СОЗДАНИЕ, ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществления от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятия (юридических лиц). Не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений. Субъектами предпринимательства являются : - физические лица не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь; - группы граждан (партнеров) - коллективы предпринимателей. Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах. В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности: - частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании; - коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании. Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда. Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом и другим законодательством Республики Беларусь. Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с образованием юридического лица, производится на основании Закона Республики Беларусь "О предприятиях в Республики Беларусь" и другого законодательства Республики Беларусь. Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, производится исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов по месту жительства предпринимателей. Для государственной регистрации предпринимателей в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов представляются заявление предпринимателя, лицензия, если данный вид деятельности подлежит лицензированию, и документы, подтверждающие квалификацию предпринимателя, если его деятельность может представлять угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде, платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию предпринимателя, паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и собственные фотографии. Государственная регистрация предпринимателя должна быть произведена не позднее 30 дней с момента подачи необходимых документов в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов. Государственная регистрация предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется по упрощенной процедуре в порядке, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь. Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается. Если государственная регистрация предпринимателя в установленный срок не осуществлена либо в ней отказано по мотивам, которые предприниматель считает необоснованными, он может обратиться в суд. За государственную регистрацию предпринимателя с него взимается плата в размерах, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь. Полученные средства зачисляются в бюджет района, города, района в городе, по месту регистрации предпринимателя. Занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебном порядке и направляются в доход местного бюджета. Прекращение предпринимательской деятельности осуществляется по решению предпринимателя, собственника имущества (уполномоченного им органа) либо по решению суда. Предпринимательская деятельность прекращается судом в случаях: неоднократного или грубого нарушения законодательства; признания предпринимателя банкротом; осуществления предпринимателем деятельности, занятие которой запрещено; осуществления предпринимателем деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения; нарушения норм экологической безопасности; по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь. Суд, принявший решение о прекращении предпринимательской деятельности, в случаях, установленных настоящей статьей, определяет порядок и сроки прекращения предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Предпринимательская деятельность, осуществляемая на основе контракта (договора), может быть прекращена по истечении срока такого контракта (договора) либо при его досрочном расторжении в случаях, предусмотренных в контракте (договоре), или по соглашению сторон. В случае смерти предпринимателя, осуществлявшего свою деятельность на основе частной собственности, его права и обязанности переходят к его наследникам. Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании Закона Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь" и другого законодательства Республики Беларусь Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в суд или арбитраж с заявлением о признании недействительными и неправомерными актов органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо действий их должностных лиц, касающихся его деятельности. Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом или арбитражем в соответствии с компетенцией каждого. В Республике Беларусь гарантируется: право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество; защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами; научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности; страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре). Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные и страховые фонды. Роль предпринимательства в преодолении финансового кризиса, повышении эффективности экономики, решении социальных проблем признается обществом и государством, поэтому оно нуждается в поддержке и стимулировании своего развития. Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2 – 3 млрд. долл. Поддержка предпринимательства должна осуществляться путем решения следующих основных задач: создания условий для беспрепятственного вхождения в рынок субъектов малого бизнеса; обеспечения условий роста частного сектора в экономике; привлечения предпринимательства к решению актуальных социальных, политических и экономических проблем государства. В Республике Беларусь обозначены основные направления поддержки предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; создание для субъектов малого предпринимательства льготных условий получения информации, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологии; содействие организации и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства. Поддержку предпринимательства осуществляют: Органы регулирования и контроля - Департамент по предпринимательству Министерства экономики; управления и отделы по предпринимательству комитетов экономики облисполкомов, отделы предпринимательства горисполкомов. Финансовые органы – Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства. Информационно-консалтинговые структуры, представленные центрами поддержки предпринимательства, технопарками, бизнес-центрами, агентствами экономического развития, бизнес-инкубаторами. Общественные организации – различные союзы, ассоциации, объединения предпринимателей. Центры занятости населения, оказывающие содействие безработным в организации предпринимательской деятельности. Центральный орган управления, организации и регулирования предпринимательства - Департамент по предпринимательству Министерства экономики. Основными задачами Департамента являются обеспечение государственной поддержки предпринимательства, развитие конкуренции, разработка и экспертиза законов и норм, затрагивающих интересы бизнеса, а также информационная работа в предпринимательской среде. Областные территориальные комитеты предпринимательства и инвестиций должны оказывать консультативную и информационную помощь субъектам предпринимательства, принимать участие в подготовке региональных программ государственной поддержки развития малого предпринимательства, обеспечивать эффективное использование государственных средств, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства на региональном уровне. Виды поддержки предпринимательства в Республике Беларусь: 1) государственная (законодательные акты, стимулирующие развитие бизнеса, финансовая поддержка, рациональное налогообложение и др.); 2) общественная (действия различных ассоциаций и союзов, Республиканской конфедерации предпринимательств). Формы государственной поддержки предпринимательства можно разделить на несколько главных блоков: 1) Финансовая поддержка. 2) Имущественная поддержка. 3) Информационная поддержка. 4) Иные формы поддержки, к которым относятся: а) содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) б) содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов. Меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства оказываются следующими структурами: Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, имущества на условиях лизинга (финансовой аренды). Этим фондом осуществляется финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг. Гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь в Областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления: финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами и др. Банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков. Меры имущественной поддержки: - передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования; - применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей; - отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: - освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; - оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; - создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование); - организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности; - создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства. Процесс ликвидации предприятий может производиться по решению их учредителей (участников) либо органа, уполномоченного ими на это учредительными документами, хозяйственного суда и регистрирующего органа. Ликвидация означает прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательством. Процедура ликвидации начинается с принятия в установленном порядке учредителями (участниками) либо органом данной организации, уполномоченным на то учредительными документами, или регистрирующим органом, или хозяйственным судом решения о ликвидации данного предприятия. Процесс реорганизации юридических лиц связан с объединением, разделением, выделением, присоединением и преобразованием. В результате одни субъекты хозяйствования прекращают свою деятельность, другие расширяют ее и создаются новые юридические лица.
Вопросы для самоконтроля: Укажите этапы создания предпринимательских структур. Охарактеризуйте порядок создания предпринимательских структур Раскройте сущность понятий банкротство и санация. Укажите порядок реорганизации и ликвидации предпринимательских структур.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |