Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ



2020-02-04 188 Обсуждений (0)
ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Георгий – наш святой – во время оно,

Спасая девушку, убил копьем дракона.

Дракон был выдуман. Святой Георгий тоже.

Но, может, девушка жила на свете всё же?

Анонимная английская эпиграмма.

Диплом писал про древние святыни –

О скифах, о языческих богах.

При этом так ругался по-латыни,

Что скифы эти корчились в гробах!

Владимир Высоцкий. Песня про Федю-археолога

 

Темы могут быть уточнены (например, подзаголовком) – в зависимости от Ваших интересов. Допускаются самостоятельно сформулированные темы (по согласованию с научным руководителем).

1. Особенности мировоззрения у людей древнего Ближнего Востока.

2. Положение рабов в древней Вавилонии.

3. Миф о великом потопе у народов древней Месопотамии и в Ветхом Завете.

4. Кир Старший и создание державы Ахеменидов.

5. Морское дело финикийцев и древних греков.

6. Празднества в античном мире.

7. Особенности античной религии.

8. Мир в черно-красных тонах: эстетика чернолаковой керамики.

9. Женщина в античном мире.

10.  Ребенок в античном мире.

11.  Отцы и дети в античном мире.

12.  Застольный этикет античной эпохи.

13.  Перикл – человек и политик.

14.  Политическое значение аттического культа Тезея.

15.  Древнегреческий аристократ.

16.  Деятели афинской демократии в комедиях Аристофана.

17.  Рабы в комедиях Аристофана и Менандра.

18.  Греческие тираны в «Истории» Геродота.

19.  Вожди афинской демократии.

20.  Политические перевороты во время Пелопоннесской войны.

21.  Феогнид: поэт на фоне эпохи.

22.  Психология греческого наемника (по произведениям Ксенофонта).

23.  Филипп Македонский как политик и полководец.

24.  Александр Македонский как государственный деятель.

25.  Александр Македонский и греческие города Малой Азии: освобождение или порабощение?

26.  Городская жизнь эллинистической эпохи.

27.  Плутарх и Геродот: спор о патриотизме.

28.  Рим и Греция: взаимодействие культур и цивилизаций.

29.  Традиционные римские доблести и добродетели.

30.  Гай Марий: политик и человек.

31.  Сулла-диктатор.

32.  Восстание Спартака в зеркале отечественной историографии.

33.  Цицерон: интеллигент в политике.

34.  Историко-бытовые реалии в «Сатириконе» Петрония.

35.  Отношение Цезаря к варварским народам.

36.  Цезарь и Помпей.

37.  Влияние личности Цезаря и личности Августа на становление принципата.

38.  «Закон об оскорблении величия» и политические репрессии при Тиберии.

39.  Императоры династии Флавиев и римское общество.

40.  Траян – государственный деятель и полководец.

41.  Проблема престолонаследия в Римской империи.

42.  Культ Посейдона в античном мире.

43.  Женское божество любви, весны и плодородия у древних индоевропейцев (на примере славян).

44.  Похоронно-поминальные обряды древних народов Евразии.

45.  Богини судьбы у древних индоевропейцев.

46.  Соперничество богов в античной мифологии.

47.  Божества смерти и загробного мира у древних индоевропейцев.

48.  Птицы в мифологических представлениях древних индоевропейцев.

49.  Весенние обряды у древних греков и римлян.

50.  Религиозно-мифологический ландшафт античности (по «Описанию Эллады» Павсания).

 

И не забудьте полистать такую вот книжку: Эко, Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. 3-е изд. – М., 2004. Автор – известный итальянский профессор. Не все его советы подходят для нынешних российских студентов. Например, принятые у нас способы составления и оформления примечаний, списков источников и литературы (обо всем этом Эко пишет весьма обстоятельно) могут отличаться от тех образцов, которые он обсуждает и рекомендует. А главное: он готовил свои советы еще в 1970-х годах, в докомпьютерную эпоху. Сейчас, когда все используют компьютеры, изменился порядок и предварительной работы (выписки, наброски, списки), и тем более – написания и оформления текста. Но всё равно почитайте. Полезно. И проверьте, кстати, насколько заметным после такого чтения будет ваше чувство научной неполноценности. Хотя Эко обращался к самым обыкновенным итальянским студентам. Показательная цитата: «Что же, будем исходить из самой крайней ситуации. Студент учится на заочном отделении; за четыре года он только несколько раз побывал в университете (…) За диплом он хватается в последнюю минуту. На всё про всё у него есть год». Вот-вот… С точки зрения профессора Эко, последняя минута – это один-единственный учебный год, за который надо хоть что-то успеть…


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Невежда, свой слух к поученьям ученых склони.

Как посох тому, кто хромает, они.

Из древнетамильского сборника «Тирукурал»

 

Профессор знает не больше тебя,

Но его невежество лучше организовано.

Американский психолог и педагог Эдгар Дейл

 

Л. С. Клейн

 

ЗАПОВЕДИ СЕМИНАРУ

 

1. Много есть ученых, у которых работа над статьей (докладом) проходит две стадии: сбор материала и написание текста. Они не подозревают, что между этими двумя должна помещаться третья – исследование.

2. Чтобы получить в науке новый результат, нужно либо ввести в нее новый материал, либо применить новый метод, либо задать новые вопросы. Для первого требуется только усердие, для второго – усердие и дерзость, для третьего – еще и широта кругозора. Именно этот третий путь выводит науку на новые рубежи.

3. Где есть закон, там нет проблемы. Во всякой раскладке фактов ищи не закон, а противоречие. За ним скрывается проблема, за проблемой – открытие.

4. Выясняя свою задачу, не подменяй проблему темой. Проблема ясно поставлена лишь тогда, когда сформулирована в виде вопроса... Нет, со слова «каковы» начинается не вопрос, а обходной путь вокруг вопроса назад к названию темы. Подлинные вопросы начинаются со слов: «кто», «что», «когда», «где», «откуда», «куда», «как», «почему».

5. «Возможно» – значит, может быть. А может и не быть. Но если то ли было, то ли не было, то надежнее принять, что скорее не было, чем было. А значит, исходить из этого нельзя.

6. В работе забудь слово «например». Примерами можно доказать все, что угодно, но на всякий пример есть контрпример. Примеры допустимы лишь в изложении – тогда, когда не подменяют, а представляют группу, репрезентативную выборку, обобщение.

7. К истине не придешь простым усреднением крайних взглядов. «Золотая середина» – это не снятие крайностей, а третья крайность: ее нужно доказывать особо.

8. Не спорь до хрипоты. Врага не переспорить, будь ты трижды прав. Задача всякого научного спора – не переубедить противника, а проверить себя и приобрести новых сторонников.

9. Не всякое слово, сказанное в науке последним, есть последнее слово в науке. Современность статьи или книги определяется не временем написания, а высоким уровнем работы.

10. Ученый мир – не «дружные ребята» из детской песни. Всякое открытие – это для кого-то закрытие. И этот кто-то чаще всего мастистый и власть имущий. Поэтому не надейся на всеобщий восторг. Ученому нужны: талант во-вторых и мужество во-первых.

 

КАК ПИСАТЬ ЯСНО

 

1. Придерживайся четкого плана и план этот выявляй дробным делением текста (с заголовками разделов, нумерацией в перечнях и т. п.). Почаще вводи заголовки.

2. Не излагай несколько мыслей одновременно, параллельно. Сначала закончи одну, потом начинай вторую. Следи за тем, сколько мыслей пытаешься изложить в каждом абзаце, в каждой фразе. Почаще подводи итог.

3. Дели длинные фразы (особенно сложноподчиненные, с вводными предложениями, с запутанными падежными конструкциями). Из одной длинной фразы трудно сделать две коротких, но, как правило, легко – три: применяя местоимения, повторяя какое-то звено, удаляя вводное предложение и т. д. Почаще ставь точку.

4. Не сталкивай разные члены предложения, выраженные в одинаковом падеже или со сходством падежных окончаний. В цепочке родительных падежей («построения части модели конструкции…») заменяй существительные глаголами, родительный падеж – другим, вводи предлоги («строя часть модели для конструкции...»). Помни: язык богат, избыточность средств – не излишество средств.

5. Убирай лишние слова и выражения («Необходимо сказать», «Но однако», «Определенный момент затруднения» и т. п.). Чтобы удалить сорняки на 97%, надо прополоть статью трижды.

6. Заменяй отглагольные и абстрактные существительные (на -ение, -ание, -ция, -ость, -ство) глаголами. Здесь поможет слово «который», но в одной фразе его можно употребить только один раз. Заменяй причастия (на -щий, -ющий, -ющийся и т. п.) глаголами или деепричастиями (на -ая, -ея).

7. Следи за тем, чтобы не возникла двоякая возможность привязать местоимение («он», «она», «чей», «который») к существительным. Проверяй, не стоят ли перед местоимениями два схожих существительных; вдруг последним из них окажется не то, которое имелось в виду.

8. Проверяй, не имеют ли применяемые термины и построенные фразы иного смысла и не могут ли быть поняты именно в этом ином смысле. Достаточна ли определенность высказываний? Прочти собственный текст трижды: глазами редактора (с придурью), глазами рецензента (с запалом) и глазами читателя (с ехидцей).

9. Почаще поясняй абстрактные суждения конкретными примерами, близкими практике читателя. Новых аббревиатур должно быть не больше двух на статью.

10. Всё, что можно, выражай простым, живым, обиходным языком, без специальной терминологии, иностранных заимствований, академических и канцелярских штампов. Но лучше ввести новый термин, чем употреблять старый в новом смысле.

11. Речь надо вести от реального лица и в том залоге, которого требует суть. Не стилем, а смысловыми различиями определяй, когда уместно «я полагаю», когда «мы полагаем», а когда «можно полагать» или «можно было бы полагать», «принято полагать», «полагают».

12. Просторечные выражения, афоризмы, метафоры, сравнения, ирония, юмор не противопоказаны научному тексту, если не выпирают грубостью и не подавляют остальное.

 

 


 

 

Подписано в печать 14.12.05 г.

Формат 60х84/16

Бумага офсетная

Усл. п. л. 9,0

Тираж 200 экз.

Заказ

 

Издательство Вятского государственного гуманитарного университета,

610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26

 

Печатный цех ВятГГУ



2020-02-04 188 Обсуждений (0)
ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)