Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие отечественной психологической мысли



2020-02-03 436 Обсуждений (0)
Развитие отечественной психологической мысли 0.00 из 5.00 0 оценок




Особое влияние на формирование русской философской и психологической мысли оказал господствующий в России фео­дально-крепостнический строй. Все прогрессивные мыслители и философы России в своих трудах вели борьбу с государствен­ной идеологией крепостничества и религии и важнейшей зада­чей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суе­верия и предрассудки. Эти идеи соотносились и с популярным в то время и набирающим силу движением Просвещения, главной задачей которого было установление власти разума, науки и свободы и искоренение всех старых феодальных идеологий и взглядов. В России в XVIII в. идеи Просвещения исповедовали такие крупнейшие мыслители, и философы своего времени, как Н. Н. Поповский, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Д. И. Фонви­зин, Д. С. Аничков, Я. П. Козельский, П. С. Батурин, С. Е. Десницкий, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев и многие другие.

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости ум­ственного развития ребенка от просвещения и обучения. Так, источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге «Наука о душе», ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж пси­хологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления челове­ческой психики — ощущения, волю, мысли как ассоциации пред­ставлений, и при этом отметая вопрос о бессмертии души как не поддающийся практическому изучению, а следовательно, и не име­ющий решающего значения для понимания природы человека.

М. В. Ломоносов, великий русский ученый, физик, химик, фи­лософ, поэт, заложил в России основы материалистического под­хода к пониманию природы человека. В своей работе «Слово о происхождении света» (1757) Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, содержащую материалисти­ческие объяснения понятий ощущений, восприятия, представле­ний и структуры мозга. Так, ощущения Ломоносов объяснял как результат воздействия на органы чувств человека предметов внеш­ней среды, при этом и первичные, и вторичные качества счита­лись объективно существующими, а различение и интерпретация внешних раздражителей зависели от работы мозга. В работе «Краткое руководство к риторике» (1744) Ломоносов развивает в материалистическом ключе свои представления и идеи относи­тельно основных познавательных способностей человека, в том числе воображения, представления и речь, а также изучение при­роды так называемых страстей и роль ума в борьбе с ними.

 

Понимание природы человека по А. Н. Радищеву  

 

А. Н. Радищев (1749—1802) в своих трудах наиболее глубоко развивал идеи Ломоносова. Его взгляды имели революционно-демократическую, материалистическую и в то же время ярко вы­раженную гуманистическую направленность и были сформиро­ваны на основе изучения и анализа теорий Гоббса, Декарта, Спинозы, Локка и французских материалистов.

В понимании Радищевым природы человека можно выделить следующие идеи.

1. Отрицание дуализма Декарта и объяснение существования человека как целостного организма, имеющего в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики.

2. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно важных орга­нов — мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов.

3. Развитие человеческой психики рассматривается с точки зрения его отличия от животных, а именно неприспособления к природе, а ее преобразования — с помощью речи и прямой по­ходки, а также воспитания и влияния общества, которое объяс­няется желанием ребенка подражать взрослому. Именно эти факты и способствуют развитию у человека разума.

4. Индивидуальное сознание формируется благодаря веду­щей роли языка и речи.

5. Развитие способностей обусловлено не только воспита­нием, но и влиянием природы. При этом каждый человек не ог­раничен в своем совершенствовании.

6. Своеобразие ощущений человека, которое отличает его от животного, обусловлено воспитанием и образованием, в частно­сти занятиями искусством.

7. Вопрос воли рассматривается с точки зрения активной природы мышления, выражением которого является внимание, и именно оно и помогает человеку справляться со своими страс­тями, умственными и телесными.

8.Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее спо­собность к «мысленности» неразрушима. Таким образом, разум­ность как часть души, которая способна к контролю и сдержива­нию страсти, является вечной.

Россия в эпоху Просвещения все же находилась на стадии феодально-крепостнического строя, что в некотором смысле от­даляло ее от Европы, однако прогрессивные идеи российских ученых и философов подготовили почву для дальнейшего разви­тия материалистических и демократических традиций в науке и нашли свое отражение в трудах последователей.

 

Заключение

 

Взгляды просветителей, их вера в преобразующую силу ра­зума нашли свое отражение и в понимании ими проблемы вос­питания. Ими были выдвинуты новые идеи и принципы обу­чения и воспитания ребенка. Просветители в соответствии

с представлениями Джона Локка о природе человека считали, что он рождается абсолютно «чистым листом» и решающее влия­ние на его развитие и воспитание оказывает внешняя, окружаю­щая среда и общество. Они выдвигали принципы

природного равенства способностей всех людей, а также необходимости со­ответствия воспитания человеческой природе и естественным склонностям ребенка.

В психологической мысли в эпоху Просвещения существова­ло два направления — эмпиризм и сенсуализм, — которые в даль­нейшем оказали очень существенное влияние на развитие пси­хологии как науки. Эмпирическое направление в психологии, родоначальником которого считается английский философ Дж. Локк, определяло опыт как основополагающий фактор раз­вития человека и изучало механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта над разумом. Сенсуализм представлял собой учение о доминировании чувственного познания над ра­циональным. При этом и эмпирики, и сенсуалисты отрицали су­ществование врожденных и неизменных идей и способностей, доказывали их опытное происхождение и возможность прижиз­ненного развития.

Параллельно с развитием этих двух учений продолжает совер­шенствоваться и идеалистическое учение о душе, в рамках которо­го появляется новое направление — ассоцианизм. Ассоциативная психология представляла собой психологическое направление, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. Этот термин, введенный в научно-психологический оборот, использо­вался для определения механизма формирования и приобретения опыта. Впоследствии понятие ассоциации становится централь­ным в изучении основных психических процессов от ощущений до мышления. В рамках этого направления развивается представ­ление о рефлексии как особой способности души к самоанализу и самопознанию.

В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов, для анализа сути которых ключевым является понятие ассоциации.

 

     

 

        Библиографический список

 

1. Лучинин А.С.

История психологии.- Ростов н/Д : «Феникс», 2005._416 с. (Серия «Учебники для

высшей школы»)

2.  Галустова О.В.

История психологии в вопросах и ответах : учебное пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во

Проспект, 2006.-216 с.

3.  Петровский А.В.

История и теория психологии. Ростов н/Д ,1996.255 с.

4.  Ждан А.Н.

История психологии . М., 1996.311с.

5.  Якунин В.А.

История психологии. Изд. Михайлова В.А., СПб., 1998.187 с.

6.   Ананьев Б.Г.

Очерки истории русской психологии 18 -19 вв. М, 1998. 325 с.

 

 



2020-02-03 436 Обсуждений (0)
Развитие отечественной психологической мысли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие отечественной психологической мысли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)