Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ



2020-02-03 264 Обсуждений (0)
III. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




В свете концепции устойчивого развития идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Свобода в рамках экологической необходимости - таковой должна быть стратегия личности на рубеже новой цивилизации. Именно эти качества общество призвано задавать через образовательные системы.

В зависимости от специфики понимания кардинальных вопросов человеческого бытия возможны различные философии образования и, соответственно, различные концепции подготовки будущего специалиста. Однако целевая установка этих концепций имеет ряд общих черт. С одной стороны, любое образование всегда в той или иной степени соответствует реалиям времени, отражает уровень и структуру общественного сознания и воспроизводит ее. С другой, всякое образование ориентировано на будущее и призвано создавать интеллектуальные предпосылки для социального развития, проявления новых граней сущностных сил человека.

Выбор соответствующей концепции образования в общем и целом зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, богатства, многообразия потребностей общества. Сложность заключается в том, что не всегда однозначна и равносильна структура этих детерминирующих факторов. Неизбежно возникает поэтому проблема выбора, определения приоритетов как в выявлении общей стратегии, методологии образования, так и в многочисленных частных, методических вопросах преподавания отдельных дисциплин. В этом отношении разработка целостной концепции образования, его содержания, направлений сама по себе предстает как фундаментальная и комплексная проблема.

В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы, которая соответствовала бы целям цивилизации XXI века, а может быть и всего третьего тысячелетия.

В соответствии со стратегией устойчивого развития, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, отражающая перспективы XXI столетия. Акцент, таким образом, должен быть сделан на качественных сдвигах в образовании, ее ценностно-мировоззренческих основаниях, установках и содержании.

Ориентация на будущее может осуществляться путем реализации, например, опережающей модели образования.27 Качественный сдвиг в образовании вызовет цепные реакции в других сферах человеческой деятельности и ускорит переход к устойчивому развитию современной цивилизации.

Качественное изменение в образовании на основе внедрения модели опережающего образования позволит повысить эффективность образования, углубить его связи с наукой и социальной практикой. Это, несомненно, приведет к повышению уровня образовательных стандартов, социальной ответственности будущих специалистов.

При определении понятия "опережающего образования" нужно иметь в виду, что это не какой-то новый принцип образования, а важная составная часть той образовательной системы, которая именуется ноосферным образованием. Цель последнего - становление ноосферы и ноосферной личности. Поэтому понятия опережающего и ноосферного образования А. Д. Урсулом считаются синонимами.

Образование, таким образом, должно ориентироваться не столько на прошлое и настоящее, сколько на будущее, т. е. на грядущие события. Последние развиваются как независимо от человека и общества, так и согласно воле людей, что позволяет формировать будущее согласно желаемым моделям и образам, которые предлагает наука. Предсказания и нормативные прогнозы будут группироваться вокруг идей становления ноосферы и перехода к устойчивому развитию. Задача заключается в том, как эту образовательную инновацию реализовать в педагогическом процессе.

"Опережающий фактор" так или иначе должен сказаться на индивидуальном обучении каждого человека. Речь идет о таких знаниях, которые ему будут необходимы на протяжении всей жизни. Важно, чтобы обучение не только приближало обучаемого к современной жизни, но и давало бы ему возможность предвидеть и выбирать более адекватно свою профессиональную и общественную карьеру.

По мнению А. Д. Урсула, опережающее образование предполагает реализацию ряда новых образовательных технологий, выполнение ряда рекомендаций, которые могут обрести свое учебно-методическое сопровождение.

1. Пересмотр всех учебных материалов-программ, планов, специальностей, специализаций, государственных образовательных стандартов под углом зрения проблем будущего и среди этого спектра знаний особое внимание должно уделяться идеям устойчивого развития. Каждый читаемый курс должен все более ориентироваться на идеи становления сферы разума.

2. При рассмотрении исторического материала также могут быть использованы идеи и выявляться тенденции, которые способствуют выживанию человечества и переходу на путь устойчивого развития. Ведь исторический материал содержит не только факты, но и описания процессов и закономерностей, которые могут оказать влияние на решение глобальных проблем цивилизации.

3. При изучении современной тематики важно связать основные проблемы, направления реформ и тенденции развития со стратегией устойчивого развития. Именно в настоящем можно формировать не только практически, но и теоретически то будущее, к которому следует стремиться.

4. Чтобы реализовать перечисленные выше трансформации образовательного процесса, направить его по ноосферной траектории, необходимо провести подготовку и переподготовку преподавательских кадров всех уровней.

5. Ноосферный ракурс образования призван в конечном счете кардинально изменить сознание людей на протяжении нескольких поколений. Результатом ноосферно-опережающего образования и соответствующей системы воспитания, а также пропаганды идей устойчивого развития должны стать новые общецивилизационные ценности, которые во многом опровергают сложившиеся стереотипы мышления.

Итак, глубокие сдвиги в жизни современного общества, особенно в его социально-экономической структуре, ценностно-мировоззренческих установках делают необходимым всестороннее рассмотрение оснований образования, переосмысление его целей и содержания. В свете стратегии устойчивого развития коренным образом должны измениться социальные условия, в которых живет человек, формируется личность. Образование призвано сыграть в удовлетворении этой потребности особую роль, вооружая каждого знаниями о человеке, его месте в обществе и взаимоотношениях с окружающим миром, создавая реальную картину современной социальной действительности, раскрывая возможности и способы самореализации в ней.

Содержание образования в современных условиях должно, на наш взгляд, способствовать:

· самоопределению личности, созданию условий для ее самореализации;

· развитию гражданского общества;

· формированию у каждого человека адекватной современному уровню знаний научной картины мира;

· формированию социальной, экологической, политической, правовой духовной культуры общества адекватной ноосферному развитию;

· формированию общей культуры личности, интеграции личности в системе мировой и национальной культуры;

· адаптации личности к жизни в обществе, формированию человека, гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование по пути устойчивого развития;

· взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.

При определении содержания экологического образования необходимо учитывать общие принципы:

· гуманистический характер образования, приоритет ценностей, природы, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

· воспитание гражданственности и любви к Родине, ее природе;

· защита системой образования ценностей мировой культуры и национальных культурных традиций.

Достигнуть всего этого можно лишь через новый подход к образованию, целью которого должно стать обучение осмысленному пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. В этом плане экологическое образование сегодня приобретает статус системообразующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления.

Общая стратегическая цель экологического образования находится в зависимости от путей и возможностей решения экологической проблемы как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Экологическое образование - непрерывный многоступенчатый междисциплинарный педагогический процесс, еще далеко не реализованный в современных образовательных учреждениях. Экологическая направленность привносит в образование новый комплекс философско-методологических и педагогических идей, призванных обновить его традиционную систему, определить основное направление деятельности школы, университета будущего.

Цель экологического образования - формирование у обучающихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы.

Ответственность человека по отношению к природе характеризуется и как система отношений с природой и в то же время как качества личности.

Экологическая ответственность проявляется в:

· ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности;

· ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность;

· активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями людей.

Показателем эффективности формирования экологической ответственности должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Принципы построения системы экологического образования

Принцип гуманизации исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф.

Этот принцип предписывает обязательное отражение в содержании экологического образования нравственных и правовых нормативов.

Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об орга-низованности биосферы как среде жизни человече-ства, раскрытие объективных законов и законо-мерностей устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем. Решение экологических проблем опирается на космопланетарные знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы.

Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.

Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление истоков экологических проблем как следствие неадекватных действий людей, пренебрегающих экологическим императивом. Различный пространственный уровень экологических явлений рассматривается во взаимосвязи с экосистемной целостностью.

Принцип интеграции естественно-научных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности. Следовательно, он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей человека среды на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования, в их преемственной связи и развитии.

Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.

Социальное и нравственное воспитание как воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.



2020-02-03 264 Обсуждений (0)
III. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)