Специфика формирования эстетической культуры
Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям. Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности. Произведения искусства создаются в результате художественной деятельности, представляющей собой высшую форму эстетической деятельности человека. Но сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она затрагивает и аспекты, имеющие практический характер: дизайн, садово-парковую культуру, культуру быта и т.д. Этими явлениями занимаются техническая и практическая эстетики. Техническая эстетика – это теория дизайна, освоение мира по законам красоты промышленными средствами. Идеи технической эстетики зародились в середине 19 в. в Англии. Джон Рескин в своих работах Прерафаэлитизм (1851) и Политическая экономия искусства (1857) ввел понятие эстетически ценных продуктов. Уильям Моррис на теоретическом (работы Декоративные искусства, их отношение к современной жизни, 1878; Вести ниоткуда, или Эпоха счастья, 1891и др.) и практическом (создание художественно-промышленной компании) уровнях разрабатывал проблемы эстетики труда, статуса художественной промышленности, дизайна, декоративно-прикладного искусства, эстетической организации среды. Немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер в 1863 опубликовал «опыт практической эстетики», сочинение Стиль в технических и тектонических искусствах, где он в противовес философскому идеализму своего времени подчеркнул базисное стилеобразующее значение материалов и техники. Эстетика быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта и т.д. находится в поле зрения практической эстетики. Эта область эстетического знания пока мало разработана, но у нее большое будущее, так как ее сфера интересов широка и многообразна. Таким образом, эстетическая деятельность является составной частью практически-духовного освоения человеком действительности. Эстетическая деятельность содержит в себе важные творческие и игровые начала и связана с бессознательными элементами психики. Понятие «игры» как одной из существенных характеристик эстетической деятельности было введено в эстетику И.Кантом и развито Ф.Шиллером. Кант сформулировал два важнейших эстетических понятия: «эстетическая видимость» и «свободная игра». Под первым он понимал сферу существования красоты, под вторым – ее существование одновременно в реальном и условном планах. Развивая эту мысль, Шиллер в Письмах об эстетическом воспитании человек (1794) писал, что красота, существуя в объективном мире, может быть и воссоздана, может стать «объектом побуждения к игре». Человек, по словам Шиллера, бывает вполне человеком, лишь тогда, когда играет. Игра не скована естественной необходимостью или социальной обязанностью, это – воплощение свободы. В процессе игры создается «эстетическая видимость», которая превосходит действительность, является более совершенной, изящной и эмоциональной, чем окружающий мир. Но, наслаждаясь искусством, человек становится соучастником в игре и никогда не забывает о двойственном характере ситуации. Установление зависимости эстетической культуры личности от приобщения ее к основным эстетически оформленным материальным и духовным ценностям (орудиям труда, предметам быта, произведениям искусства), их созданию, потреблению и распространению, а также к культурному наследию прошлого является отправным положением в исследовании интересующих нас вопросов: 1) факторы (объективные или субъективные), которыми обусловлена мера (т.е. качественная и количественная характеристика) приобщения конкретной личности к основным материальным и духовным ценностям; 2) возможности целенаправленного формирования эстетической культуры личности в современном обществе; 3) особенности проявления эстетической культуры личности в различных сферах жизнедеятельности; 4) критерии культурной развитости личности. Выяснение этих вопросов позволит охватить круг явлений, обозначенный понятием "эстетическая культура личности", выявить те стороны, грани и свойства личности, которые определяют ее культуру, поставить вопрос о критериях культурной развитости человека и подойти к определению понятия "эстетическая культура личности". Объективными предпосылками формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению и распространению - непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека. Для того, чтобы иметь возможность приобщиться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. К одному и тому же объекту человек может относиться по-разному, например, утилитарно-практически и эстетически. Эстетикой доказано, что в филогенезе утилитарно-практическое отношение предшествовало эстетическому. Что же касается развития человека современного (онтогенез), то здесь дело обстоит значительно сложнее, и прямые аналогии опасны. Практическая деятельность, общение с художественно оформленными материальными и духовными ценностями постепенно формируют эстетическое чувство человека, его вкус, потребности, интерес. Огромную роль в этом процессе играет жизненный опыт человека, опыт его культурного общения. Известно, что на определенном этапе развития личности для нее характерен "потребительский" интерес к культуре. Однако эстетическая культура личности обусловлена не только приобщением к материальным и духовным ценностям, их потреблением, но и умением их создавать, сохранять и распространять. Успехи культурного развития общества зависят от творческой активности людей. Эстетика считает, что эстетическая культура личности формируется и проявляется в живом процессе деятельности людей. Успех формирования ее зависит от целенаправленного воспитательного воздействия на личность тех форм жизнедеятельности, с которыми она связана. Речь идет о сознательном и целенаправленном формировании в каждом человеке: 1) эстетического сознания как составной части общественного сознания, которое проявляется не только в потреблении, но и в создании эстетических ценностей; 2) своеобразной культуры чувств, проявляющихся в любой сфере жизнедеятельности; 3) особых способностей и навыков создания, хранения и распространения эстетических ценностей. Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. И здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют и такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. В каждом отдельном случае правомерно говорить об их специфике и необходимости целенаправленного воспитательного процесса, отвечающего общечеловеческим задачам формирования высокой эстетической культуры. Процесс целенаправленного формирования эстетической культуры человека должен охватывать не только сферу его сознания (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и телесную организацию. Под так называемой "внешней культурой" понимается, в данном случае, не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д. Силу жеста, мимики, выражения глаз по достоинству оценивают даже малокультурные, нецивилизованные люди (в частности, обитатели заброшенного острова Кули, которые при решении важных вопросов часто сидят спиной к оратору, дабы он своими жестами и мимикой не смог воздействовать на них). В своих "Законах'' Платон отмечал, например, что при одних и тех же "тяжелых обстоятельствах" телодвижения и речи мужественной души и души трусливой будут несхожи; у мужественных людей они прекрасны, у трусливых - безобразны. Неслучайно говорят, что один бывает и в гневе прекрасен, а другой - и в любви отвратителен. Но вполне понятно, что у двух мужественных людей различного воспитания и образа жизни внешние проявления духа (мимика, телодвижения, жесты) также будут различны. Хорошо воспитанный человек, обладающий высоким эстетическим вкусом, достаточно развитый физически, будет красив и в движении, и в статике. Однако внешняя красота - не самоцель, она должна быть выражением внутренней культуры человека. В противном случае она превращается в красивую оболочку, скрывающую внутреннюю пустоту. Практика показывает, что проявляющаяся в суждениях людей общая и эстетическая культура не всегда соответствует и совпадает с поступками и делами. Уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов молодежи можно лишь в том случае, если мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения. При пропаганде искусства важно помнить, что само произведение искусства есть особый продукт художественного творчества, который оказывает свое воздействие на человека только в процессе его особого эстетического восприятия. А эстетическое восприятие предполагает наличие достаточно развитого эстетического вкуса и чувства. Процесс эстетического восприятия искусства является активным, творческим, связанным с воображением, развитостью ассоциативного мышления. Обладая воспитательной функцией, искусство формирует, совершенствует, развивает все богатство социальных чувств, меняя общую и эстетическую культуру человека и вместе с тем совершенствуя процесс эстетического воспитания.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |