Факторный анализ прибыли от продаж ООО ДК «Даль-ЧТЗ-Сервис»
В целом на объем прибыли оказывают влияние значительное количество факторов (независимых от деятельности компании) и внутренних факторов, в том числе следующие: Внешние факторы: Внутренние факторы: · Политическая стабильность; Объем валового дохода · Состояние экономики; Размер издержек обращения; · Демографическая ситуация; Производительность труда; · Конъюнктура рынка; Скорость оборачиваемости товаров; · Темпы инфляции; Наличие оборотных средств; · Ставка процента за кредит и др.; Эффективность использования ОФ; Основной задачей факторного анализа является количественное измерение и оценка влияния различных факторов на изменение массы полученной прибыли; выявление факторов, оказавших наибольшее положительное и отрицательное влияние; устойчивость воздействия отдельных факторов в динамике. В процессе анализа выявлено, что источник прибыли ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис" - торговая деятельность. Поэтому проводим факторный анализ прибыли от продаж, т.к. именно этот показатель находится в непосредственной зависимости от внутренних факторов. Из табл. 2.3 видно, что по сравнению с прошлым периодом прибыль от продаж товаров возросла на 311 тыс. руб. (в сравнении с 2007 г.) и 316 тыс. руб. (в сравнении с 2008 г.). В динамике на прибыль положительно повлияло снижение уровня издержек обращения и, соответственно, рост рентабельности продаж. Таблица 2.3 - Данные для анализа влияния факторов на изменение прибыли
Такие факторы как - увеличение объема продаж, рост валового дохода - сами по себе не явились решающими, поскольку даже при их положительной динамике, но при сохранении прежнего уровня издержек обращения, компания получило бы убыток в размере - 6814 тыс. руб. (в сравнении с 2006 г.) и -301 тыс. руб. (в сравнении с 2007 г.). Для оценки количественного влияния факторов составляем следующие расчеты (табл.2.4). Как показали проведенные расчеты, рост суммы прибыли от продаж обусловлен изменением соотношения прибыльной и затратной частей дохода фирмы. Таблица 2.4 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли, тыс. руб.
Таким образом, единственным фактором, способствующим росту прибыли от продаж, явилось сокращение уровня издержек обращения с 71,9 % (2006 г.) и 16,0 % (2007 г.) до 10,7 % (2008 г.). Опережающие темпы прироста валового дохода по сравнению с приростом издержек обращения свидетельствуют об эффективности мероприятий по снижению расходов. В результате оптимизации издержек обращения, фирма по сравнению с 2006 г. увеличило прибыль на 7125 тыс. руб., по сравнению с 2007 г. - на 617 тыс. руб. В отчетном периоде значительно возрос объем продаж ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис". Изменение объема оптового товарооборота оказывает влияние не только не сумму, но и на уровень прибыли. Это влияние обусловлено изменением соотношения условно-постоянных и переменных издержек обращения и прибыльной составляющей продаж. Рассчитаем влияние факторов, используя данные табл.2.5. Таблица 2.5 - Данные для анализа изменения товарооборота и издержек на прибыль
Из табл.2.5 видно, что уровень условно-постоянных издержек обращения составил: 2006 г.: 57,0 %; 2007 г.: 14,0 %. Если бы сумма этой группы издержек в 2008 г. не изменилась, то уровень условно-постоянных расходов составил бы: По отношению к 2006 г.: (18/11641 *100) = 0,15 % По отношению к 2007 г.: (291/11641 *100) = 2,5 (%) Сравним уровень условно-постоянных затрат прошлых периодов с возможным их уровнем в отчетном году: По отношению к 2006 г.: 0,15 - 57,0 = - 56,85 (%) По отношению к 2007 г: 2,5 - 14,0 = - 11,5 (%) Следовательно, рост в отчетном году объема продаж на 11609 тыс. руб. (по сравнению с 2006 г.) и на 9562 тыс. руб. (по сравнению с 2007 г.) создал предпосылки для снижения уровня издержек обращения на 56,8 % и 11,5 % (соответственно по сравнению с 2006 и 2007 гг.). С ростом объема товарооборота в краткосрочном периоде, как правило, снижается уровень условно-постоянных затрат, и соответственно, повышается уровень прибыли и наоборот. Поэтому можно сказать, что в отчетном году рост оптового товарооборота создало предпосылки для роста рентабельности продаж. В итоге, прирост прибыли под влиянием снижения уровня условно-постоянных издержек составил: По сравнению с 2006 г.: + (48*11641/100) = +5587,7 (тыс. руб.) По сравнению с 2007 г.: + (5*11641/100) = +582,1 (тыс. руб.) Таким образом, если сравнить издержки обращения за три года, то видим, что в 2007 г. произошло резкое снижение уровня условно-постоянных издержек при их абсолютном приросте. В отчетном году тенденция изменения уровня условно-постоянных издержек сохраняется, что обусловлено ростом объема продаж товаров фирмы. Проведенные расчеты количественного влияния факторов показали, что рост объема продаж способствовал снижению уровня условно-постоянных издержек обращения, это в свою очередь привело к перераспределению валового дохода в пользу его прибыльной составляющей. В результате совокупного влияния факторов прибыль от продаж возросла на 311тыс. руб. (по сравнению с 2006 г.) и 316 тыс. руб. (по сравнению с 2007 г.). В динамике рентабельность продаж увеличилась, соответственно на 61,9 % (по сравнению с 2006 г.) и на 3,7 % (по сравнению с 2007 г.). Анализ рентабельности продаж по отдельным товарным группам позволит определить высокорентабельные, низкорентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. Очевидно влияние состава товарооборота на прибыльность ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис". Влияние изменения структуры товарооборота на уровень рентабельности продаж определяем способом процентных чисел с применением приема абсолютных разниц (табл.2.6). Данные табл.2.6 показали, что изменение структуры товарооборота привело к росту уровня прибыльности продаж на 0,07 % к обороту, что составляет 7,79 тыс. руб. (11641* (+0,067) / 100). Таким образом, увеличение доли высокорентабельных товаров (строительные машины, специальные дорожные машин) привело к росту уровня рентабельности продаж на 0,07 %. Таблица 2.6 - Данные для расчета влияния изменения структуры товарооборота на динамику прибыли от продаж ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис"
Значительное влияние на прибыль компании оказало повышение производительности труда работников, обеспечивающих увеличение товарооборота. Благодаря повышению производительности труда объем товарооборота по сравнению с 2006 г. увеличился на 9276,2 тыс. руб. (табл.2.7). Однако при сохранении прежнего отрицательного уровня продаж, увеличение производительности труда не приведет к росту прибыли фирмы. Таблица 2.7 - Расчет влияния изменения производительности труда на изменение суммы прибыли, тыс. руб.
Рост производительности труда по сравнению с 2007 г. обеспечил объем товарооборота на 9042,0 тыс. руб., но при сохранении прежнего уровня рентабельности (-1,15 %), такая тенденция не приведет к росту прибыли. Для обобщения анализа влияния основных факторов на прибыль ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис" используем данные табл.2.9. Данные табл.2.9. показывают, что ни прирост объема продаж, ни рост валового дохода не мог привести к приросту прибыли от продаж, без изменения соотношения затратной и прибыльной составляющих валового дохода фирмы. Валовой доход как экономическая категория выступает самостоятельной системой, образующей такие элементы, как издержки обращения и прибыль. Фактически, доходность деятельности коммерческой фирмы измеряется именно прибыльной составляющей валового дохода. Таблица 2.8 - Обобщение данных анализа влияния факторов на прибыль от продаж ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис" за отчетный год
Таким образом, за счет снижения уровня издержек обращения, прибыль от продаж ООО ДК "Даль-ЧТЗ-Сервис" могла бы возрасти на 7125 тыс. руб. (по сравнению с 2006 г.), и на 617 тыс. руб. (по сравнению с 2007 г.), что составляет соответственно 2291 % и 195 % к общему приросту прибыли. Влияние факторов снижается за счет воздействия других, указанных в табл.3.10., факторов. Прямыми факторами получения прибыли от продаж в отчетном году явились: · Сокращение удельного веса издержек обращения в обороте (с 71,9 % - 2006 г., до 10,7 % - в 2008 г.). · Опережающие темпы роста товарооборота (2008 г. - 559,9 %) и валового дохода (497,7 %) по сравнению с темпами роста издержек обращения (374,2 %). Основным источником формирования прибыли предприятия является торговая деятельность по продаже машин, оборудования, агрегатов производства ОАО "ЧТЗ". По итогам года компания получила прибыли от продаж товаров в размере 292 тыс. руб. Для фирмы достижение этого результата расценивается положительно, поскольку был выполнен плановый показатель. Рост товарооборота выручки и дохода фирмы свидетельствует о наращивании рентабельности, росте устойчивости компании. Опережающие темпы роста объема продаж (559,9 %) и валового дохода (497,7 %) по сравнению с темпами роста издержек обращения (374,2 %) положительно повлияли на изменение прибыли в динамике, увеличив ее на 1216,7 %. Главным фактором роста прибыли в отчетном году по сравнению с прошлым годом явилось снижение уровня издержек обращения. За счет влияния этого фактора прибыль от продаж увеличилась по сравнению с прошлым годом на 617 тыс. руб. (195 % общего прироста прибыли). Рост товарооборота способствовал снижению уровня условно-постоянных издержек обращения, в результате чего прибыль предприятия увеличилась на 582 тыс. руб. (или 184 % общего прироста прибыли). Снижение уровня валового дохода сократило влияние указанных факторов на 95 %. Таким образом, основная проблема компании, выявленная на этом этапе - рост уровня затрат по закупке товаров (переменные расходы), и как следствие снижение уровня валового дохода фирмы
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |