Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента



2020-02-04 312 Обсуждений (0)
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




В данной главе будут представлены ход и результаты констатирующего эксперимента, цель которого – выявить особенности выразительности речи детей 3-4 лет и описать опыт работы педагогов ДОУ по формированию выразительности речи детей второй младшей группы. Для достижения цели нами будут поставлены следующие задачи:

1. Разработать и апробировать методику констатирующего эксперимента.

2. Определить уровни и описать особенности средств речевой выразительности у детей второй младшей группы.

3. Изучить и проанализировать опыт работы педагогов ДОУ по формированию выразительности речи у детей 3-4 лет.

Для разработки методики констатирующего эксперимента, при решении первой задачи, необходимо определить, что мы понимаем под «выразительностью речи». Исходя из анализа теоретического материала (см. параграф 1.1.) под выразительностью речи мы будем понимать, владение средствами речевой выразительности, которое предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями [Алексеева и Яшина], т.е будем рассматривать данную сторону речи как умение, которым может овладеть ребенок младшего дошкольного возраста. Исследователи, занимающиеся вопросами развития детской речи, указывают на то, что детям 3-4 лет доступны не все средства выразительности, а лишь некоторые из них, такие как: темп речи, высота и сила голоса, интонации: восклицательная, вопросительная, повествовательная (см. параграф 1.1.).

Для проведения методики констатирующего эксперимента нами будут подобраны дидактические игры, которые позволят нам выявить у детей 3-4 лет, перечисленные выше средства речевой выразительности. Как нами было отмечено в параграфе 1.3. дидактическая игра является ведущей формой организованной образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте, которая организуется педагогом. Данный вид игры позволит сделать задания привлекательными и интересными для детей второй младшей группы.

В методику констатирующего эксперимента войдут четыре задания. Цель первого задания: выявить умения у детей регулировать силу голоса. Цель второго задания: выявить умение у детей изменять темп речи. Цель третьего задания: выявить умения у детей регулировать высоту голоса. Цель четвертогозадания: выявить умения у детей произносить слова с разной интонацией:  радостно, ласково,  сердито, вопросительно. Более подробно методика констатирующего эксперимента представлена в Приложении1. Словесные дидактически игры, будут подобраны нами из сборников А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.И.Максаков и Г.А.Тумакова «Учите, играя», В.И.Селиверстова «Речевые игры с детьми».

Данные задания будут предложены детям индивидуально в свободное время. Все поведенческие реакции детей будут нами фиксироваться, и представлены в протоколах.

Анализировать полученные данные будем по критериям, которые представлены в дидактических играх: 1) умение регулировать силу голоса, в зависимости от удаления объекта; 2) умение изменять темп речи, во время передачи движения определенного объекта; 3) умение регулировать высоту голоса, в зависимости от изображаемого объекта; 4) умение передавать заданную интонацию (восклицательную, ласковую, сердитую), при передаче своего отношения к объекту.

Для количественного анализа нами будут использоваться следующие показатели:

Низкий уровень (о баллов): ребенок молчит, демонстрирует непонимание или отвечает, но неправильно; не владеет умением использовать диагностируемые средства выразительности: высоту или силу голоса, темп речи или интонации; голос тихий.

Уровень ниже среднего (1 балл): ребенок выполняет задание не полностью, с ошибками; отвечает по наводящим вопросам и уточнениям педагога, недостаточно четко произносит и регулирует: высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания; произносит обычным голосом или немного изменяет его.

Средний уровень (2 балла): ребенок выполняет задание не полностью, с некоторой помощью воспитателя, достаточно четко произносит и регулирует: высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания; изменяет голос, но недостаточно точно; говорит в умеренном темпе.

Выше среднего уровень (3 балла): выполняет задание самостоятельно; допускает незначительные ошибки; говорит отчетливо и регулирует: высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания.

Высокий уровень(4 балла): ребенок выполняет задание правильно, самостоятельно, говорит отчетливо и регулирует: высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания.

В конце каждой дидактической игры подсчитывается общее количество баллов, и полученный результат делится на количество заданий, которые вошли в данную игру. Это позволит выявить средний балл каждого задания и уровень развития каждого средства речевой выразительности у диагностируемого ребенка. Полученные данные будут нами  представлены в Приложении 3. В конце диагностики определяется общий уровень сформированности средств выразительности каждого ребенка.

    Для решения второй задачи мы проанализируем полученные результаты констатирующего эксперимент и представим их в сводной таблице, круговых  диаграммах.

Для решения третьей задачи, направленной на изучение и анализ опыта работы педагогов ДОУ по формированию средств речевой выразительности у детей 3-4 лет, мы будем использовать следующие методы:

1) Анализ календарных планов педагогов образовательной области «Коммуникация», за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).

Анализировать план мы будем по следующим критериям:

· количество занятий, на которых ставились задачи, направленные на формирование средств речевой выразительности;

· задачи, направленные на усложнение, динамику и последовательность формирования средств выразительности, которые решали педагоги при проведении непосредственной образовательной деятельности;

·  количество и место дидактической игры в работе по формированию выразительности речи у детей второй младшей группы;

· соотношение количества дидактических игр, направленных на формирование средств речевой выразительности: темпа речи, высоты и силы голоса, интонаций.

2) Наблюдение занятий с целью выявления использования дидактической игры при формировании средств речевой выразительности у детей 3-4 лет (см. Приложение)

3) Анкетирование педагогов с целью – выявить знания педагогов о формировании выразительности речи  у  детей дошкольного возраста.

Анкета для педагогов будет состоять из 8 вопросов: открытые (ответ дается в свободной форме) и закрытые (предложены варианты ответов). Первые два вопроса будут направлены на установление сотрудничества, следующие 6 вопросов (с 3 по 8) будут направлены на сбор информации о содержании исследуемого вопроса. Анкета для педагогов ДОУ представлена в Приложении 2.

Анализировать ответы педагогов мы будем по следующим критериям:

1) понимание педагогами значимости развития выразительности речи у детей дошкольного возраста;

2) знания о средствах выразительности и начало их формирования у детей дошкольного возраста;

3) средства, при использовании которых, по мнению педагогов, происходит наиболее успешное формирование выразительности детской речи;

4) педагогический стаж и опыт работы в ДОУ.

Полученные данные будут представлены нами в таблице  (см. Приложение ).

В исследовании будут принимать участие дети второй младшей группы в количестве 18 человек и воспитатели МБОУ «Новолавельская СОШ №3» С/П «Детский сад» пос. Новолавела; дети второй младшей группы в количестве 13 человек и воспитатели МБОУ «Сурская СОШ 2» С/П «Детский сад» с. Сура.

    Таким образом, разработанная нами методика  констатирующего эксперимента, позволит выявить особенности выразительности речи детей 3-4 лет и описать опыт работы педагогов ДОУ по формированию выразительности речи детей второй младшей группы.

 

 



2020-02-04 312 Обсуждений (0)
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)