Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод Т. Лири «Диагностика типов межличностных отношений»



2020-02-04 472 Обсуждений (0)
Метод Т. Лири «Диагностика типов межличностных отношений» 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика создана Т. Лирив 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке [1, c.105] . Т. Лири выделил 8 основных типов межличностных отношений:

Авторитарный (властный — лидирующий) - характеризуется оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией к достижениям, тенденцией к доминированию, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность.

Эгоистичный (независимый — доминирующий) - выражено самодовольство, дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы. Эмоциями недостает тепла, поступкам — конформности. Низкая подчиняемость.

Агрессивный (Прямолинейный — агрессивный) – характерно преобладание высокой спонтанности решений, упорство в достижении целей. Реакция на критику враждебна и резка. Повышенная обидчивость легко угасает, если не ущемляется престиж личности.

Подозрительный (Недоверчивый — скептический) - проявляется обособленность, замкнутость, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, высокая конфликтность.

Подчиненный (Покорный — застенчивый) преобладает у личностей болезненно-застенчивых, интровертированных, пассивных, неуверенных в себе, с заниженной самооценкой, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих.

Зависимый (Зависимый — послушный) - обнаруживает высокую тревожность и зависимость собственного мнения от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих.

Дружелюбный (Сотрудничающий — соглашающийся) - обладает эмоциональной неустойчивостью, высоким уровнем тревожности и низкой агрессивностью. Характерно стремление найти общность с другими, энтузиазм и восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Имеют широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений.

Альтруистический (Ответственный — великодушный) – ярко выражена жертвенность личными интересами во имя других, проявление милосердия, благотворительности. Имеется потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации межличностных отношений, выраженная эмоциональная вовлеченность. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность. [2, c.215]

Проведение исследования.

Методика № 1. «Социометрия».

Ход исследования.

Цель: выявить сплоченность группы, а также выделить в коллективе «звезд», «предпочитаемых», «принимаемых» и «непринимаемых» учащихся.

Методика проведения: учащимся раздается по одному чистому листу бумаги, на которых они должны написать свои имя и фамилию, а также перечислить трех человек из своего класса, ответив на вопрос: «Каких 3 человек из своего класса вы хотели бы пригласить на свой день рождения?». Результаты исследования отражены в таблице 1

 

 

Таблица 1.

Результаты социометрии.

Мы видим, что Олег в классе является ярким лидером, у него наибольшее число выборов – 9. Этого ученика отличает умение устанавливать контакт с одноклассниками. Он общителен и способен в учебе.

Анна, Екатерина, Наталья, Астемир и Ксения (5 человек) относятся к предпочитаемым членам класса – они имеют 4-5 выборов. Эти учащиеся пользуются в данном коллективе определенной популярностью и имеют развитую способность к эмпатии.

Большая часть класса – 8 человек (Самира, Альмира, Андрей, Евгения, Александр, Артем, Максим и Маргарита) относятся к принимаемым членам класса. Они имеют 2-3 выбора учащихся.

Пять человек получили минимальное число выборов -1 (Никита, Анастасия, Аслан и Ангелина). Наличие в классе большого числа принимаемых может свидетельствовать о низкой стадии развития коллектива, тяжело протекающей внутригрупповой динамике. Однако при более детальном изучении полученных результатов мы видим, что у Никиты Ангелины и Аслана есть взаимовыборы. То есть они имеют референтную, значимую для них микрогруппу, что поддерживает их нормальное развитие и социализацию в рамках класса. Лишь Кирилл и Анастасия не имеют ни одного взаимовыбора. Они имеют личностные особенности, «пробелы» в социализации, объективно не позволяющие им получить признание сверстников. У Кирилла это связано с частым проявлением агрессивного поведения на переменах или во время совместных игр учащихся. У Анастасии проблемы общения в классе связаны с частым пропуском занятий (в связи с болезнью).

 

Таблица №2.

Матрица микрогрупп.

 

Взаимовыбор учащихся

8

1

7

16

13

9

19

18

14

17

3

11

5

12

14

2

6

10

4

15

8

Олег

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Анна

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Екатерина

+

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Аслан

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Артем

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Евгения

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Маргарита

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Ксения

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Максим

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Астемир

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Альмира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

11

Наталья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Никита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Ангелина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Максим

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Самира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

6

Андрей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

10

Александр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Кирилл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из вторичной матрицы взаимовыборов учащихся мы видим, что в классе имеются две большие микрогруппы ( в первой 7, во второй 8 человек) и одна малая микрогруппа, в которую входят Андрей и Самира. Три человека (Александр, Кирилл и Анастасия) не имеют ни одного взаимовыбора и не входят ни в одну из микрогрупп. Однако, следует отметить, что Александра выбирают Кирилл и Артем, но эти выборы не взаимны.

Наглядное представление о внутригрупповых взаимоотношениях отображено на социограмме, (рис. 1).

Рисунок 1. Социограмма выборов.

Анализируя полученные результаты изображенные на рисунке № 1 можно выделить 14 взаимовыборов:

· Анна – Артем;

·  Андрей – Самира;

·  Альмира – Никита;

· Альмира – Максим;

· Ксения – Максим;

· Аслан – Олег;

· Астемир – Наталья;

· Астемир – Ксения;

· Олег – Анна;

· Олег – Екатерина;

· Маргарита – Екатерина;

· Маргарита – Евгения;

· Екатерина – Евгения;

· Альмира - Ангелина;

Выводы:

- лидер группы (9 выборов): Олег. Выполняет роль неформального лидера. Его кандидатура подходит для выдвижения на официальную должность, например, старосты класса.

- предпочитаемые члены группы (4 -5 выборов): Анна, Екатерина, Евгения, Астемир, Ксения).

- принимаемые члены группы (1-3 выбора): Самира, Альмира, Андрей, Максим, Наташа, Александр, Маргарита, Кирилл, Никита, Анастасия, Ангелина, Артем. Из них Никита, Ангелина и Артем имеют по 1 взаимовыбору, а Анастасия и Кирилл не имеют взаимовыборов в классе.

Методика 2. «Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации». [26, c.115]

Ход исследования.

Цель: определить типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации.

Методика проведения: учащимся предлагается выбрать по одному высказыванию из 12 пар суждений, которое им наиболее подходит по их мнению. По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях [26, c.117] .

                                                                                                             Таблица 2. Стратегия поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.

Учащиеся



2020-02-04 472 Обсуждений (0)
Метод Т. Лири «Диагностика типов межличностных отношений» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод Т. Лири «Диагностика типов межличностных отношений»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)