Выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте.
Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию. Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими интересами, так и интересами партнера, а так же их взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивна, но при несущественности конфликта данная форма поведения вполне приемлема. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было. Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Данная стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы, и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы, или иных высших интересов, поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность. Компромисс. В этом случае конфликтующие между собой школьники идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью — на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия. Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве — добиться максимального взаимного выигрыша. [25, c.10] Таким образом, мы установили причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте. Это как личностно-психологические причины, так и социально-психологические; рассмотрели пять основных стратегий поведения младших школьников в конфликте. Это соперничество, компромисс, уход, уступка, сотрудничество. Чтобы минимизировать последствия конфликтов, необходимо проводить профилактику конфликтов. Создавать такие условия взаимодействия в коллективе, при которых все возникающие конфликты и противоречия носили бы только конструктивный характер и не вели к деструктивному развитию. Одним из методов разрешения межличностного конфликта с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является метод принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. [16, c.59] Другим, прямо противоположным по содержанию и направленности методом разрешения межличностного конфликта, является метод совместного решения проблем. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. [24, c.77] Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает метод поиска компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. [15,c.197] В младшем школьном возрасте при урегулировании межличностных конфликтов широко используется и применяется метод посредничества. Конфликтующие стороны обращаются к нейтральному третьему лицу (учитель или социальный педагог), которого уважают и считаются с его мнением. В свою очередь у «посредника» стоит задача - найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих сторон способ разрешения их противостояния. [19, c.91] Существуют следующие пути и средства управленческого воздействия, способные предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон: 1. Изучение мотивационной структуры деятельности младших школьников в коллективе. 2. Правильное осуществление контроля в классном коллективе. 3. Сплочение коллектива в единую «команду». [3, c.143] Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что универсальных приемов решения конфликта не существует. Поэтому большинство исследователей конфликта предлагают действия, которые могут превратить конфликт из деструктивного в конструктивный. По мнению А.Я. Анцупова, эта общая схема выглядит следующим образом: - действия, направленные на предотвращение инцидента; - действия, связанные с подавлением конфликта; - действия, дающие отсрочку; - действия, ведущие к разрешению конфликта. [3, c.201] В психолого-педагогических исследованиях описан небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |