Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровни приобщения к эстетической культуре в условиях социально-культурной деятельности



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Уровни приобщения к эстетической культуре в условиях социально-культурной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Установление зависимости эстетической культуры личности от приобщения ее к основным эстетически оформленным материальным и духовным ценностям (орудиям труда, предметам быта, произведениям искусства), их созданию, потреблению, распространению, а также к культурному наследию прошлого является отправным положением в исследовании интересующих нас вопросов:

ü факторы (объективные или субъективные) обусловленности меры, т.е. качественной и количественной характеристики, приобщения конкретной личности к основным материальным и духовным ценностям;

ü возможности целенаправленного формирования эстетической культуры личности в современном обществе;

ü особенности проявления эстетической культуры личности в различных сферах жизнедеятельности;

ü критерий культурной развитости личности.

Выяснение этих вопросов позволит охватить тот круг явлений, который обозначен понятием "эстетическая культура личности", выявить те стороны, грани, свойства личности, которые определяют ее культуру, поставить вопрос о критериях культурной развитости человека и подойти к определению понятия "эстетическая культура личности".

Объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению, распространению - непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека.

Для того, чтобы иметь возможность приобщаться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. К одному и тому же объекту человек может относиться по-разному, например, утилитарно практически и эстетически. Эстетикой доказано, что в филогенезе утилитарно-практическое отношение предшествовало эстетическому. Что же касается развития современного человека (онтогенез), то здесь дело обстоит значительно сложнее, и прямые аналогии опасны.

Практическая деятельность, общение с художественно оформленными материальными и духовными ценностями постепенно формируют эстетическое чувство человека, его вкус, потребности, интерес. Огромную роль в этом процессе играет жизненный опыт человека, опыт его культурного общения.

Известно, что на определенном этапе развития личности для нее характерен "потребительский" интерес к культуре. Однако эстетическая культура личности обусловлена не только приобщением к материальным и духовным ценностям, их потреблением, но и умением создавать их, сохранять и распространять. Успехи культурного развития общества зависят от творческой активности людей.

Эстетика считает, что эстетическая культура личности формируется и проявляется в живом процессе деятельности людей. Успех ее формирования зависит от целенаправленного воспитательного воздействия на личность тех форм жизнедеятельности, с которыми она связана.

Речь идет о сознательном и целенаправленном формировании в каждом человеке:

эстетического сознания как составной части общественного сознания, которое проявляется не только в потреблении, но и в создании эстетических ценностей;

своеобразной культуры чувств, проявляющихся в любой сфере жизнедеятельности;

особых способностей и навыков создания, хранения и распространения эстетических ценностей.

Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. И здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют и такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. В каждом отдельном случае правомерно говорить об их специфике и необходимости целенаправленного воспитательного процесса, отвечающего общечеловеческим задачам формирования высокой эстетической культуры. Процесс целенаправленного формирования эстетической культуры человека должен охватывать не только сферу его сознания (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и телесную организацию. Под так называемой "внешней культурой" понимается в данном случае не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д.

В своих "Законах" Платон отмечал, например, что при одних и тех же "тяжелых обстоятельствах" телодвижения и речи мужественной души и души трусливой будут несхожи: у мужественных людей они прекрасны, у трусливых - безобразны. Неслучайно говорят, что один бывает и в гневе прекрасен, а другой - и в любви отвратителен. Но вполне понятно, что у двух мужественных людей различного воспитания и образа жизни внешние проявления духа (мимика, телодвижения, жесты) также будут различны. Хорошо воспитанный человек, обладающий высоким эстетическим вкусом, достаточно развитый физически, будет красив и в движении, и в статике.

Однако внешняя красота - не самоцель, она должна быть выражением внутренней культуры человека. В противном случае она превращается в красивую оболочку, скрывающую внутреннюю пустоту. Практика показывает, что проявляющаяся в суждениях людей общая и эстетическая культура не всегда соответствует поступкам и делам, совпадает с ними.

Уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов молодежи можно лишь при условии, что мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения.

При пропаганде искусства важно помнить, что само произведение искусства есть особый продукт художественного творчества, который оказывает свое воздействие на человека только в процессе его особого эстетического восприятия. А эстетическое восприятие предполагает наличие достаточно развитого эстетического вкуса и чувства. Процесс эстетического восприятия искусства является активным, творческим, связанным с воображением, развитостью ассоциативного мышления.

Цель эстетического воспитания обусловлена задачей формирования всесторонне развитого человека. Эстетическое воспитание включает формирование и развитие эстетического отношения человека к действительности и искусству, способности наслаждаться творчеством, искусством, красотой. Этим обусловливается его тесная связь со всеми направлениями воспитания: нравственным, трудовым, экологическим, физическим.

В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель - формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира. Однако формирование "чистого" эстетического сознания не является конечной целью эстетического воспитания.

Формирование эстетического отношения и эстетической деятельности во всех проявлениях (труд, общение, религия, отношение к природе) способствует развитию духовного мира, т.е. является средством всестороннего развития личности.

Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения. То, что в общественной жизни характеризуется с прогрессивных экономических, политических и нравственных позиций как нечто необходимое и справедливое, с эстетической точки зрения рассматривается как прекрасное. Воссоединение в сознании личности этих аспектов в виде целостного эмоционально-рационального отношения к миру служит и залогом, и условием ее гармонической целостности.

Другим аспектом формирования всесторонне развитой личности средствами культуры является преодоление некоторых негативных последствий научно-технического прогресса по отношению к духовному миру человека. Все возрастающее значение интеллектуального развития личности в связи с требованиями сегодняшнего дня и в чем-то ограничивающая общее развитие личности специализация, в частности профессиональная, нивелируют индивидуальность, ограничивают общекультурный уровень человека.

Условием эстетического воспитания является необходимость совершенствования воспитания и образования вообще. Цель и задачи эстетического воспитания осуществляются в различных сферах воспитания (детский сад, семья, школа, трудовой коллектив, улица и пр.).

Знание причин исторического развития эстетического сознания, эстетического отношения человека к действительности и понимание путей развития искусства позволяют выделить средства, методы, формы и содержание процесса эстетического воспитания. Основными средствами являются следующие: эстетически оформленная и организованная общественная, производственная и бытовая среда (художественно-оформленные орудия труда, предметы быта), искусство и организация процесса его восприятия. Однако средства эстетического воспитания в нашей стране сегодня зачастую неэффективны и не оказывают целенаправленного воздействия.

Процесс эстетического воспитания включает в себя: организацию восприятия, ознакомление людей с эстетическими явлениями и искусством; объяснение воспринятого; организацию художественного творчества, художественной практической деятельности. При этом эстетическое воспитание предполагает применение всех этих форм к различным этапам и сферам процессов воспитания в соответствии с возрастными особенностями людей, а, следовательно, их жизненным опытом и практикой.

 



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Уровни приобщения к эстетической культуре в условиях социально-культурной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровни приобщения к эстетической культуре в условиях социально-культурной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)