Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация исследования.



2020-02-04 217 Обсуждений (0)
Организация исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эмпирическая база исследования - учащиеся 3 В класса, Лицея №8, г. Майкопа. В классе 11 девочек и 8 мальчиков 8-9 лет.

Целью работы является изучение конфликтов в младшем школьном возрасте.

В процессе исследования ставились следующие задачи:

- изучить теоретические основы конфликтов, их особенности в коллективе младших школьников;

- определить основные методы разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в коллективе младших школьников;

- провести диагностику конфликтов в коллективе младших школьников и проанализировать полученные результаты.

Задачи эмпирического исследования:

1) провести социометрию в классе младших школьников;

2) провести исследование стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях;

3) провести диагностику типов межличностных отношений младших школьников;

4) обработать полученные результаты и сформулировать выводы.

Методы исследования:

1) Методика Я.Л. Морено «Социометрия». Данный метод позволит проанализировать сплоченность группы;

Социометрия – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы). [8,c.205]

Основы методики.

Социометрическое исследование должно проводиться посторонним для данного коллектива лицом и состоит из ряда этапов:

- Подготовительная фаза – определение проблемы, выбор объекта исследования, знакомство с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива.

- Первая фаза - Прямой контакт с членами коллектива, внушение им доверия.

- Вторая фаза - Проведение собственно опроса.

- Фаза обработки – обработка информации, включая построение социоматриц и социограмм.

Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках, которых столько же, сколько членов в данном коллективе, указываются выборы j- членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – число полученных выборов теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социоматрица фиксирует отношения членов коллектива друг к другу по данному критерию. [16, c.58]

Социограмма – это графический метод изображения связей внутри коллектива, которые устанавливаются на основании выбора. Социограмма строится по результатам опроса, и является ее наглядным графическим отображением. [7, c.62]

Основные формы изображения.

Индивид, являющийся отдельным исследуемым элементом, изображается кружком или треугольником (зависит от пола) с индивидуальным порядковым номером.

Одностороннее предпочтение отображается синей стрелкой с одной направляющей.

Взаимный выбор двух индивидов отображается красной стрелкой с двумя направляющими.

Изолированный элемент. Это индивид (для больших социальных систем – коллектив), не связанный с другими элементами. Его выделение важно при изучении функциональных связей рабочего коллектива или эмоционально-психологических связей симпатий внутри коллектива.

Связь между двумя элементами – Диада, структура, очень часто наблюдаемая в небольших коллективах, например в форме совместной деятельности, а также как дружеские и доверительные связи между двумя людьми.

Триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого числа элементов.

Звезда – это индивид, связанный с большинством элементов коллектива.

- Завершающая фаза - получение выводов и рекомендаций. [28, c.49]

2) Метод К. Томаса «Основные виды стратегии в конфликтной ситуации» помогает выявить типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации. Автором данной методики является К.Томас. В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, но и на управление ими. В соответствии с этим, необходимо сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для индивидов, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. [29, c.115]

К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление (уступка), компромисс, избегание, сотрудничество. [11, c.100]

1. Избегание (уход от решения ситуации). Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Такое поведение бывает, если предмет конфликта не имеет существенного значения. Как правило, это взаимная уступка, т.е. обе стороны готовы избежать ситуации спора, чтобы сохранить отношения. [11, c.101]

2. Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Это может быть связано с психологическими особенностями человека - неспособностью и нежеланием вступать в конфронтацию. Иногда уступка может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели - отдать малое, чтобы выиграть большее. [11, c.101]

При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию» на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации. [2, c.205]

3. Соперничество (принуждение). Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо выигрыш, либо сохранение отношений. Каждый из участников отстаивает только свои интересы, не считаясь с интересами другого. При такой стратегии активно используются власть силы, авторитет, манипуляции и т. д. [11, c.102]

Таким способом можно разрешить конфликтую ситуацию, если предмет спора действительно очень важен для одного из участников и ради этого стоит пойти на риск. Однако, в большинстве случаев даже, если вопрос решается, проигравшая сторона все равно пребывает в состоянии скрытого конфликта и это обязательно проявится в другой ситуации. [7, c.209]

4. Компромисс. При компромиссе ни одна из конфликтующих сторон не получает удовлетворения сполна - каждый вынужден в чем-то поступиться своими интересами. Зато отношения вроде бы сохранены! [11, c.102]

Мнение, что компромисс - лучшее решение конфликта, довольно распространено. Однако в большинстве случаев компромисс, нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Это лишь этап на пути поиска приемлемого решения проблемы. [7, c.210]

5. Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем ориентации как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Этот подход базируется на удовлетворении интересов обеих сторон и сохранении межличностных отношений. Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одной или обеих сторон, то о сотрудничестве не может быть и речи. [11, c.103]

Сотрудничество - самый сложный, но и самый выгодный путь решения конфликта. Только в этом случае есть полное удовлетворение сторон и уверенность в том, что конфликт действительно решен. [7, c.210]



2020-02-04 217 Обсуждений (0)
Организация исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)