Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование ИКТ и метода «Портфолио» в обучении географии.



2020-02-03 183 Обсуждений (0)
Использование ИКТ и метода «Портфолио» в обучении географии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации по использованию на занятиях электронных материалов

(сайта проекта).

Коллекция электронных материалов к урокам

 «Предметы регионального и школьного компонентов учебного плана».

Лот №4 География и краеведение.

 

г. Челябинск

2008

Оглавление

I. Работа с оболочкой... 3

II. Статья в журнал «География в школе».. 3

III. Алгоритм изучения нового материала в парах переменного состава. 8

IV. Личная ведомость ученика... 9

V. Ведомость бригадира... 10

VI. Индикаторы компетенций учащихся по географии... 11

VII. Метод учебного проекта в школьном образовании... 12

История возникновения и развития метода учебных проектов... 12

Виды проектов.. 15

типы проектов:. 15

Этапы работы над учебным проектом.... 17

Оценка результатов проектной деятельности.. 18

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ НЕКОТОРЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ... 20

VIII. Темы для проектов учащихся по модулю..... 23

«Население и хозяйство Челябинской области» (9кл.). 23

IIX. Задание для подготовки проектов раздела:. 24

«Население и хозяйство Челябинской области».. 24

IX. Требования к презентации и защите проекта. 24

X. Бланк оценки выступлений учащихся. 25

XI. Шкала перевода итогового количества баллов проекта учащегося в оценку. 26

Литература... 27

 

 

I . Работа с оболочкой

1.Откройте компакт диск на ПК или зайдите в Интернет на сайт проекта.

2. Запустите файл geogr_chel_obl.html

3.Воспользуйтесь ссылками  главной Web-страницы.

4.Характеристика ссылок:

 

Ссылка Содержание
География Челябинской области Региональный образовательный стандарт по курсу; Краткое тематическое планирование курса.
Природа Методические рекомендации к модулю
Население и хозяйство Методические рекомендации к модулю
Рис. №1- №10 Электронное сопровождение к урокам, Web-модули с графическими файлами к урокам.
Текстовые ссылки на рисунках Конспекты уроков, текстовые массивы для проектной деятельности.
Ссылки в отдельных рамках Практические работы вместе с контурными картами.
Информация об авторах -

 

 

II. Статья в журнал «География в школе»

Б.М. Шакиров

Учитель географии высшей категории, организатор информатизации образования, победитель областного конкурса педагогических инициатив в направлении: Коллекция электронных материалов к урокам «Предметы регионального и школьного компонентов учебного плана» (Лот №4 География и краеведение).

Челябинская область г. Златоуст

МОУ СОШ№21 Zlatschool21@ mail. ru

Использование ИКТ и метода «Портфолио» в обучении географии.

Об информатизации образования говорят много, определяют цели, задачи, направления. На наш взгляд наиболее полно и интересно эта проблема понимается сотрудниками Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения: М.Б. Игнатьевым, А.В.Никитиным и А.А. Оводенко. Они полагают, что определить цель информатизации образования, можно лишь осуществив структуризацию знаний и умений, которые получает обучаемый, имеющий психологически ограниченную способность к обучению, которую мы возьмем за сто процентов. В настоящее время принято делить знания и умения на три группы, во-первых, это концептуальные знания, во-вторых, это знания фактуальные, в-третьих, это знания и умения алгоритмические (как сделать что-то, от программы до устройства и какой-либо работы). В настоящее время образовательные стандарты и традиция привели к тому, что в процентном отношении обучаемый тратит 20% времени на получение концептуальных знаний, 60% времени - на получение фактуальных знаний, 20% - на получение алгоритмических знаний и умений. Появление компьютеров и сети Интернет позволяют получать множество фактуальных знаний, этому умению можно просто один раз обучить человека. Реализация этой возможности по всем дисциплинам в ближайшем будущем приведет к изменению процентного соотношения между видами знаний. Достижение нового процентного соотношения - 30% концептуальных знаний, 40% фактуальных знаний, и 30% алгоритмических и может считаться целью информатизации образования на основе использования компьютеров и сетевых технологий. Вышеуказанный процентный сдвиг и определит рост качества образования с далеко идущими последствиями.

Мы в нашей школе давно мечтали о таком изменении в процентном соотношении между видами знаний приобретаемых школьниками и, предприняли попытку решения этой сложной задачи с помощью двух основных компонентов:ИКТ и метода «Портфолио».

В качестве экспериментального предмета нами не случайно была выбрана школьная география, так как этот предмет имеет удивительные возможности интеграции с другими предметами, содержит неимоверно обширный фактический материал, непосредственно связан с окружающим школьника миром и как ни какой другой школьный предмет призван решить главную задачу образования в целом – познание окружающего мира.

 В методе «Портфолио» нас привлекли его универсальные возможности: это и средство педагогической диагностики, и метод оценки профессионализма педагогов, и способ оценки учебных достижений учеников и т.д. На наш взгляд самым главным в этом методе является не портфолио, как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» - система процессов обучения и учения, развития ИКТ - компетентности, всех сторон образовательного процесса. Само же портфолио получается, как побочный продукт этого процесса.

Итак, нами и научными руководителями нашего проекта А.С. Марковой, кандидатом географических наук, преподавателем ЧИППКРО, г. Челябинск и О.П.Осиповой, преподавателем-методистом лаборатории информатики при ЧИППКРО г. Челябинск для решения поставленной задачи (провести эксперимент по изменению процентного соотношения между видами знаний) были разработаны:

· был создан портфолио учителя географии;

· самоучитель по созданию рабочего стола учителя-предметника и электронных уроков на примере предмета география (средствами программного приложения MS Office Front Page);

· методические рекомендации для учащихся по созданию «предметного портфолио».

 

Рис 1. Стартовая страница Портфолио учителя географии.

   

  

 

 

После проведения эксперимента мы пришли к выводу, что ИКТ и метод «Портфолио» позволили:

· систематизировать учебно-методический комплекс по географии;

· развить ИКТ-компетентность учителя-предметника;

· ввести ИКТ в учебный и воспитательный процессы школы;

· повысить рейтинг географии среди других школьных предметов;

· поднять качество успеваемости по предмету;

· упростить ведение отчётности;

· расширить палитру внеклассных мероприятий по географии.

 

Как мы уже говорили, что для вовлечения в «портфолио-процесс» учеников были разработаны рекомендации для учащихся по созданию «предметного портфолио». Эти рекомендации были предложены группе учеников из параллели 9-х классов, которые решили составить портфолио по географии, литературе, геометрии и другим предметам. Этих учеников мы объединили в так называемый клуб «Портфолио».  

 

Схема структуры «предметного портфолио» выглядела так:

 

                                

Каждый ученик в предложенную структуру «предметного портфолио» мог добавить своё подразделение. Для этого и были предусмотрены папки без названия. Наиболее интересными на наш взгляд были следующие предложенные учениками названия: «Подготовка к экзамену», «Тесты и задачи», «Эксперименты и опыты», «Географические прогнозы», «WEB», «Интересные факты», «Учёные и первооткрыватели», «Загадки планеты Земля» и т.д.

Следует отметить, что свои «предметные портфолио» учащиеся создавали в свободное от учёбы время, в рамках элективного курса по информатике, а значит нами был решён ещё один важный вопрос, занятость подростков во внеучебное время. И, конечно же, в конце учебного года мы проводим заседание клуба «Портфолио» в кабинете информатики, где мы все вместе: учителя, ученики, наши гости из других школ собираемся за круглым столом и подводим итоги нашей работы за учебный год. Это важное событие проходит, как правило, в непринуждённой дружественной атмосфере, ведь за круглым столом собрались настоящие друзья.

Оценивание или как мы ещё называем «взвешивание портфолио» происходит по следующим направлениям:

· общий «вес» портфолио (количество байт информации);

· «вес» переработанной учеником информации, например «вес» папки № 2 и папок № 5 и №6 (исключая папку №1) и т.д.;

· разнообразие собранной информации;

· степень применения портфолио (в том числе и по датам создания файлов);

· состояние портфолио (порядок в папках и файлах).

 

Лучшие идеи, возникшие в результате реализации так называемого «портфолио-процесса», берутся нами на заметку, прорабатываются и реализуются уже в следующем учебном году.

Таким образом, мы в нашей школе изменяем соотношение между временем на приобретение различных видов знаний. И, конечно же, те ребята, которые изъявили желание поучаствовать в проекте «Портфолио» показали и показывают на выпускных экзаменах высокие результаты по всем предметам, ведь они научились учиться!

 В 1658г знаменитый педагог Ян Коменский впервые в европейской истории создал иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках". В нём рисунки являлись органической частью текстов.  100 картинок иллюстрировали мироустройство на небе и на Земле. В настоящее время через компьютер осуществляется еще более значительный шаг в образовании - с его помощью ученик сможет погрузиться в виртуальные миры других стран и эпох - прошлых и будущих - и активно в них действовать, выполнять различные задачи в режиме интерактивного взаимодействия и глубокого погружения. В итоге каждый ученик сможет иметь помощника, своего представителя - агента в различных виртуальных мирах. Умение пользоваться не только компьютером, но и умение работать вместе со своим помощником-агентом в различных виртуальных мирах станет необходимым для любого выпускника школы. Создание виртуальных миров, как считают  уже упомянутые сотрудники Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения, - это новый синтез всех накопленных человечеством знаний по всем предметам - по географии, истории, литературе, физике, химии, математике, биологии и др.

 И особое место в этом ряду дисциплин занимает информатика, которая наряду с естественными языками обеспечивает человека необходимыми инструментами для любой работы и обеспечивает ему новое видение мира.

Итак, подводя итог, смеем заметить, что, не смотря ни на какие трудности, имеются интересные перспективы информатизации образования на основе разработки виртуальных миров, индивидуальных массивов знаний (в нашем случае - «предметное портфолио») и т. п.

 Всё это позволит повысить качество образования путем изменения подходов к обучению и процентного соотношения времени на приобретение различных видов знаний.

 

 

III. Алгоритм изучения нового материала в парах переменного состава.

 

1.Проработать свой абзац по алгоритму.

2.Обсудить свой абзац с учеником с точно таким же литером из другой бригады.

3.Поработать с учениками с другим литером в своей бригаде.

4.Кратко пересказать содержание изученного материала бригадиру или учителю, получить оценку в ведомость бригадира.

5.Рассмотреть коллекцию полезных ископаемых Челябинской области.

6.Выполнить задание на контурных картах.

задание бригадирам: Оцените по пятибалльной шкале работы одноклассников, работы сравните с образцом, занесите оценки в ведомость бригадиров.

 

 

IV. Личная ведомость ученика

 

    Личная ведомость
Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

              Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

 

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

             Личная ведомость

Литер Оценка
А  
Б  
В  
Г  
Итог:  

 

 

 

V. Ведомость бригадира

 

Ф.И. бригадира _____________________________

 

Фамилия Имя Д/З Изучение нового материала Контурная карта Игровое поле Итоговая оценка
1            
2            
3            
4            
5            
6            

 

 

VI. Индикаторы компетенций учащихся по географии

 

Оценка

(уровень)

Компетенции

Знать Называть / показывать Определять/составлять Описывать Объяснять Прогнозировать/ решать проблемные ситуации Использовать ИКТ
«3» Репродукция Содержание основных понятий и терминов.   основные геогр. объекты, виды прир. ресурсов, антропогенные изменения в природе. Координаты, высоты, глубины, напр. ветра, увлажнение, отрасли специализации и т.д.(читать карту).   Географические явления и процессы, составлять характеристики по простейшему плану.          общие географические закономерности и явления.     - Работа с ЦОР – ми под непосредственным руководством учителя.
«4»  Применение знаний в готовой ситуации   Подробные планы геогр. характеристик, карту, подробное содержание основных понятий и терминов. Правильно называть и показывать комп. геогр. образования. Самостоятельно добывать знания с помощью различных источников информации, сопоставлять карты. Составлять подробные географические характеристики по развёрнутому плану, краткие доклады по доп. литературе. Устанавливать причинно-следственные связи между географическими явлениями. - погоду по местным признакам.       – тенденции изменения географических объектов и Самостоятельная работа с ЦОР-ми, использование ИКТ для подготовки Д/З  
«5» Углублённые знания, творчество, эмоц. цен. Отношение к миру Дополнительный фактический и картографический материал Вести образовательную деятельность на уроке среди одноклассников по заданию учителя. Показывать подробные маршруты путешествий и т.д. Легко справляется с требованиями раздела. Грамотно читает карту. Применяет свои знания при решении задач повышенной сложности, с привлечением доп.литературы, собственные исследования. Владеет элементами исследовательской деятельности. Зональную и азональную дифференциацию природы. Общие и региональные закономерности.        Самостоятельно делать подробные выводы и т.д. Выполняет творческие задания с элементами географического прогноза.     Высказывает собственную точку зрения на тот или иной вопрос. Активное применение ИКТ в самообразовании, участие в дистанционных проектах, олимпиадах и т.д. Создание электронных портфолио по предметам.

 



2020-02-03 183 Обсуждений (0)
Использование ИКТ и метода «Портфолио» в обучении географии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование ИКТ и метода «Портфолио» в обучении географии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)