Тема 8. Олимпия и Олимпийские игры
1. Происхождение и ранняя история Олимпийских игр. 2. Достопримечательности Олимпии. 3. Проведение соревнований. 4. Отличие древних игр от возрожденных Олимпийских игр.
Литература & Бернгард М.-Л. Олимпия. – Варшава, 1980. (Альбом, который был опубликован также и на нескольких иностранных языках.) & Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские игры. – М., 1958. & Ривкин Б. И. В долине Алфея: Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. – М., 1969. & Соколов Г. И. Олимпия. – М., 1981. & Шанин Ю. В. Герои античных стадионов. – М., 1971. & Шанин Ю. В. Олимпийские игры и поэзия эллинов. – Киев, 1980. & Шанин Ю. В. Олимпия: История античного атлетизма. – СПб., 2001.
Олимпийские игры были лишь самыми известными из подобного рода общественных и ритуальных в своей основе состязаний Древней Греции. Приведите примеры иных таких же игр. Обратите внимание, что в Олимпии соревновались не только спортсмены. Покажите на конкретных примерах, что Олимпийские игры для греков были не только и не столько спортом, но и способом почитания божеств – прежде всего, Зевса. В связи с этим узнайте, как воспринимался олимпионик на родине – в своем родном полисе. Дайте характеристику местности, в которой проводились Олимпийские игры. Укажите важнейшие сооружения и достопримечательности древней Олимпии. Отметьте особенности организации игр и проведения самих этих состязаний. Найдите большое количество отличий древних игр от возрожденных Олимпийских игр и вообще от современных спортивных соревнований.
Тема 9. Основные черты античного полиса 1. Полисная экономика. 2. Характерные особенности социально-политической организации античного государства. 3. Полисная идеология. 4. Полис и древневосточная государственность.
Литература & Античная Греция: Проблемы развития полиса / Отв. ред. Е. С. Голубцова. – М., 1983. Т. 1–2. & Античный полис: Межвуз. сб. / Отв. ред. Э. Д. Фролов. – Л., 1979. & Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. – Л., 1988.
Вспомните, каковы были пути развития общества и государственности Древней Греции в гомеровском и архаическом периодах (например, в сравнении с древневосточной территориальной деспотической монархией, а также и с современной государственностью). Следует подробно рассмотреть важнейшие черты полисной экономики, социально-политической организации, идеологии. Нужно указать такие особенности античного полиса, которые свидетельствуют о большом значении гражданственности, коллективизма, патриотизма, о четком разделении всех жителей на «своих» и «чужих» и т. п. Обратите внимание в связи с этим на ситуацию с налогами, на литургии, на соотношение государственной и частной собственности и инициативы в социально-экономической жизни полиса. На этом занятии возможно также выполнение письменной контрольной работы на тему об античном полисе (с учетом знания исторических реалий двух полисов – Афин и Спарты).
Тема 10. Расцвет афинской демократии 1. Гражданин Афин, его права и обязанности. 2. Органы политической власти. 3. Роль Перикла. 4. Демократия античная и демократия современная.
Литература & Аристотель. Афинская полития. – М., 1936; 2-е изд. – М., 1937.* & Античная демократия в свидетельствах современников / Изд. подгот. Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. – М., 1996. & Туманс Х. Рождение Афины: Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VII–V вв. до н. э.). – СПб., 2002.
Важнейшими историческими источниками по этой теме являются надгробная речь Перикла (это апология афинской демократии), анонимный, приписываемый Ксенофонту трактат «Афинская полития» (критика афинской демократии), а также сочинения античных историков, биографов и политологов – Аристотеля, Геродота, Плутарха и т. д. Следует проанализировать данные источников о правах и обязанностях афинских граждан, о выплатах гражданам из государственной казны, о правах на землю и т. п. Надо указать, какими были и как работали органы политической власти в Афинах середины и второй половины V в. до н. э. При этом отметьте значение и функции гелиэи. Укажите важнейшие магистратуры в структуре афинской демократии. Обратите внимание и на положение старинного, аристократического по происхождению Совета Ареопага. Отметьте примечательные особенности афинской демократии в эпоху Перикла – например, в сравнении с современным пониманием демократии. Подумайте, почему большинство образованных современников афинскую демократию недолюбливало.
Тема 11. Римское общество по законам XII таблиц 1. Характеристика источника. 2. Рабство. 3. Патроны и клиенты. 4. Патриции и плебеи. 5. Семейные отношения. 6. Хозяйство. 7. Право и судопроизводство. Литература & Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). – М., 1989. & Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. – М., 1972. & Хутыз М. Х. Римское частное право. – М., 1995.
Следует подробно проанализировать древнейший памятник римского права, каким являются законы XII таблиц – согласно традиции, относящиеся к середине V в. до н. э. Надо выделить правовые нормы, появление которых было связано с развивавшимся в Риме того времени имущественным, социальным, политическим неравенством. Нужно охарактеризовать положение различных сословий в римском обществе и обратить внимание на особенности рабовладения в ту эпоху. Особого внимания требует положение патрициев и плебеев, патронов и клиентов. Надо дать характеристику хозяйственной жизни и семейным устоям римского общества в отражении этих законов. Важно заметить и по возможности объяснить те правовые нормы, которые восходят к обычному праву, к обрядовому судопроизводству, к древнейшим народным традициям и обычаям.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |