Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние дидактической игры на формирования выразительности речи у детей второй младшей группы



2020-02-04 487 Обсуждений (0)
Влияние дидактической игры на формирования выразительности речи у детей второй младшей группы 0.00 из 5.00 0 оценок




Как нами было установлено, в младшем дошкольном возрасте речь выполняет эмоциональную функцию, ребенок не контролирует ее. По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими.

Формировать выразительность речи можно как в организованной образовательной деятельности, так и в игровой. Анализ психолого-педагогической литературы раскрывает то, что одни авторы предлагают за основу использовать пример взрослых, другие – специальные упражнения или художественную литературу. Как показывает практика, в младшем дошкольном возрасте реализация программных задач осуществляется в ходе дидактических игр, которые являются частью организованной образовательной деятельности, так как обучение должно проходить в увлекательной для детей игровой форме.  А  дидактическая игра – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста [17. С.163]. Данный вид игры позволяет сделать процесс обучения более легким и занимательным, так как чем больше сохраняются признаки игры, тем больше обучение доставляет радость.

Особенностью дидактических игр являются: обучающая задача, игровые действия, игровые правила, содержание. Обучающая задача  сформулирована взрослым для достижения определенных целей воспитания и, как правило, представлена в названии игры. Игровые действия придуманы взрослым и даются ребенку в готовом виде и являются способом проявления активности ребенка. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой. В младшем дошкольном возрасте игровые действия просты и однотипны, так как результат не интересует детей, а увлекает сам процесс игры. Каждая дидактическая игра имеет свои игровые правила составленные взрослым заранее, они обусловлены содержанием игры, определяют порядок игровых действий, регулируют игровое поведение, их выполнение обязательно.  В младшем дошкольном возрасте правила раскрываются непосредственно в ходе самой игры. Содержание разработано взрослым и направлено на реализацию дидактической задачи. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны между собой.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Результат выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет детям игра.

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Дидактические игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, память, внимание. Настольно-печатные игры помогают уточнить, расширить и систематизировать знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы. Словесные дидактические игры способствуют развитию речи и ее выразительности, слуховому вниманию, умению прислушиваться к звукам речи, мыслительных операций, вырабатывают у детей быстроту реакций. Именно данный вид игры мы и будем рассматривать, как основное средство формирования речевой выразительности. 

В руководстве дидактической игрой особое место занимает определение содержания и тех задач, которые хочет решить воспитатель. Задачи по развитию выразительности детской речи педагог решает при использовании словесных дидактических  игр, содержание которых разработано и направленно на речевое развитие.

Авторы сборников словесных дидактических игр А.К.Бондаренко, В.Селиверстов, А.И.Максаков, указывали на большое значение данного вида игры в развитии детской речи. А.К.Бондаренко отмечал, что словесные дидактические игры способствуют умственному развитию ребенка. Помогают воспитателю организовать работу по развитию речи в интересной и занимательной форме, позволяющей варьировать условия игр в зависимости от образовательной задачи. В сборниках представлены словесные дидактические игры по возрастам и по тем направлениям, которые помогают формировать или закреплять разные стороны развития детской речи.

Дидактические игры способствуют развитию голосового аппарата, формированию правильного речевого дыхания. Помогают упражнять детей в четком произношении звукосочетаний, учат менять высоту и силу голоса. Способствуют закреплению звукоподражательных слов фразовой речи у детей и помогают совершенствовать слуховое внимание. Выразительность речи, приобретенная в ходе словесных дидактических игр, переносится и в самостоятельную игровую деятельность.

Игровые действия в словесных дидактических играх побуждают детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. В данном виде игры дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.

Использовать данные игры возможно как во время организованной образовательной деятельности, так и в свободное время. В младшем дошкольном возрасте словесные дидактические игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения.

Словесные дидактические игры воспитатели ДОУ начинают использовать с первой младшей группы, когда педагоги развивают у детей интерес к игре. Во второй младшей группе воспитатель учит выполнять определенные действия и правила.

 Своеобразие дидактической игры заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носит характер игровых взаимоотношений. Педагог является участником игры или ее организатором.

При проведении дидактических игр необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

1) для одной игры вначале, пока дети не овладеют звукоподражанием, брать не более 3-4 персонажей и вызывать для индивидуального повторения не более двух детей;

2) недопустимо в быстром темпе повторять звукоподражание много раз;

3) недопустимо и резко замедленный темп, громкий, пронзительный    голос с киванием в такт головой;

4) при проведении игр со звукоподражанием надо точно указывать, что делают животные (гусь – гогочет, утка – крякает и т.д.).

При организации дидактической игры в младшем дошкольном возрасте педагог должен четко представлять ее цель, ход, свою роль в этой игре. До начала игры, если это дидактические игры с игрушками, их дают детям рассмотреть. Правила не объясняются; воспитатель сразу показывает, как надо играть и приглашает к игре детей. Одна игра проводится 2-3 раза, до исчезновения интереса у детей, продолжительность по времени от 8 до 10 минут. В конце игры педагог должен похвалить каждого ребенка индивидуально. При выборе игры необходимо помнить, что она не должна быть не слишком трудной, не слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость. В начале каждой игры воспитатель создает игровое настроение.

Посвящая несколько минут решению какой-либо интонационной задаче, в дидактической игре, педагог постепенно формирует у детей навык владения доступными средствами речевой выразительности, которые помогают им оформлять свое высказывание.

Таким образом, использование дидактической игры способствует развитию выразительной речи у детей, эти игры не занимают много времени, но позволяют сделать работу над данной стороной речи интересной, насыщенной, увлекательной и разнообразной.

Вывод по первой главе

    Изучение теоретических основ выразительной речи детей 3-4 лет отражает насущность проблемы на сегодняшний день, так как данная речь является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему.

    Под выразительной речью, мы будем понимать умение владеть средствами речевой выразительности, т.е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

    Установив, что выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста, мыустановили, что дети младшего дошкольного возраста могут различать высоту и силу голоса, темп речи и интонации. Выразительность речи детей данного возраста непроизвольна и неосознанна.     Большую роль в развитии выразительной речи играет педагог, его умение подобрать дидактические игры на развитие и закрепление данных умений.

    Для более эффективного формирования выразительной речи у детей необходима тесная взаимосвязь обучения во время организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни, где решаются одни и те же программные задачи.  Особенности выразительной речи у детей 3-4лет мы рассмотрим в следующей главе.



2020-02-04 487 Обсуждений (0)
Влияние дидактической игры на формирования выразительности речи у детей второй младшей группы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние дидактической игры на формирования выразительности речи у детей второй младшей группы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)