Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Суть учения об ощущениях французского «энциклопедиста» Э. Кондильяка



2020-02-03 188 Обсуждений (0)
Суть учения об ощущениях французского «энциклопедиста» Э. Кондильяка 0.00 из 5.00 0 оценок




Французский философ  Этьен Бонно де Кондильяк (17151780), зарекомендовав себя крайним сенсуалистом, отверг разде­ление Локка на два источника опыта, признавая лишь один — ощущение. Он поставил задачу объяснить происхождение самих психических процессов — ощущений. В «Трактате об ощущени­ях» он выводит все психические способности из обоняния, ис­пользуя для этого образ статуи и наделяя ее схожей с человеком внутренней организацией, не обладающей какими-либо врож­денными идеями и не способной пользоваться своими чувства­ми, но имеющей только лишь обоняние, которое и является ос­новой всех идей и психических способностей, включая внима­ние, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение,

 

волю. Кондильяк представил следующую схему формирования всех психических способностей через первичность обоняния.

1. Вначале возникает ощущение запаха и, неоднократно по­вторяясь, трактуется как опыт, который включает в работу па­мять. Внимание определяется Кондильяком ,как ощущение ис­ходя из силы возникающих ощущений, т. е. оно появляется при определенном, более сильном по сравнению с другими ощуще­нии. С возникновением памяти формируются два ощущения — прошлое и наличное.

2. Следующий этап -суждение — также имеет в своей основе ощущение, так как внимание по отношению к двум ощущениям чает сравнение, результатом которого является выяснение отно­шений между двумя идеями. Отсюда возникает вывод о том, что суждение есть видоизмененное ощущение.

3. На основе обоняния как первичной функции психики челове­ка Кондильяк выводит и его потребности, которые вторичны, так как являются результатом познания. Потребность возникает на ос­нове сравнения двух ощущений — удовольствия и неудовольствия, которые тесно взаимосвязаны: без познания второго невозможно понимание первого. Однако понять разницу между ними человек может, только сравнив их, а сравнение есть результат ощущения.

4. Далее на основе потребности возникает воображение, зада­ча которого сводится к восстановлению образа, соответствующе­го потребности.

5. На основе потребности создаются также воля и желание.

6. Взаимодействие организма со средой также осуществляет­ся с помощью ощущения, которым на этот раз является осяза­ние. Именно через силу воздействия организма на предмет или, наоборот, предмета на организм вначале появляется внутреннее проживание этого воздействия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью проекции этих внутренних ощущений появ­ляются понимание и осмысление этого предмета как части окру­жающей среды.

Понимание Кондильяком мышления опирается на позиции материалистического сенсуализма и не делает различия между мышлением и ощущением. Более того, мышление не только ос­новывается на ощущении, но представляет собой разновидность самого ощущения.

Психика человекаи  его потребности по  Ж. Ламетри

Жюльен Ламетри (1709—1751) был противником дуализма Де­карта и наделял материю всеми основными способностями: про­тяженностью, способностью к движению, ощущению и мышлению. В понимании психики Ламетри использовал меха­нистический подход, предложив для определения сущности че­ловеческой природы некий образ «человека-машины». Он счи­тал, что душа

 

не является какой-то особой субстанцией, внутри которой сосредоточены все способности человека, а ее свойства обусловлены своеобразной организацией мозговой ткани. Исхо­дя из механистической трактовки человеческой природы, Ламет­ри отрицал факт божественности души и ее способность регули­ровать все психическое бытие человека, а доказывал, что чело­веческий организм в целом и психические способности в частности являются продуктами его машиноподобных действий. Таким об­разом, природа души понимается с материалистических пози­ций: она не наделена божественной силой, а является лишь од­ной из составляющих мозга.

Ламетри также развивал идеи о зависимости душевных способ­ностей от телесной организации и разделял мнение Локка о том, что только опыт и наблюдения являются источником познания. Сенсуалистическая направленность его взглядов сказалась и на понимании чувственного начала и мышления, которые в его по­нимании не отделяются друг от друга. Познание, по Ламетри, обеспечивается благодаря двум функциям — воображению, кото­рое, опираясь на ощущения, строит в сознании человека опреде­ленные образы, и вниманию, задачей которого является внесение в процесс построения образов активности, волевого начала.

Потребности, по Ламетри, являются очень важной стороной душевной жизни, так как обеспечивают наличие ума у человека и формируют его поведение. По Ламетри, потребности и ум пря­мо пропорциональны, и они же являются основой его природно­го существования. То есть важность придается именно удовлет­ворению органических и телесных потребностей, которые со­ставляют основу счастья и благополучия большинства людей. При этом существуют и высшие удовольствия, которые производны от чувственных и доступны немногим людям.

Такое натуралистическое понимание потребностей и, более того, провозглашение их как основы счастья шло вразрез с обще­принятой идеологией христианского аскетизма и отрицания чув­ственной природы человека, что, безусловно, не могло не сказать­ся на дальнейшем расшатывании старых устоев и укреплении но­вых буржуазных тенденций. Также это понимание человеческих потребностей впоследствии нашло свое отражение в современных концепциях

мотивации, в частности в теории А. Маслоу.

Важным в понимании Ламетри природы человека является его указание на преемственность в развитии от животных к чело­веку, что создает предпосылки возникновения антибожествен­ных представлений о природе человека и отрицании Бога как творца. В противоположность Декарту он считал, что животные также способны чувствовать, но человека от животного отличает, во-первых, иная внутренняя организация, благодаря которой он стоит на высшей ступени развития природы, а во-вторых, со­циальные условия развития, т. е.

 

образование и воспитание. При этом процесс воспитания он трактует механистически.

 



2020-02-03 188 Обсуждений (0)
Суть учения об ощущениях французского «энциклопедиста» Э. Кондильяка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Суть учения об ощущениях французского «энциклопедиста» Э. Кондильяка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)