Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природа сознания Джорджа Беркли



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Природа сознания Джорджа Беркли 0.00 из 5.00 0 оценок




Джордж Беркли(1685—1753), так же как и Локк, ориентиро­вался в своих трудах на ньютоновы представления, но в изучении психики человека он осуществляет анализ представления о фи­зическом пространстве с целью доказать его производность от сознания. Это означает «быть — значит быть в восприятии», т. е. сознание есть то, что человек воспринимает. Такое понимание психики привело Беркли к необходимости объяснить, почему разные люди одинаково воспринимают некоторые внешние объекты, и в объяснении этого явления он использовал катего­рию особого божественного сознания, которым обладают все люди, именно оно дает одинаковое представление о каком-либо объекте разным людям.

Беркли считал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт, который состоит из непосред­ственно испытываемых субъектом ощущений — зрительных, двигательных, мышечных, осязательных.

Например, простран­ственные характеристики вещей человек оценивает с помощью мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напря­жения

глазных мышц. Иными словами, то, что называется зрительным ощущением, по Беркли, есть на самом деле комбинация ощущений зрительных и осязательных. Таким образом, реаль­ность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. Свою теорию познания,

 

изложен­ную в книге «Опыт новой теории зрения» (1709), Беркли назвал теорией зрительного восприятия пространства. Согласно этой теории Беркли представлял зрительное восприятие как комби­нацию зрительных и осязательных ощущений, происходящих от движений глазных мышц. Беркли считал зрение языком осяза­ния и тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмер­ного пространства (при двухмерности образа на сетчатке).

Анализ чувственных признаков, участвующих в построении образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал малоизучен­ные в прежних теориях особенности восприятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его субъективно-идеалистической доктрины о том, что сознание есть то, что попадает туда посред­ством восприятия.

 

 Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в.

В XVIII в. во Франции движение Просвещения получило ши­рокий резонанс в общественно-политических и научных кругах. В этот период во Франции впервые вышло издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и реме­сел» (1751—1780), где освещались новейшие достижения челове­ческого знания и, в частности, с материалистических позиций излагались и вопросы психологии, вокруг которой и объедини­лось движение сенсуалистов, называвших себя энциклопедиста­ми. Французские сенсуалисты выступали против любых учений, рассматривающих человека и природу как субъектов, на которые могут влиять некие силы, не выводимые из опыта и разума.

В эпоху Просвещения активно развивалась и французская эм­пирическая психология, отличительными чертами которой ста­ли внимание к проблемам активности человеческого сознания и зависимость ее от общественных условий. Основателями и вдохновителями французской эмпирической психологии яви­лись такие крупнейшие мыслители Просвещения, как Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Век Просвещения во Франции рас­сматривал человека

как величайшее создание природы, имею­щее безграничные возможности совершенствования.

Ответственность за наличие или отсутствие тех или иных ка­честв и способностей у человека возлагалась исключительно на противоестественные внешние обстоятельства, а не на ее грехов­ную сущность, которая естественным образом отрицалась. На ос­нове такого подхода к природе человека «энциклопедисты» ви­дели главную практическую задачу в утверждении

 

решающей роли воспитания и законов в формировании человека.

В эпоху Просвещения развитие психологической мысли и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом на­правлении, представителями которого являются Кондильяк, Ламетри, Кабанис, психика определялась как функция высоко­организованной материи — головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые ранее оп­ределялись как создания души, имеющей бестелесную, божест­венную природу. Второе направление, представленное теориями Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, представляло индивидуаль­ную психику как результат влияния социальных условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которыми движет собствен­ная энергия культурного творчества.

Теории французских материалистов эпохи Просвещения оказали существенное влияние и подготовили почву для даль­нейшего развития психологии, физиологии, нейрофизиоло­гии и других наук о природе человека. В своих теориях они утвер­дили принцип целостности человека, выражавшийся в нераз­дельности психических явлений и мозга, - который их производит, а также они отстаивали нераздельную связь чело­века с социальной и культурной средой. В учениях француз­ских материалистов впервые среда и наследственность рас­сматривались как основные факторы, определяющие психи­ческое развитие ребенка и влияющие на формирование всех его способностей.

Французский сенсуализм провозгласил чувственный опыт единственным источником и гарантом рационального знания об окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение связей внутри психики, а не умозрительные теоретизирования по этому поводу является единственно верным источником получения на­учного знания. Таким образом, энциклопедисты подготовили почву для движения научной мысли следующего столетия в новом, практическом направлении.

 



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Природа сознания Джорджа Беркли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природа сознания Джорджа Беркли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)