Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при осуществлении таможенного контроля



2020-02-04 443 Обсуждений (0)
Роль предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при осуществлении таможенного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии со ст. 52 Таможенного кодекса таможенного со­юза таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с товарной номенкла­турой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (в настоящее время Евразийского экономического союза - ТН ВЭД ЕАЭС). Классификация товаров в таможенной практике является. одним из ключевых и ответственных направлений деятельности таможенных органов. Это специализированная работа, требующая проверки таможенных деклараций, сопроводительных документов, обращения к научной и технической литературе, проведения экс­пертных исследований. Как известно, меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, веде­ние таможенной статистики внешней торговли и другие виды дея­тельности осуществляются в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Классификационная работа может проводиться на трех различ­ных стадиях: предварительная классификация, стадия таможенного декларирования и стадия после выпуска товаров.

Целью данной работы является выявление роли предваритель­ных решений по классификации товаров в повышении эффектив­ности таможенного контроля; рассмотрение проблемных вопросов в этой области и путей их решения[14].

Вначале рассмотрим историю становления института принятия предварительных решений по классификации товаров в Российской Федерации.Международной правовой основой применения ТН ВЭД ЕАЭС является Конвенция о Гармонизированной системе описания и ко­дирования товаров (ГС), которая была разработана под эгидой Со­вета таможенного сотрудничества (в настоящее время Всемирная таможенная организация - ВТАМО) и вступила в силу 1 января 1988 года. В международной практике ГС - международный иерархиче­ски структурированный классификатор товаров с шестизначным цифровым кодом. Страны, подписавшие Конвенцию о ГС, обязаны использовать ее для создания тарифных и статистических номен­клатур. Ведением ГС руководит Комитет по ГС ВТАМО. Цель соз­дания Конвенции: содействие международной торговле; упрощению сбора, сопоставления и анализа статистических данных по между­народной торговле; уменьшению расходов, вызываемых повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их пере­ходе из одной системы классификации в другую в процессе между­народной торговли. Сегодня трудно переоценить роль Конвенции о ГС в международной торговле: ГС является ее необходимым ин­струментом, способствует гармонизации таможенных процедур, со­кращению затрат международной торговли. По состоянию на 2013 год 207 стран, таможенных территорий и экономических союзов использовали ГС. Всемирная таможенная организация постоянно проводит работу по обеспечению единообразного применения ГС, например, разрабатывает рекомендации. Эти рекомендации не яв­ляются юридически обязательными, однако могут быть приняты на национальном уровне стран - участниц Конвенции о ГС. Так, В России с 19.07.2002 г. начала применяться Рекомендация ВТАМО о программах предварительных решений по классификации, име­ющих обязательную силу для таможенных органов (18.06.1996 г.). С этого периода Федеральная таможенная служба Российской Феде­рации (ФТС) начала предоставлять государственную услугу по при­нятию предварительных решений по классификации товаров. В настоящее время участники ВЭД имеют возможность получить предварительное классификационное решение в рамках Админи­стративного регламента по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, утвержденного приказом ФТС России от 18.04.2012 г. № 760 (далее - Регламент). Преимуществом получе­ния такого решения является упрощение и ускорение процедур та­моженного декларирования и таможенного контроля, исключение для участника ВЭД финансовых затрат, связанных с недостоверным декларированием товара в части заявленного классификационного кода.

Предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД принимается на каждое наименование товара, включающее опреде­ленную марку, модель, артикул и модификацию, представляет собой официальный документ установленной формы, вступает в силу с мо­мента выдачи решения, является обязательным для исполнения все­ми таможенными органами и действует в течение трех лет на всей территории Российской Федерации. Срок принятия предваритель­ного решения составляет 90 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного в письменном или электронном виде, упол­номоченным таможенным органом. Первоначально, в соответствии с Регламентом услуга предоставлялась бесплатно, однако с 22 ноя­бря 2014 года за принятие предварительного решения уплачивается государственная пошлина в размере пяти тысяч рублей .

Полномочиями по принятию предварительных решений по клас­сификации товаров наделены Управление товарной номенклату­ры ФТС России (далее - Управление), региональные таможенные управления и Центральная энергетическая таможня (по 27 группе ТН ВЭД «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки;...» . Наибольшее количество предварительных решений принимает Центральное таможенное управление (в 2014 году - 53,3% от общего количества всех решений, принятых уполномоченными таможенны­ми органами .

Предварительное решение можно получать на любые товары. Но, как правило, его получают на новые, сложные, высокотехно­логичные, инновационные, химические товары. Основное количе­ство предварительных решений (более 70%) в 2014 году Управле­нием принято по трем категориям товаров: продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности (группы 25, 26, 28-40 ТН ВЭД ЕАЭС) - 41,7 процента решений; машины и оборудова­ние (группы 84,85 ТН ВЭД ЕАЭС) - 14,9 процентов и продукция животного и растительного происхождения и готовые пищевые продукты (группы 01-24 ТН ВЭД ЕАЭС) - 18 процентов. Показа­телем эффективности деятельности таможенных органов по приня­тию предварительных классификационных решений можно считать срок принятия одного решения. В 2015 году средний срок составил 26 дней. В 2014 году этот показатель составлял 40 дней, в 2013 году - 50 дней, в 2012 году - 71 день. Как отметил начальник Управления товарной номенклатуры ФТС России В.Катушенок, сокращение сро­ков стало возможно «за счет максимального снятия административ­ных барьеров, оказания услуги в электронном виде и уменьшения количества бумаг». В настоящее время предварительное решение по классификации товаров стало возможно получать в электронной форме через «личный кабинет» на Едином портале государственных и муниципальных услуг[15].

Теперь обратимся к проблемным вопросам в области принятия предварительных классификационных решений.

Предварительное решение принимается таможенным органом того государства-члена таможенного союза, в котором будет осу­ществляться выпуск товаров. Согласно ст.53 Таможенного кодекса Таможенного союза предварительное решение является обязатель­ным при декларировании товаров на территории государства-члена таможенного союза, таможенный орган которого принял предвари­тельное решение. То есть на один товар могут выдаваться в каждом государстве разные классификационные решения, что несомнен­но вызывает дополнительные затраты у участников ВЭД. И такие примеры можно найти на официальном сайте Евразийской эконо­мической комиссии, где публикуются предварительные решения таможенных органов государств-членов ЕАЭС. По нашему мне­нию следует установить единообразную классификацию на уровне Евразийского экономического союза - это будет отвечать интере­сам как участников ВЭД, так и таможенных служб стран-участниц ЕАЭС.

Другой проблемой в работе по классификации товаров в соот­ветствии с ТН ВЭД является качество принимаемых классификаци­онных решений. Одной из приоритетных задач таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕА-ЭС, является обеспечение правомерности и обоснованности при­нятия классификационных решений. Статистика свидетельствует о снижении доли обжалованных классификационных решений. Так в 2014 году таможенными органами было принято более 40 тысяч решений по классификации товаров, при этом доля обжалованных решений составила 1,7 % - 736 решений. Для сравнения: в 2013 году из принятых 32 тысяч решений было обжаловано 4,1 % - 1586 реше­ний[16].

Правильная классификация товаров требует изучения и анализа большого объема информации, это, в том числе, тексты товарных позиций, субпозиций, подсубпозиций; примечания к разделам, груп­пам, товарным позициям, субпозициям; положения Основных пра­вил интерпретации ТН ВЭД; база решений ВТАМО; международные и национальные стандарты, регламенты, технические условия; доку­менты, подтверждающие целевое использование товара; описание товара; фотографии и рисунки (при необходимости); характеристи­ки товара; количественный и качественный состав товара; чертежи, технологические схемы; способы и виды упаковки товара (при не­обходимости); заключения экспертных организаций (при наличии) и другая информация, представленная заявителем для принятия предварительного решения; решения и разъяснения по классифика­ции товаров ФТС России и Евразийской экономической комиссии.

Рассмотрим некоторые примеры судебной практики по оспа­риванию предварительных классификационных решений. Высший арбитражный суд (ВАС) отказал ФТС в передаче дела в Президиум ВАС по следующему спору.

ООО «Спецтекстиль» направило запрос в адрес таможенного органа о предварительном решении о класси­фикации спецодежды - непромокаемых плащей.

Материалом пла­щей был листовой ПВХ (63%), армированный полиэфирными во­локнами (37 %). Предварительным решением таможенного органа товару был присвоен 6210 20 000 0 (предметы одежды, из материа­лов товарной позиции 5903). В товарную позицию 5903 включаются текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублиро­ванные пластмассами.

Самим обществом при декларировании товара был заявлен код 3926 20 000 0 - одежда и принадлежности к одежде (из пласт­масс).

Аппеляционный суд встал на сторону Общества на основе следующих рассуждений: «Поливинилхлорид является пластмас­сой.

Представленными доказательствами (счет, выставленный по­ставщиком товара; письмо поставщика; информационное письмо от производителя) подтверждается, что ввезенный товар изготов­лен, буквально, из пластмассы». Обоснование таможенного органа заключалось в следующем. Полиэфирная пленка является пластмас­сой (группа 39), а полиэфирные волокна являются текстильными материалами (раздел XI). Примечание 2 а к группе 59 устанавливает, что в товарную позицию 5903 включаются текстильные материалы с покрытием пластмассами любой поверхностной плотности и лю­бой природы пластмасс.

Исключение лишь в случае, если:

- материал слишком жесткий, его нельзя без излома согнуть во­круг цилиндра диаметром 7 мм;

- наличие текстильного материала нельзя определить невоору­женным глазом, т.к. он полностью заделан внутрь пластмассы;

- полимер является пористым. Очевидно, что плащи делаются из мягкого материала, полиэфирное волокно видно с изнанки, ПВХ не является пористым материалом. Суд опроверг решение таможен­ного органа как неубедительного.

Случаи, когда суды обходят как примечания, так и тексты то­варных позиций, встречаются и в Европейском союзе. Европейский суд рассматривал перчатки водителя, сделанные из трикотажа и по­крытые слоем пластмассы.

Перчатки, покрытые вспененной пласт­массой, включаются в XI раздел в товарную позицию 6116 «перчат­ки трикотажные, в том числе покрытые пластмассой».

 Суд обошел текст товарной позиции, так как трикотаж был полностью закрыт слоем полиуретановой пены, который имел существенное значение в использовании перчаток в качестве водительских, и классифици­ровал товар в товарной позиции 3926 «изделия прочие из пластмасс, одежда, включая перчатки».

Таким образом, на основе проведенного анализа судебной практики по спорам, связанным с обжалованием решений тамо­женных органов по классификации товаров, можно сформулиро­вать основные причины признания решений таможенных органов незаконными:

Недостаточное обоснование таможенными органами классифи­кационного кода.

Различный подход судов и таможенных органов к определению основного признака (свойства) товара, имеющего определяющее значение для его правильной классификации.

Зачастую суды предпочитают результаты иных экспертиз, отлич­ных от результатов таможенной экспертизы.

Подводя итоги выполненной работы, следует отметить, что государственная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС является эффектив­ным инструментом осуществления таможенного декларирования и таможенного контроля. Залогом будущего успеха в проведении • работы по предварительной классификации товаров является ос- || воение студентами профессиональных компетенций в процессе • изучения учебных дисциплин «Товарная номенклатура внешнеэ­кономической деятельности» «Принятие предварительных класси­фикационных решений». Дисциплины направлены на формирова­ние у студентов системы знаний в области законодательных актов, нормативных и ведомственных документов по применению ТН ВЭД в таможенных целях, по вопросам принятия предварительных классификационных решений; на развитие практических навыков по процедуре принятия предварительных решений по классифика­ции товаров; на понимание места и роли предварительных решений в повышении эффективности таможенного контроля.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основу построения ТН ВЭД ЕАЭС положена номенклатура Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), представля­ющая собой международные правила классификации и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю и Комбинированная номенклатура Европейского сообщества - тарифная и стати­стическая классификация, основанная на международной классификации ГС.

ТН ВЭД включает в себя классификационную систему, состоящую из перечня кодов и наименований товаров международной торговли, расположен­ных особым способом, примечания и основных правил интерпретации, кроме того, для корректного поиска места товара в номенклатуре и присвоения ему пра­вильного кода разработаны вспомогательные публикации к ТН ВЭД: пояснения к ТН ВЭД, алфавитно-предметный указатель к ТН ВЭД.

Торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и тамо­женному оформлению. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возни­кающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаи­моотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с тамо­женными органами. Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенной службы в любом государстве. Проведение таможенного контроля призвано обеспечить:

- создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота;

- разрешительный порядок перемещения через таможенную границу това­ров и транспортных средств;

- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через та­моженную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического досто­яния народов;

- своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной тамо­женной статистики России;

- осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля;

- ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др.

Непосредственное влияние на процедуру таможенного контроля и тамо­женного оформления оказывают влияние факторы, обусловленные видом то­вара, видом транспорта, на котором товар перемещается и т. п., а также имеются свои особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых в неторго­вом обороте. Последовательное внедрение новых идей, принципов и механиз­мов, развивающих и совершенствующих деятельность таможенных органов РФ, вызывает необходимость разработки и применения оперативных процедур тамо­женного оформления и таможенного контроля.

Повышение эффективности разработки национального классификатора ТН ВЭД, а также контроля за его практическим применением является

одним из решающих факторов успешного выполнения таможенными органами задач по тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической дея­тельности, формированию достоверной таможенной статистики внешней тор­говли, обеспечению выполнения таможенной службой Российской Федерации наиболее приоритетной задачи на современном этапе - своевременного и пол­ного взимания таможенных платежей.

Пользование товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности требует определенных навыков и знаний. Для точного определения кода товара необходимо использовать три составные части товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (собственно номенклатурную часть, При­мечания к разделам и группам и Основные правила интерпретации товарной но­менклатуры внешнеэкономической деятельности).

В товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности строго со­блюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам в соответствии с примечаниями к разделам, группам, конкретным товарным позициям, а также Основным правилам интерпретации товарной но­менклатуры внешнеэкономической деятельности, имеющим юридическую силу. Однозначное понимание классификационных группировок является не только преимуществом товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, но и необходимым условием при определении ставок таможенных пошлин и иных платежей, определении режимов экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведении экономико-статистического анализа.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от

2. 27.11.2009. № 17) (с учетом изменений, внесенных Протоколом от 16.04.2010, Договором от 10.10.2014, Протоколом от 08.05.2015, с из менениями, внесенными Договором от 29.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6615.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6 ФКЗ, от 30.12.2008 №7 ФКЗ, от 05.02.2014 № ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.

4. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. # 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 28 декабря 2016 г. № 510-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010 г. № 48 ст. 6252.

5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с измен. и доп. от 3 июля 2016 г. № 285-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. № 50 ст. 4859.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (с измен. и доп. от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 января 2002 г. №  1.

7. Приказ ФТС РФ от 22 октября 2003 г. № 920 «Об утверждении Положения о по­рядке принятия предварительных решений о классификации товаров в соот­ветствии с ТН ВЭД и о стране происхождения товара».

8. Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 «Об утверждении Администра­тивного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею та­моженных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров по единой Товарной но­менклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза».

9. Приказ ФТС России № 1907 от 24 сентября 2012 г. «О распределении полно­мочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по ЕТН ВЭД ТС».

10.

 

Литература:

11. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник / Х.А. Андриашин. М.: Магистр, 2016.-458с.

12. . Бакаев, О.Ю. Таможенное право как формирующаяся юридическая наука / О.Ю. Бакаев // Финансовое право. 2015. -389с.

13. . Бахрах Д.Н. Таможенное право: учебник / Д.Н. Бахрах. М.: Юрайт, 2015.-447с.

14. . Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах. М.: Проспект Велби, 2014. -342с.

15.  Белоусова И.А. Учебное пособие по декларированию / И.А. Белоусова. Санкт-Петербург. 2015. -441с.

16. . Бекяшев К.А. Таможенное право: учебник / К.А. Бекяшев. М.: Велби, 2014. -127с.

17.  Алексеева Д.Г., Антропцева И.О., Бергер Е.В., Игнатьева Е.А., Кальней М.Г., Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2013.-457с.

18.  Вишневский П.Н., Янкевич С.В. Правовой режим перемещения валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС (на примере векселей) // Реформы и право. 2013. № 3.С.12-34.

19.  Илюхина С.С. Информационное обеспечение системы контроля корректировки таможенной стоимости товаров в аспекте реализации стратегии развития таможенной службы России до 2020 года // Таможенное дело. 2015. № 2. С. 6 - 8.

20.  Коровяковский Д.Г., Илюхина С.С. Альтернативные способы разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в свете вступления России в ВТО // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 4 (35). С. 73 - 78.

21. Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия «таможенная информация» в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика // Таможенное дело. 2012. № 1. С. 18 - 23.

22.  Коровяковский Д.Г. Правовые основы, способы и методы обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 3. С. 43 - 52.

23.  Коровяковский Д.Г. Правовая социализация, правовая культура и юридическое образование как основы формирования и развития демократического правового государства в Российской Федерации // Новый юридический журнал. 2014. № 4. С. 66 - 71.

24. Кобзарь-Фролова М.Н. Особенности и специфика таможенного регулирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ и современное состояние /// Финансовое право. – 2016. - № 5. - С. 21 - 26.

25. Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело. - М.: Юрайт, 2016. - 408 с.

26. Соколова Е.А. Исследование совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств / Е.А. Соколова, Н.А. Ларионова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sovershenstvovaniya-tamozhennogo-kontrolya-tovarov-i-transportnyh-sredstv (дата обращения: 19.15.2017).

27. Е. Сборник принятых предварительных решений таможенных органов - членов Таможенного союза по классификации товаров. Евразийская экономическая комиссий. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Lists/List/AllItems. aspx.



2020-02-04 443 Обсуждений (0)
Роль предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при осуществлении таможенного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при осуществлении таможенного контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)