Эффективность потребительской кооперации можно классифицировать по следующим признакам:
1. По направленности: внешняя эффективность; внутренняя эффективность.
2. В зависимости от субъекта: для государственных органов исполнительной власти; для населения; для других субъектов рынка; для работников; для пайщиков.
3. По уровням: уровень предприятия (эффективность потребительского общества); уровень района (эффективность районного потребительского общества (районного потребительского союза); уровень региона (эффективность областного потребительского союза); макро уровень (эффективность центрального союза потребительских обществ).
4. По видам деятельности: экономическая эффективность; социальная эффективность; интеграционно-диверсификационная эффективность.
5. По значению показателя: высокое; среднее; низкое; отрицательное.
Экономическую эффективность можно разделить на следующие виды:
1. По отраслям деятельности (эффективность заготовительной деятельности, производства, торговли, услуг).
2. По блокам управления (эффективность управления активами, управления персоналом, управления затратами, эффективность маркетинга и т.д.).
3. По отдельным бизнес-процессам на предприятиях потребительской кооперации (например, в торговле можно выделить следующие бизнес-процессы: выбор поставщиков и закупка товаров; транспортировка, приемка и складирование товаров; организация хранения, предпродажная подготовка; выкладка товаров и организация процесса их реализации и т.д.).
4. По видам продукции (услуг) потребительской кооперации (эффективность каждого вида производимой продукции, оказываемой услуги.).
Обобщенная классификация видов эффективности потребительской кооперации представлена на рис1
.
Рис.1. Классификация видов эффективности потребительской кооперации
В настоящее время в экономической литературе существуют различные методики оценки эффективности деятельности организаций, в том числе потребительской кооперации, анализирующие как отдельные стороны управления, бизнес-процессы, направления деятельности и т.д., так и в целом организацию. Методы оценки эффективности деятельности можно разделить на две группы: без расчета интегрального показателя и с расчетом интегрального показателя.
При использовании методов оценки эффективности без расчета интегрального показателя анализируются абсолютное и относительное изменения различных показателей по сравнению с планом и (или) предшествующим годом. В итоге определяется положительная или отрицательная динамика развития предприятия, но общая количественная оценка эффективности не достигается.
При расчете интегрального показателя оценки эффективности могут применяться различные подходы. Известны аддитивные (получаемые путем сложения) и мультипликативные (получаемые путем умножения) индексы. Оценка эффективности строится на использовании разнообразных статистических и экономико-математических методов, в основе которых может быть: рейтинговая оценка, балльная оценка, анализ темпов прироста показателей, анализ соотношения темпов прироста показателей, факторный анализ и т.д.; с ранжированием, так и без ранжирования.
Оценка системной эффективности потребительской кооперации предполагает всесторонний учет всех обстоятельств и условий функционирования данной системы. Важнейшим условием обоснованности оценки эффективности деятельности потребительской кооперации является использование для этого целой системы социально-экономических показателей, методика расчета которых представлена в табл.1. Таблица 1
Система показателей эффективности деятельности и методика расчета
Этапы оценки системной эффективности деятельности потребительской кооперации:
1. Предложенные показатели представляются в виде матрицы (таблицы) в программе «Microsoft Excel».
2. По каждому показателю находятся максимальное, среднее, минимальное значения, а также определяется методом экспертных оценок рекомендуемое (эталонное) значение. Определяется диапазон изменения показателей.
3. Составляется балльная шкала, в соответствии с которой каждому показателю присваивается балл эффективности, в зависимости от попадания значения показателя в заданный интервал (табл. 2). Таблица 2
Шкала баллов
1. По каждому виду эффективности рассчитывается итоговый балл (Бэ), путем суммирования «взвешенных» баллов. где Бэ — итоговый балл эффективности;
Бi — балл эффективности i-го показателя;
Кзнi — коэффициент значимости i-го показателя;
n — количество показателей;
Рi — рейтинг i-го показателя.
2. Определяется интегральный балл эффективности (Биэ). где Бээ — итоговый балл экономической эффективности;
Бсэ — итоговый балл социальной эффективности;
Бидэ — итоговый балл интеграционно-диверсификационной эффективности.
3. Входящие в систему потребительской кооперации элементы (потребительские общества, союзы) ранжируются, выявляются лидеры и аутсайдеры.
В ходе апробации методики оценки системной эффективности на примере деятельности Кемеровского облпотребсоюза были получены следующие результаты: Таблица 3
Оценка системной эффективности предприятий потребительской кооперации
Методику расчета и результаты такой системной оценки эффективности деятельности потребительской кооперации целесообразно использовать для обобщения и внедрения передового опыта работы предприятий-лидеров, выявления факторов и резервов роста, что позволит повысить эффективность деятельности всей системы в целом.