Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика формирования эстетической культуры



2020-02-03 180 Обсуждений (0)
Специфика формирования эстетической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.

Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.

Произведения искусства создаются в результате художественной деятельности, представляющей собой высшую форму эстетической деятельности человека. Но сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она затрагивает и аспекты, имеющие практический характер: дизайн, садово-парковую культуру, культуру быта и т.д. Этими явлениями занимаются техническая и практическая эстетики. Техническая эстетика – это теория дизайна, освоение мира по законам красоты промышленными средствами. Идеи технической эстетики зародились в середине 19 в. в Англии. Джон Рескин в своих работах Прерафаэлитизм (1851) и Политическая экономия искусства (1857) ввел понятие эстетически ценных продуктов. Уильям Моррис на теоретическом (работы Декоративные искусства, их отношение к современной жизни, 1878; Вести ниоткуда, или Эпоха счастья, 1891и др.) и практическом (создание художественно-промышленной компании) уровнях разрабатывал проблемы эстетики труда, статуса художественной промышленности, дизайна, декоративно-прикладного искусства, эстетической организации среды. Немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер в 1863 опубликовал «опыт практической эстетики», сочинение Стиль в технических и тектонических искусствах, где он в противовес философскому идеализму своего времени подчеркнул базисное стилеобразующее значение материалов и техники.

Эстетика быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта и т.д. находится в поле зрения практической эстетики. Эта область эстетического знания пока мало разработана, но у нее большое будущее, так как ее сфера интересов широка и многообразна.

Таким образом, эстетическая деятельность является составной частью практически-духовного освоения человеком действительности.

Эстетическая деятельность содержит в себе важные творческие и игровые начала и связана с бессознательными элементами психики. Понятие «игры» как одной из существенных характеристик эстетической деятельности было введено в эстетику И.Кантом и развито Ф.Шиллером. Кант сформулировал два важнейших эстетических понятия: «эстетическая видимость» и «свободная игра». Под первым он понимал сферу существования красоты, под вторым – ее существование одновременно в реальном и условном планах. Развивая эту мысль, Шиллер в Письмах об эстетическом воспитании человек (1794) писал, что красота, существуя в объективном мире, может быть и воссоздана, может стать «объектом побуждения к игре». Человек, по словам Шиллера, бывает вполне человеком, лишь тогда, когда играет. Игра не скована естественной необходимостью или социальной обязанностью, это – воплощение свободы. В процессе игры создается «эстетическая видимость», которая превосходит действительность, является более совершенной, изящной и эмоциональной, чем окружающий мир. Но, наслаждаясь искусством, человек становится соучастником в игре и никогда не забывает о двойственном характере ситуации.

Установление зависимости эстетической культуры личности от приобщения ее к основным эстетически оформленным материальным и духовным ценностям (орудиям труда, предметам быта, произведениям искусства), их созданию, потреблению и распространению, а также к культурному наследию прошлого является отправным положением в исследовании интересующих нас вопросов: 1) факторы (объективные или субъективные), которыми обусловлена мера (т.е. качественная и количественная характеристика) приобщения конкретной личности к основным материальным и духовным ценностям; 2) возможности целенаправленного формирования эстетической культуры личности в современном обществе; 3) особенности проявления эстетической культуры личности в различных сферах жизнедеятельности; 4) критерии культурной развитости личности. Выяснение этих вопросов позволит охватить круг явлений, обозначенный понятием "эстетическая культура личности", выявить те стороны, грани и свойства личности, которые определяют ее культуру, поставить вопрос о критериях культурной развитости человека и подойти к определению понятия "эстетическая культура личности".

Объективными предпосылками формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению и распространению - непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека. Для того, чтобы иметь возможность приобщиться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. К одному и тому же объекту человек может относиться по-разному, например, утилитарно-практически и эстетически. Эстетикой доказано, что в филогенезе утилитарно-практическое отношение предшествовало эстетическому. Что же касается развития человека современного (онтогенез), то здесь дело обстоит значительно сложнее, и прямые аналогии опасны.

Практическая деятельность, общение с художественно оформленными материальными и духовными ценностями постепенно формируют эстетическое чувство человека, его вкус, потребности, интерес. Огромную роль в этом процессе играет жизненный опыт человека, опыт его культурного общения. Известно, что на определенном этапе развития личности для нее характерен "потребительский" интерес к культуре. Однако эстетическая культура личности обусловлена не только приобщением к материальным и духовным ценностям, их потреблением, но и умением их создавать, сохранять и распространять. Успехи культурного развития общества зависят от творческой активности людей.

Эстетика считает, что эстетическая культура личности формируется и проявляется в живом процессе деятельности людей. Успех формирования ее зависит от целенаправленного воспитательного воздействия на личность тех форм жизнедеятельности, с которыми она связана. Речь идет о сознательном и целенаправленном формировании в каждом человеке: 1) эстетического сознания как составной части общественного сознания, которое проявляется не только в потреблении, но и в создании эстетических ценностей; 2) своеобразной культуры чувств, проявляющихся в любой сфере жизнедеятельности; 3) особых способностей и навыков создания, хранения и распространения эстетических ценностей.

Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. И здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют и такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. В каждом отдельном случае правомерно говорить об их специфике и необходимости целенаправленного воспитательного процесса, отвечающего общечеловеческим задачам формирования высокой эстетической культуры.

Процесс целенаправленного формирования эстетической культуры человека должен охватывать не только сферу его сознания (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и телесную организацию. Под так называемой "внешней культурой" понимается, в данном случае, не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д. Силу жеста, мимики, выражения глаз по достоинству оценивают даже малокультурные, нецивилизованные люди (в частности, обитатели заброшенного острова Кули, которые при решении важных вопросов часто сидят спиной к оратору, дабы он своими жестами и мимикой не смог воздействовать на них).

В своих "Законах'' Платон отмечал, например, что при одних и тех же "тяжелых обстоятельствах" телодвижения и речи мужественной души и души трусливой будут несхожи; у мужественных людей они прекрасны, у трусливых - безобразны. Неслучайно говорят, что один бывает и в гневе прекрасен, а другой - и в любви отвратителен. Но вполне понятно, что у двух мужественных людей различного воспитания и образа жизни внешние проявления духа (мимика, телодвижения, жесты) также будут различны. Хорошо воспитанный человек, обладающий высоким эстетическим вкусом, достаточно развитый физически, будет красив и в движении, и в статике.

Однако внешняя красота - не самоцель, она должна быть выражением внутренней культуры человека. В противном случае она превращается в красивую оболочку, скрывающую внутреннюю пустоту. Практика показывает, что проявляющаяся в суждениях людей общая и эстетическая культура не всегда соответствует и совпадает с поступками и делами.

Уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов молодежи можно лишь в том случае, если мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения.

При пропаганде искусства важно помнить, что само произведение искусства есть особый продукт художественного творчества, который оказывает свое воздействие на человека только в процессе его особого эстетического восприятия. А эстетическое восприятие предполагает наличие достаточно развитого эстетического вкуса и чувства. Процесс эстетического восприятия искусства является активным, творческим, связанным с воображением, развитостью ассоциативного мышления. Обладая воспитательной функцией, искусство формирует, совершенствует, развивает все богатство социальных чувств, меняя общую и эстетическую культуру человека и вместе с тем совершенствуя процесс эстетического воспитания.

 



2020-02-03 180 Обсуждений (0)
Специфика формирования эстетической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика формирования эстетической культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)