силу голоса. Для решения поставленной цели нами была предложена дидактическая игра «Далеко – близко». Методика проведения игры представлена в Приложении1. Полученные данные эксперимента представлены в таблицах 1 и 2 (см. Приложение 4). Результаты исследования мы представим в сводной таблице, которая позволит увидеть распределение детей по уровням.

Таблица 1

Уровни развития умения у детей 3-4 лет регулировать силу голоса

(данные представлены в %)

Группа

Количество детей

Уровни

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
А 18 6 33 50 0 11
В 13 8 15 38 31 8

 

Данные представленные в таблице отражены нами в гистограмме, что позволяет проиллюстрировать распределение детей по уровням.

 

                                                   Рис.1

    Как видно из таблицы 1 и в представленной гистограмме, у большинства детей групп А и В умение регулировать силу голоса находится на среднем уровне. Количественную сторону характеризуют показатели: в группе А – 50%, а в группе В – 38%.  Наименьшее количество детей выявлено на низком уровне: в группе А – 6%, а в группе В – 8%. Качественную сторону характеризует то, что у детей выявлено умение регулировать силу голоса, но это у них еще не достаточно сформировано. Низкий уровень был выявлен у Вити Б. из группы А, у мальчика наблюдается задержка речевого и психического развития. При выполнении задания Витя чувствовал себя свободно, легко шел на контакт (см. Протокол 45). В группе В низкий уровень выявлен у Андрея П., причиной такого показателя может быть, как не желание участвовать к эксперименте (ребенок был увлечен игрой), так и диагноз – задержка речевого развития (см. Протокол 109). На высоком уровне в группе А находятся две девочки, это Дина А. (см. Протокол 53)и Оксана В. (см. Протокол 21). В группе В высокий уровень выявлен у одного ребенка – это Вика К. (см. Протокол 86). Все девочки легко шли на контакт, отвечали уверенно, четко и быстро. Практически все дети наиболее успешно справились с задание, в котором необходимо было произнести звукосочетание громко. Наиболее трудно оказалось для детей обеих групп, понизить голос, при выполнении задания. Это связано и с тем, как нами было указано в параграфе 1.2, что голос у детей 3-4 лет не отличается должной гибкостью и подвижностью

Целью второго задания было выявить умение у детей изменять темп речи. Для решения поставленной цели нами была предложена дидактическая игра «Дождик». Методика проведения игры представлена в Приложении1. Полученные данные эксперимента представлены в таблицах 3 и 4 (см. Приложение 4). Результаты исследования мы представим в сводной таблице, которая позволит увидеть распределение детей по уровням.

Таблица 2

Уровни развития умения у детей 3-4 лет изменять темп речи

(данные представлены в %)

Группа

Количество детей

Уровни

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
А 18 17 22 33 11 17
В 13 0 31 38 31 0

 

Данные представленные в таблице отражены нами в гистограмме, что позволяет проиллюстрировать распределение детей по уровням.

                                      Рис.2

    Как видно из таблицы 2 и в представленной гистограмме, у большинства детей групп А и В умение регулировать темп речи  находится на среднем уровне. Количественную сторону характеризуют такие показатели как: 33% в группе А, а в группе В – 38%. Наименьшее количество детей выявлено в группе А – 11% на уровне выше среднего. Это свидетельствует о том, что дети могут регулировать темп речи, но данное умение у них еще не достаточно сформировано. В группе В низкий и высокий уровень не был выявлен.  Низкий уровень в группе А был выявлен у Алины Н. (см. Протокол 30), Наташи П. (см. Протокол 50) и других детей. Алина и Наташа отвечали тихим голосом, были немного напряжены. У Алины наблюдается задержка речевого и психического развития, что связано с травмой головы во время родов. Наташа является часто болеющим ребенком, посещает ДОУ редко. По типу темперамента Наташа – меланхолик: тихая, спокойная девочка, с очень тихим голосом, предпочитает играть одна. В группе В одинаковое распределение выявлено на уровнях выше среднего и ниже среднего. Дети, находящиеся на уровне выше среднего Даниил А. (см. Протокол 102), Геля Г. (см. Протокол 122)и другие, отвечали уверенно, активно, громко, допустили незначительные ошибки. Дети, находящиеся на уровне ниже среднего Егор З. (см. Протокол78), Вероника К. (см. Протокол 82), Виктория К. (см. Протокол 86), отвечали неуверенно, не изменяя голоса. Егор отвечал быстро, так как спешил вернуться к оставленной игре, чувствовал себя уверенно. Девочки выполнили задание, как и предыдущее, не изменяя темпа речи. Возможно, это связано с тем, что для них оказалось доступнее произнести звукосочетание в медленном темпе, чем в быстром. Хотя в параграфе 1.2. нами было установлено, что дети легче ускоряют темп речи, чем замедляют его.

    Целью третьего задания было выявить умение у детей регулировать высоту голоса. Для решения поставленной цели нами была предложена дидактическая игра «Коза и козлята». Методика проведения игры представлена в Приложении1. Полученные данные эксперимента представлены в таблицах 5 и 6 (см. Приложение 4). Результаты исследования мы представим в сводной таблице, которая позволит увидеть распределение детей по уровням.

Таблица 3

Уровни развития умения у детей 3-4 лет регулировать высоту голоса

(данные представлены в %)

Группа

Количество детей

Уровни

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
А 18 28 38 28 6 0
В 13 0 62 38 0 0

 

Данные представленные в таблице отражены нами в гистограмме, что позволяет проиллюстрировать распределение детей по уровням.

                                  Рис.3

    Как видно из таблицы 3 и в представленной гистограмме, у большинства детей групп А и В умение регулировать высоту голоса находится на ниже среднего уровне. Количественную сторону характеризуют следующие показатели: группа А, уровень ниже среднего – 38%, группа В  - 62% . В группе А на низком уровне находится 28% детей. В группе В низкий уровень не выявлен. Высокий уровень не был выявлен ни у одной из групп участвующих в эксперименте.  Качественная сторона исследования позволяет утверждать, что большинство детей выполняли задание с ошибками, при помощи педагога, не изменяя голоса.  Выше среднего уровень был выявлен в группе А у Дины А. (см. Протокол 55). Девочка выполняла задание уверенно, эмоционально. Низкий уровень в группе А был выявлен у Ани П.(см. Протокол 7), Саши К. (см. Протокол 39) и других детей. Во время эксперимента Аня отвечала тихим голосом, была напряжена. Такая особенность наблюдается у девочки при общении со всеми взрослыми и при выступлении на публику. О таких проявлениях у детей нами отмечалось в параграфе 1.1, хотя в обычной обстановке девочка активна, разговаривает громко. Саша К. не справился с заданием, на наш взгляд причиной может послужить то, что мальчик часто болеет, в результате очень редко посещает ДОУ.  Полученные данные указывают на то, что детям 3-4 лет доступнее умение произносить звукосочетание низким голосом. Это подтверждается и научными исследованиями, на которые мы ссылались в параграфе 1.2. При произнесении высоким голосом дети в основном переходили на писк.

    Целью четвертого задания было выявить умение у детей произносить слова с разной интонацией:  радостной, сердитой, ласковой. Для решения поставленной цели нами была предложена дидактическая игра «Злюка», в которой необходимо было выполнить три задания: произнести словосочетание  с предложенной интонацией. Методика проведения игры представлена в Приложении1. Полученные данные эксперимента представлены в таблицах 7 и 8 (см. Приложение 4). Результаты исследования мы представим в сводной таблице, которая позволит увидеть распределение детей по уровням.

Таблица 4

Уровни развития умения у детей 3-4 лет передавать заданные интонации  (данные представлены в %)

Группа

Количество детей

Уровни

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
А 18 44 39 11 6 0
В 13 31 31 38 0 0

Данные представленные в таблице отражены нами в гистограмме, что позволяет проиллюстрировать распределение детей по уровням.

Рис.4

    Количественный анализ характеризует наличие у большинства детей, чуть менее половины, в группе А, низкий уровень, что составляет 44%. В группе В большинство детей, чуть менее половины, находится на среднем уровне, что составляет 38%. Высокий уровень не выявлен ни в одной группе.

    Качественная сторона исследования позволяет утверждать, что в группе А у большинства детей не сформировано умение передавать произвольно заданную интонацию. Например, низкий уровень выявлен у Алены К.(см. Протокол 12), Кирилл У. (см. Протокол 72) и других детей. Алена очень общительная, эмоциональная девочка, но передать нужные интонации не смогла. Кирилл же воспринял задание серьезно, постоянно хмурился, с трудом шел на контакт. В группе В дети старались выполнить задание, но передавали не все заданные интонации.   Егор З.(см. Протокол 80) не смог сосредоточится на задании. Тогда как Сережа Х. (см. Протокол 96), задание принимал эмоционально и ярко проявлял отношение к нему, это помогло ему показать средний уровень. Полученные данные указывают на то, что детям 3-4 лет доступнее умение передавать радостную интонацию. Наибольшее затруднение вызвало задание при передаче сердитой интонации, это можно объяснить тем, что игрушка понравилась детям, и они не восприняли всерьез то, что котенок их поцарапал. Подтверждение нашло и то, что детям доступна радостная интонация, это было раскрыто нами в параграфе 1.2.

    Изучив особенности выразительной речи детей 3-4 лет, мы пришли к выводу, что их речь носит эмоциональный характер, большинство ребят не могут произвольно пользоваться средствами речевой выразительности. Причиной такого показателя, на наш взгляд, может быть недостаточный уровень работы, которые ведут педагоги ДОУ. Поэтому, дальнейшее наше исследование будет направленно на анализ работы воспитателей детского сада по формированию средств речевой выразительности у детей.



2020-02-04 385 Обсуждений (0)
Особенности выразительности речи у детей 3-4 лет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности выразительности речи у детей 3-4 лет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)