Развитие отечественной психологической мысли
Особое влияние на формирование русской философской и психологической мысли оказал господствующий в России феодально-крепостнический строй. Все прогрессивные мыслители и философы России в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и религии и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суеверия и предрассудки. Эти идеи соотносились и с популярным в то время и набирающим силу движением Просвещения, главной задачей которого было установление власти разума, науки и свободы и искоренение всех старых феодальных идеологий и взглядов. В России в XVIII в. идеи Просвещения исповедовали такие крупнейшие мыслители, и философы своего времени, как Н. Н. Поповский, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Д. И. Фонвизин, Д. С. Аничков, Я. П. Козельский, П. С. Батурин, С. Е. Десницкий, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев и многие другие. В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просвещения и обучения. Так, источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности. И. Михайлов в своей книге «Наука о душе», ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж психологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики — ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений, и при этом отметая вопрос о бессмертии души как не поддающийся практическому изучению, а следовательно, и не имеющий решающего значения для понимания природы человека. М. В. Ломоносов, великий русский ученый, физик, химик, философ, поэт, заложил в России основы материалистического подхода к пониманию природы человека. В своей работе «Слово о происхождении света» (1757) Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, содержащую материалистические объяснения понятий ощущений, восприятия, представлений и структуры мозга. Так, ощущения Ломоносов объяснял как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды, при этом и первичные, и вторичные качества считались объективно существующими, а различение и интерпретация внешних раздражителей зависели от работы мозга. В работе «Краткое руководство к риторике» (1744) Ломоносов развивает в материалистическом ключе свои представления и идеи относительно основных познавательных способностей человека, в том числе воображения, представления и речь, а также изучение природы так называемых страстей и роль ума в борьбе с ними.
Понимание природы человека по А. Н. Радищеву
А. Н. Радищев (1749—1802) в своих трудах наиболее глубоко развивал идеи Ломоносова. Его взгляды имели революционно-демократическую, материалистическую и в то же время ярко выраженную гуманистическую направленность и были сформированы на основе изучения и анализа теорий Гоббса, Декарта, Спинозы, Локка и французских материалистов. В понимании Радищевым природы человека можно выделить следующие идеи. 1. Отрицание дуализма Декарта и объяснение существования человека как целостного организма, имеющего в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики. 2. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно важных органов — мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов. 3. Развитие человеческой психики рассматривается с точки зрения его отличия от животных, а именно неприспособления к природе, а ее преобразования — с помощью речи и прямой походки, а также воспитания и влияния общества, которое объясняется желанием ребенка подражать взрослому. Именно эти факты и способствуют развитию у человека разума. 4. Индивидуальное сознание формируется благодаря ведущей роли языка и речи. 5. Развитие способностей обусловлено не только воспитанием, но и влиянием природы. При этом каждый человек не ограничен в своем совершенствовании. 6. Своеобразие ощущений человека, которое отличает его от животного, обусловлено воспитанием и образованием, в частности занятиями искусством. 7. Вопрос воли рассматривается с точки зрения активной природы мышления, выражением которого является внимание, и именно оно и помогает человеку справляться со своими страстями, умственными и телесными. 8.Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее способность к «мысленности» неразрушима. Таким образом, разумность как часть души, которая способна к контролю и сдерживанию страсти, является вечной. Россия в эпоху Просвещения все же находилась на стадии феодально-крепостнического строя, что в некотором смысле отдаляло ее от Европы, однако прогрессивные идеи российских ученых и философов подготовили почву для дальнейшего развития материалистических и демократических традиций в науке и нашли свое отражение в трудах последователей.
Заключение
Взгляды просветителей, их вера в преобразующую силу разума нашли свое отражение и в понимании ими проблемы воспитания. Ими были выдвинуты новые идеи и принципы обучения и воспитания ребенка. Просветители в соответствии с представлениями Джона Локка о природе человека считали, что он рождается абсолютно «чистым листом» и решающее влияние на его развитие и воспитание оказывает внешняя, окружающая среда и общество. Они выдвигали принципы природного равенства способностей всех людей, а также необходимости соответствия воспитания человеческой природе и естественным склонностям ребенка. В психологической мысли в эпоху Просвещения существовало два направления — эмпиризм и сенсуализм, — которые в дальнейшем оказали очень существенное влияние на развитие психологии как науки. Эмпирическое направление в психологии, родоначальником которого считается английский философ Дж. Локк, определяло опыт как основополагающий фактор развития человека и изучало механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта над разумом. Сенсуализм представлял собой учение о доминировании чувственного познания над рациональным. При этом и эмпирики, и сенсуалисты отрицали существование врожденных и неизменных идей и способностей, доказывали их опытное происхождение и возможность прижизненного развития. Параллельно с развитием этих двух учений продолжает совершенствоваться и идеалистическое учение о душе, в рамках которого появляется новое направление — ассоцианизм. Ассоциативная психология представляла собой психологическое направление, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. Этот термин, введенный в научно-психологический оборот, использовался для определения механизма формирования и приобретения опыта. Впоследствии понятие ассоциации становится центральным в изучении основных психических процессов от ощущений до мышления. В рамках этого направления развивается представление о рефлексии как особой способности души к самоанализу и самопознанию. В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов, для анализа сути которых ключевым является понятие ассоциации.
Библиографический список
1. Лучинин А.С. История психологии.- Ростов н/Д : «Феникс», 2005._416 с. (Серия «Учебники для высшей школы») 2. Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах : учебное пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-216 с. 3. Петровский А.В. История и теория психологии. Ростов н/Д ,1996.255 с. 4. Ждан А.Н. История психологии . М., 1996.311с. 5. Якунин В.А. История психологии. Изд. Михайлова В.А., СПб., 1998.187 с. 6. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии 18 -19 вв. М, 1998. 325 с.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |