Суть учения об ощущениях французского «энциклопедиста» Э. Кондильяка
Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715— 1780), зарекомендовав себя крайним сенсуалистом, отверг разделение Локка на два источника опыта, признавая лишь один — ощущение. Он поставил задачу объяснить происхождение самих психических процессов — ощущений. В «Трактате об ощущениях» он выводит все психические способности из обоняния, используя для этого образ статуи и наделяя ее схожей с человеком внутренней организацией, не обладающей какими-либо врожденными идеями и не способной пользоваться своими чувствами, но имеющей только лишь обоняние, которое и является основой всех идей и психических способностей, включая внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение,
волю. Кондильяк представил следующую схему формирования всех психических способностей через первичность обоняния. 1. Вначале возникает ощущение запаха и, неоднократно повторяясь, трактуется как опыт, который включает в работу память. Внимание определяется Кондильяком ,как ощущение исходя из силы возникающих ощущений, т. е. оно появляется при определенном, более сильном по сравнению с другими ощущении. С возникновением памяти формируются два ощущения — прошлое и наличное. 2. Следующий этап -суждение — также имеет в своей основе ощущение, так как внимание по отношению к двум ощущениям чает сравнение, результатом которого является выяснение отношений между двумя идеями. Отсюда возникает вывод о том, что суждение есть видоизмененное ощущение. 3. На основе обоняния как первичной функции психики человека Кондильяк выводит и его потребности, которые вторичны, так как являются результатом познания. Потребность возникает на основе сравнения двух ощущений — удовольствия и неудовольствия, которые тесно взаимосвязаны: без познания второго невозможно понимание первого. Однако понять разницу между ними человек может, только сравнив их, а сравнение есть результат ощущения. 4. Далее на основе потребности возникает воображение, задача которого сводится к восстановлению образа, соответствующего потребности. 5. На основе потребности создаются также воля и желание. 6. Взаимодействие организма со средой также осуществляется с помощью ощущения, которым на этот раз является осязание. Именно через силу воздействия организма на предмет или, наоборот, предмета на организм вначале появляется внутреннее проживание этого воздействия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью проекции этих внутренних ощущений появляются понимание и осмысление этого предмета как части окружающей среды. Понимание Кондильяком мышления опирается на позиции материалистического сенсуализма и не делает различия между мышлением и ощущением. Более того, мышление не только основывается на ощущении, но представляет собой разновидность самого ощущения. Психика человекаи его потребности по Ж. Ламетри Жюльен Ламетри (1709—1751) был противником дуализма Декарта и наделял материю всеми основными способностями: протяженностью, способностью к движению, ощущению и мышлению. В понимании психики Ламетри использовал механистический подход, предложив для определения сущности человеческой природы некий образ «человека-машины». Он считал, что душа
не является какой-то особой субстанцией, внутри которой сосредоточены все способности человека, а ее свойства обусловлены своеобразной организацией мозговой ткани. Исходя из механистической трактовки человеческой природы, Ламетри отрицал факт божественности души и ее способность регулировать все психическое бытие человека, а доказывал, что человеческий организм в целом и психические способности в частности являются продуктами его машиноподобных действий. Таким образом, природа души понимается с материалистических позиций: она не наделена божественной силой, а является лишь одной из составляющих мозга. Ламетри также развивал идеи о зависимости душевных способностей от телесной организации и разделял мнение Локка о том, что только опыт и наблюдения являются источником познания. Сенсуалистическая направленность его взглядов сказалась и на понимании чувственного начала и мышления, которые в его понимании не отделяются друг от друга. Познание, по Ламетри, обеспечивается благодаря двум функциям — воображению, которое, опираясь на ощущения, строит в сознании человека определенные образы, и вниманию, задачей которого является внесение в процесс построения образов активности, волевого начала. Потребности, по Ламетри, являются очень важной стороной душевной жизни, так как обеспечивают наличие ума у человека и формируют его поведение. По Ламетри, потребности и ум прямо пропорциональны, и они же являются основой его природного существования. То есть важность придается именно удовлетворению органических и телесных потребностей, которые составляют основу счастья и благополучия большинства людей. При этом существуют и высшие удовольствия, которые производны от чувственных и доступны немногим людям. Такое натуралистическое понимание потребностей и, более того, провозглашение их как основы счастья шло вразрез с общепринятой идеологией христианского аскетизма и отрицания чувственной природы человека, что, безусловно, не могло не сказаться на дальнейшем расшатывании старых устоев и укреплении новых буржуазных тенденций. Также это понимание человеческих потребностей впоследствии нашло свое отражение в современных концепциях мотивации, в частности в теории А. Маслоу. Важным в понимании Ламетри природы человека является его указание на преемственность в развитии от животных к человеку, что создает предпосылки возникновения антибожественных представлений о природе человека и отрицании Бога как творца. В противоположность Декарту он считал, что животные также способны чувствовать, но человека от животного отличает, во-первых, иная внутренняя организация, благодаря которой он стоит на высшей ступени развития природы, а во-вторых, социальные условия развития, т. е.
образование и воспитание. При этом процесс воспитания он трактует механистически.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |