Роль предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при осуществлении таможенного контроля
В соответствии со ст. 52 Таможенного кодекса таможенного союза таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (в настоящее время Евразийского экономического союза - ТН ВЭД ЕАЭС). Классификация товаров в таможенной практике является. одним из ключевых и ответственных направлений деятельности таможенных органов. Это специализированная работа, требующая проверки таможенных деклараций, сопроводительных документов, обращения к научной и технической литературе, проведения экспертных исследований. Как известно, меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, ведение таможенной статистики внешней торговли и другие виды деятельности осуществляются в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Классификационная работа может проводиться на трех различных стадиях: предварительная классификация, стадия таможенного декларирования и стадия после выпуска товаров. Целью данной работы является выявление роли предварительных решений по классификации товаров в повышении эффективности таможенного контроля; рассмотрение проблемных вопросов в этой области и путей их решения[14]. Вначале рассмотрим историю становления института принятия предварительных решений по классификации товаров в Российской Федерации.Международной правовой основой применения ТН ВЭД ЕАЭС является Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана под эгидой Совета таможенного сотрудничества (в настоящее время Всемирная таможенная организация - ВТАМО) и вступила в силу 1 января 1988 года. В международной практике ГС - международный иерархически структурированный классификатор товаров с шестизначным цифровым кодом. Страны, подписавшие Конвенцию о ГС, обязаны использовать ее для создания тарифных и статистических номенклатур. Ведением ГС руководит Комитет по ГС ВТАМО. Цель создания Конвенции: содействие международной торговле; упрощению сбора, сопоставления и анализа статистических данных по международной торговле; уменьшению расходов, вызываемых повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли. Сегодня трудно переоценить роль Конвенции о ГС в международной торговле: ГС является ее необходимым инструментом, способствует гармонизации таможенных процедур, сокращению затрат международной торговли. По состоянию на 2013 год 207 стран, таможенных территорий и экономических союзов использовали ГС. Всемирная таможенная организация постоянно проводит работу по обеспечению единообразного применения ГС, например, разрабатывает рекомендации. Эти рекомендации не являются юридически обязательными, однако могут быть приняты на национальном уровне стран - участниц Конвенции о ГС. Так, В России с 19.07.2002 г. начала применяться Рекомендация ВТАМО о программах предварительных решений по классификации, имеющих обязательную силу для таможенных органов (18.06.1996 г.). С этого периода Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС) начала предоставлять государственную услугу по принятию предварительных решений по классификации товаров. В настоящее время участники ВЭД имеют возможность получить предварительное классификационное решение в рамках Административного регламента по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, утвержденного приказом ФТС России от 18.04.2012 г. № 760 (далее - Регламент). Преимуществом получения такого решения является упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и таможенного контроля, исключение для участника ВЭД финансовых затрат, связанных с недостоверным декларированием товара в части заявленного классификационного кода. Предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию, представляет собой официальный документ установленной формы, вступает в силу с момента выдачи решения, является обязательным для исполнения всеми таможенными органами и действует в течение трех лет на всей территории Российской Федерации. Срок принятия предварительного решения составляет 90 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного в письменном или электронном виде, уполномоченным таможенным органом. Первоначально, в соответствии с Регламентом услуга предоставлялась бесплатно, однако с 22 ноября 2014 года за принятие предварительного решения уплачивается государственная пошлина в размере пяти тысяч рублей . Полномочиями по принятию предварительных решений по классификации товаров наделены Управление товарной номенклатуры ФТС России (далее - Управление), региональные таможенные управления и Центральная энергетическая таможня (по 27 группе ТН ВЭД «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки;...» . Наибольшее количество предварительных решений принимает Центральное таможенное управление (в 2014 году - 53,3% от общего количества всех решений, принятых уполномоченными таможенными органами . Предварительное решение можно получать на любые товары. Но, как правило, его получают на новые, сложные, высокотехнологичные, инновационные, химические товары. Основное количество предварительных решений (более 70%) в 2014 году Управлением принято по трем категориям товаров: продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности (группы 25, 26, 28-40 ТН ВЭД ЕАЭС) - 41,7 процента решений; машины и оборудование (группы 84,85 ТН ВЭД ЕАЭС) - 14,9 процентов и продукция животного и растительного происхождения и готовые пищевые продукты (группы 01-24 ТН ВЭД ЕАЭС) - 18 процентов. Показателем эффективности деятельности таможенных органов по принятию предварительных классификационных решений можно считать срок принятия одного решения. В 2015 году средний срок составил 26 дней. В 2014 году этот показатель составлял 40 дней, в 2013 году - 50 дней, в 2012 году - 71 день. Как отметил начальник Управления товарной номенклатуры ФТС России В.Катушенок, сокращение сроков стало возможно «за счет максимального снятия административных барьеров, оказания услуги в электронном виде и уменьшения количества бумаг». В настоящее время предварительное решение по классификации товаров стало возможно получать в электронной форме через «личный кабинет» на Едином портале государственных и муниципальных услуг[15]. Теперь обратимся к проблемным вопросам в области принятия предварительных классификационных решений. Предварительное решение принимается таможенным органом того государства-члена таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Согласно ст.53 Таможенного кодекса Таможенного союза предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства-члена таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение. То есть на один товар могут выдаваться в каждом государстве разные классификационные решения, что несомненно вызывает дополнительные затраты у участников ВЭД. И такие примеры можно найти на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, где публикуются предварительные решения таможенных органов государств-членов ЕАЭС. По нашему мнению следует установить единообразную классификацию на уровне Евразийского экономического союза - это будет отвечать интересам как участников ВЭД, так и таможенных служб стран-участниц ЕАЭС. Другой проблемой в работе по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД является качество принимаемых классификационных решений. Одной из приоритетных задач таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕА-ЭС, является обеспечение правомерности и обоснованности принятия классификационных решений. Статистика свидетельствует о снижении доли обжалованных классификационных решений. Так в 2014 году таможенными органами было принято более 40 тысяч решений по классификации товаров, при этом доля обжалованных решений составила 1,7 % - 736 решений. Для сравнения: в 2013 году из принятых 32 тысяч решений было обжаловано 4,1 % - 1586 решений[16]. Правильная классификация товаров требует изучения и анализа большого объема информации, это, в том числе, тексты товарных позиций, субпозиций, подсубпозиций; примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям; положения Основных правил интерпретации ТН ВЭД; база решений ВТАМО; международные и национальные стандарты, регламенты, технические условия; документы, подтверждающие целевое использование товара; описание товара; фотографии и рисунки (при необходимости); характеристики товара; количественный и качественный состав товара; чертежи, технологические схемы; способы и виды упаковки товара (при необходимости); заключения экспертных организаций (при наличии) и другая информация, представленная заявителем для принятия предварительного решения; решения и разъяснения по классификации товаров ФТС России и Евразийской экономической комиссии. Рассмотрим некоторые примеры судебной практики по оспариванию предварительных классификационных решений. Высший арбитражный суд (ВАС) отказал ФТС в передаче дела в Президиум ВАС по следующему спору. ООО «Спецтекстиль» направило запрос в адрес таможенного органа о предварительном решении о классификации спецодежды - непромокаемых плащей. Материалом плащей был листовой ПВХ (63%), армированный полиэфирными волокнами (37 %). Предварительным решением таможенного органа товару был присвоен 6210 20 000 0 (предметы одежды, из материалов товарной позиции 5903). В товарную позицию 5903 включаются текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные пластмассами. Самим обществом при декларировании товара был заявлен код 3926 20 000 0 - одежда и принадлежности к одежде (из пластмасс). Аппеляционный суд встал на сторону Общества на основе следующих рассуждений: «Поливинилхлорид является пластмассой. Представленными доказательствами (счет, выставленный поставщиком товара; письмо поставщика; информационное письмо от производителя) подтверждается, что ввезенный товар изготовлен, буквально, из пластмассы». Обоснование таможенного органа заключалось в следующем. Полиэфирная пленка является пластмассой (группа 39), а полиэфирные волокна являются текстильными материалами (раздел XI). Примечание 2 а к группе 59 устанавливает, что в товарную позицию 5903 включаются текстильные материалы с покрытием пластмассами любой поверхностной плотности и любой природы пластмасс. Исключение лишь в случае, если: - материал слишком жесткий, его нельзя без излома согнуть вокруг цилиндра диаметром 7 мм; - наличие текстильного материала нельзя определить невооруженным глазом, т.к. он полностью заделан внутрь пластмассы; - полимер является пористым. Очевидно, что плащи делаются из мягкого материала, полиэфирное волокно видно с изнанки, ПВХ не является пористым материалом. Суд опроверг решение таможенного органа как неубедительного. Случаи, когда суды обходят как примечания, так и тексты товарных позиций, встречаются и в Европейском союзе. Европейский суд рассматривал перчатки водителя, сделанные из трикотажа и покрытые слоем пластмассы. Перчатки, покрытые вспененной пластмассой, включаются в XI раздел в товарную позицию 6116 «перчатки трикотажные, в том числе покрытые пластмассой». Суд обошел текст товарной позиции, так как трикотаж был полностью закрыт слоем полиуретановой пены, который имел существенное значение в использовании перчаток в качестве водительских, и классифицировал товар в товарной позиции 3926 «изделия прочие из пластмасс, одежда, включая перчатки». Таким образом, на основе проведенного анализа судебной практики по спорам, связанным с обжалованием решений таможенных органов по классификации товаров, можно сформулировать основные причины признания решений таможенных органов незаконными: Недостаточное обоснование таможенными органами классификационного кода. Различный подход судов и таможенных органов к определению основного признака (свойства) товара, имеющего определяющее значение для его правильной классификации. Зачастую суды предпочитают результаты иных экспертиз, отличных от результатов таможенной экспертизы. Подводя итоги выполненной работы, следует отметить, что государственная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС является эффективным инструментом осуществления таможенного декларирования и таможенного контроля. Залогом будущего успеха в проведении • работы по предварительной классификации товаров является ос- || воение студентами профессиональных компетенций в процессе • изучения учебных дисциплин «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» «Принятие предварительных классификационных решений». Дисциплины направлены на формирование у студентов системы знаний в области законодательных актов, нормативных и ведомственных документов по применению ТН ВЭД в таможенных целях, по вопросам принятия предварительных классификационных решений; на развитие практических навыков по процедуре принятия предварительных решений по классификации товаров; на понимание места и роли предварительных решений в повышении эффективности таможенного контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В основу построения ТН ВЭД ЕАЭС положена номенклатура Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), представляющая собой международные правила классификации и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю и Комбинированная номенклатура Европейского сообщества - тарифная и статистическая классификация, основанная на международной классификации ГС. ТН ВЭД включает в себя классификационную систему, состоящую из перечня кодов и наименований товаров международной торговли, расположенных особым способом, примечания и основных правил интерпретации, кроме того, для корректного поиска места товара в номенклатуре и присвоения ему правильного кода разработаны вспомогательные публикации к ТН ВЭД: пояснения к ТН ВЭД, алфавитно-предметный указатель к ТН ВЭД. Торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами. Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенной службы в любом государстве. Проведение таможенного контроля призвано обеспечить: - создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота; - разрешительный порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; - ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов; - своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; - ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики России; - осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля; - ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др. Непосредственное влияние на процедуру таможенного контроля и таможенного оформления оказывают влияние факторы, обусловленные видом товара, видом транспорта, на котором товар перемещается и т. п., а также имеются свои особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых в неторговом обороте. Последовательное внедрение новых идей, принципов и механизмов, развивающих и совершенствующих деятельность таможенных органов РФ, вызывает необходимость разработки и применения оперативных процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Повышение эффективности разработки национального классификатора ТН ВЭД, а также контроля за его практическим применением является одним из решающих факторов успешного выполнения таможенными органами задач по тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической деятельности, формированию достоверной таможенной статистики внешней торговли, обеспечению выполнения таможенной службой Российской Федерации наиболее приоритетной задачи на современном этапе - своевременного и полного взимания таможенных платежей. Пользование товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности требует определенных навыков и знаний. Для точного определения кода товара необходимо использовать три составные части товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (собственно номенклатурную часть, Примечания к разделам и группам и Основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). В товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам в соответствии с примечаниями к разделам, группам, конкретным товарным позициям, а также Основным правилам интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, имеющим юридическую силу. Однозначное понимание классификационных группировок является не только преимуществом товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, но и необходимым условием при определении ставок таможенных пошлин и иных платежей, определении режимов экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведении экономико-статистического анализа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативные акты: 1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 2. 27.11.2009. № 17) (с учетом изменений, внесенных Протоколом от 16.04.2010, Договором от 10.10.2014, Протоколом от 08.05.2015, с из менениями, внесенными Договором от 29.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6615. 3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6 ФКЗ, от 30.12.2008 №7 ФКЗ, от 05.02.2014 № ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691. 4. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. # 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 28 декабря 2016 г. № 510-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010 г. № 48 ст. 6252. 5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с измен. и доп. от 3 июля 2016 г. № 285-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. № 50 ст. 4859. 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (с измен. и доп. от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 января 2002 г. № 1. 7. Приказ ФТС РФ от 22 октября 2003 г. № 920 «Об утверждении Положения о порядке принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и о стране происхождения товара». 8. Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров по единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза». 9. Приказ ФТС России № 1907 от 24 сентября 2012 г. «О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по ЕТН ВЭД ТС». 10.
Литература: 11. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник / Х.А. Андриашин. М.: Магистр, 2016.-458с. 12. . Бакаев, О.Ю. Таможенное право как формирующаяся юридическая наука / О.Ю. Бакаев // Финансовое право. 2015. -389с. 13. . Бахрах Д.Н. Таможенное право: учебник / Д.Н. Бахрах. М.: Юрайт, 2015.-447с. 14. . Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах. М.: Проспект Велби, 2014. -342с. 15. Белоусова И.А. Учебное пособие по декларированию / И.А. Белоусова. Санкт-Петербург. 2015. -441с. 16. . Бекяшев К.А. Таможенное право: учебник / К.А. Бекяшев. М.: Велби, 2014. -127с. 17. Алексеева Д.Г., Антропцева И.О., Бергер Е.В., Игнатьева Е.А., Кальней М.Г., Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2013.-457с. 18. Вишневский П.Н., Янкевич С.В. Правовой режим перемещения валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС (на примере векселей) // Реформы и право. 2013. № 3.С.12-34. 19. Илюхина С.С. Информационное обеспечение системы контроля корректировки таможенной стоимости товаров в аспекте реализации стратегии развития таможенной службы России до 2020 года // Таможенное дело. 2015. № 2. С. 6 - 8. 20. Коровяковский Д.Г., Илюхина С.С. Альтернативные способы разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в свете вступления России в ВТО // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 4 (35). С. 73 - 78. 21. Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия «таможенная информация» в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика // Таможенное дело. 2012. № 1. С. 18 - 23. 22. Коровяковский Д.Г. Правовые основы, способы и методы обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 3. С. 43 - 52. 23. Коровяковский Д.Г. Правовая социализация, правовая культура и юридическое образование как основы формирования и развития демократического правового государства в Российской Федерации // Новый юридический журнал. 2014. № 4. С. 66 - 71. 24. Кобзарь-Фролова М.Н. Особенности и специфика таможенного регулирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ и современное состояние /// Финансовое право. – 2016. - № 5. - С. 21 - 26. 25. Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело. - М.: Юрайт, 2016. - 408 с. 26. Соколова Е.А. Исследование совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств / Е.А. Соколова, Н.А. Ларионова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sovershenstvovaniya-tamozhennogo-kontrolya-tovarov-i-transportnyh-sredstv (дата обращения: 19.15.2017). 27. Е. Сборник принятых предварительных решений таможенных органов - членов Таможенного союза по классификации товаров. Евразийская экономическая комиссий. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Lists/List/AllItems. aspx.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |