Глава 3. Особенности инновационной политики в Беларуси
Исторически сложилось так, что в последние годы высокотехнологичные отрасли промышленности Беларуси не обеспечивали достаточный вклад в рост ВВП в силу их неразвитости, несовершенства инновационных инфраструктуры и законодательства, недостаточных экономических механизмов реализации приоритетов научной, научно-технической и инновационной сфер деятельности, слабой системы привлечения иностранных инвестиций в новые наукоемкие производства. В объемах выпускаемой научно-технической продукции продолжала оставаться низкой доля, характеризуемая как высокотехнологичная, т. е. конкурентоспособная. В общем объеме экспорта белорусских товаров доля высокотехнологичных товаров в последние годы составляла около 2%. Следует также отметить, что в структуре создаваемых новых технологий продолжали превалировать традиционные (65–70%), новые технологии составляли 15–20% и лишь 5–10% — принципиально новые, т. е. конкурентоспособные за рубежом. Это свидетельствовало о том, что разрабатываемые в стране технологии и научно-техническая продукция в основном были ориентированы на внутренний спрос. В стране отсутствовало цельное инновационное законодательство, которое способствовало бы коммерциализации имеющихся передовых отечественных технологий, а также активного, выгодного для зарубежных и отечественных хозяйствующих субъектов привлечения в экономику страны технологий мирового уровня и инвестиций из других стран. В последние годы в республике проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась на современной основе законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию информационной и инновационной инфраструктуры, малых и средних наукоемких предприятий, комплекса высоких технологий и т.д. Все эти меры не имели, однако, системного характера и не ставили целью формирование адекватной развитым рыночным отношениям и международным стандартам национальной инновационной системы Беларуси. В результате республика располагала лишь отдельными фрагментами национальной инновационной системы: научными и образовательными учреждениями, производственными и специализированными предприятиями инновационной инфраструктуры с различной степенью их инновационности и креативности. Мировая тенденция развития науки и технологий является, с одной стороны, фоном, на котором происходит научно-техническое развитие государства, с другой – динамичной экономической средой, в которую должна постепенно входить Беларусь на своем пути интеграции с мировой экономикой. Уровень развития передовых научных школ и высоких технологий в мире выступают главным ориентиром и критерием оценки и выбора направления инновационного развития. В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль должна принадлежать инновационной деятельности, инновациям, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики Для реализации этой стратегической политической установки республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная политика как современная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества. Проводимая в Республике Беларусь государственная политика научно-технического и социально-экономического развития необходима для обеспечения эффективного функционирования рынка технологий – это, во-первых. Во-вторых, - это один из способов реформирования научно-технической сферы, дающей возможность поднять страну на более высокую ступень экономического развития. Для этого в Беларуси имеются все необходимые организационные формы инновационной сферы: малые предприятия, инкубаторы, технопарки и соответствующая нормативно-правовая база, включающая более 20 нормативных актов. Осуществляемая в стране государственная политика позволяет решать проблемы: · повышение конкурентоспособности национальной промышленности на внешнем и внутреннем рынках; · рациональное использование факторов производства; · адаптация производства к структурным и циклическим кризисам; · развитие науки и образования; · охрана окружающей среды; · повышение благосостояния народа и др. Инновационная политика в стране разработана на основе действующих стратегических и тактических документов Президента, Правительства Республики Беларусь: Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006-2025 годы, Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы, других программных и прогнозных документов, предложений ГКНТ, НАН Беларуси, НИЭИ Минэкономики, министерств и ведомств республики. Основываясь на принятых документах, в Беларуси выработаны основные направления совершенствования государственной инновационной политики. Стратегическая цель – реализация государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая должна функционировать как целостный комплекс правовых, организационных, экономических, морально-психологических рычагов. Решение этой задачи требует объединения усилий всех участников инновационного процесса на ряде ключевых направлений, эффективность которых, в первую очередь, зависит от действующей инновационной политики государства. Для успешной практической реализации государственной инновационной политики Республики Беларусь необходимо: 1. Исполнять законодательные акты, обеспечивающие инновационную деятельность, особенно законы о налогах и об охране прав на объекты интеллектуальной собственности. Рассмотреть возможность адаптации ранее принятых законов в этом направлении. 2. Увеличить расходы на инновации. Увеличение расходов на этом направлении должно осуществляться за счет всех источников. В первую очередь – из внебюджетных. Бюджетные средства на проведение наиболее актуальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будут выделяться с учетом конкурсной оценки бизнес-плана инновационных проектов, на основе подтверждения конкретным предприятием-заказчиком достаточных объемов вкладываемых собственных средств и их увязке с обоснованными потребностями рынка. Объемы финансирования в соответствии с Государственной программой инновационного развития в Республике Беларусь на 2007-2010 годы показаны в таблице 1. 3. Большое внимание следует уделять развитию инновационной инфраструктуры. Это должно делаться как за счет бюджетных средств в рамках крупных государственных программ, так и путем направления средств инновационных фондов на мероприятия по научно-технологическому обеспечению действующих производств и отраслей народного хозяйства. На рисунке 2 изображена инновационная инфраструктура республики Беларусь в 2006 году, и как результат проводимой инновационной политики - на рисунке 3 - инновационная инфраструктура к 2010 году. В таблице 2 отражено развитие инновационного потенциала Республики Беларусь к 2010 году по регионам. 4. Необходимо добиваться резкого повышения инновационной активности действующих предприятий. Это направление включает в себя создание на предприятиях полноценных исследовательских подразделений, опытных производств и научно-производственных комплексов с установлением особого налогового режима и специальных условий их финансирования. Одновременно необходимо создавать или передавать научным учреждениям опытные производства и даже заводы для ускоренного освоения и выпуска совершенно новой продукции. В таблице 3 приведен перечень действующих производств, модернизируемых на основе внедрения новых и высоких технологий. В таблице 4 показан перечень новых производств, созданных на действующих предприятиях. 5. Особое внимание следует уделять решению вопросов повышения взаимной заинтересованности ученых и производственников в экономических результатах внедрения научных разработок в практику хозяйствования. Сегодня ученый не имеет средств на патентование и поддержку патента в силе. Он не в состоянии продать свои права на изобретение за их реальную рыночную цену. Даже получив доход, соответствующий эффективности своей разработки, около трети этой суммы он отдает на налоги. Следует заинтересовывать предприятия и организации заниматься вопросами изобретательской и рационализаторской деятельности. Сложное экономическое положение предприятий республики ведет к тому, что большинство изобретений остается невостребованным, что резко снижает как материальные, так и моральные стимулы для подачи заявок на получение патентов. В ряде случаев институты отказывались от подачи заявок на технические решения в патентные ведомства из-за отсутствия средств на уплату патентных пошлин. 6. Необходимо проводить дальнейшее совершенствование системы государственной организации и планирования инновационного цикла на основе программно-целевого подхода. Углубленного анализа требует существующая в Республике Беларусь система программ всех видов, в том числе в сфере науки и технологий. В частности, конкретизировать статус межвузовских программ фундаментальных исследований и рассмотреть возможность их включения в состав государственных программ фундаментальных исследований. Уже подведены первые итоги реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы(ГПИР). Полномасштабная, не имеющая аналогов в прошлом, программа инновационного развития страны охватила практически все отрасли народного хозяйства — от атомной энергетики до производства медицинского инструментария и стала фактически грандиозным народнохозяйственным планом развития Беларуси. Если 2007 г. был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов программы включились все 36 государственных заказчиков, включая республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. В рамках выполнения мероприятий введены в эксплуатацию свыше 400 производств, что составляет около 50% от намеченного, из них на проектную мощность выведены около 200. Работы выполнялись по 51 мероприятию, из которых полностью завершены 23. В течение 2008 г. введены в эксплуатацию 242 объекта, из них 41 предприятие и важнейшее производство, 87 новых производств, а также модернизировано 114 производств на действующих предприятиях, создано свыше 4000 новых рабочих мест. Это позволило к 2009 г. выполнить и перевыполнить основные макроэкономические целевые показатели в целом по стране. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,0% при плане 15,0%, доля сертифицированной продукции — 70,3% при плане 69%, создано свыше 1700 сертифицированных систем менеджмента качества при плане 1300. Объем внешней торговли высокотехнологичными товарами в 2008 г. возрос по сравнению с 2007 г. на 109,1 миллион долларов США (на 12,1%). Основные показатели инновационного развития Республики Беларусь показаны в таблице 5. Программа инновационного развития начала работать. Из вышеизложенного следует заключить, что совершенствование инновационной политики Республики Беларусь должно осуществляться с учетом социально-экономической ориентации страны: на основе активизации инвестиционной и инновационной деятельности, наращивания экспорта товаров и услуг, дальнейшего развития жилищного строительства и агропромышленного комплекса, системы образования, здравоохранения и т.п.
Заключение Таким образом, научно-технический процесс – это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования средств производства, форм и методов организации и управления инновационным предприятием. Он выступает как важнейшее средство решения социально-экономических задач, направленных на улучшение условий труда, охрану экологической среды, повышения благосостояния нации, обеспечение системы национальной безопасности и обороны. За последнее время инновационная картина мира изменилась радикальным образом. Наука глубоко проникла в тайны мироздания, открытия и изобретения вызвали к жизни новые высокие технологии, инновации охватили не только технические, но и все сферы жизни общества и человека. Прорывы в цифровых технологиях, генетике и молекулярной биологии раздвинули границы возможного применения технологии в целях человеческого развития. Современные технологические преобразования, тесно связанные с глобализацией, совместно формируют новую эру компьютерных сетей. Трансформации меняют характер создания технологии и прав собственности на них, а также пути доступа к технологиям и их применению. Во всем мире появляются центры развития новых технологий, в которых взаимодействуют НИИ, вновь созданные предприятия и источники капитала, объединенные сетью технологического развития. Этим революционным процессам предшествуют глубинные изменения в науке, ее методологии, появление новых моделей научного мышления в объяснения основ мироздания, общества, человека. На современном этапе содержание НТП проявляется в радикальном повышении роли и значения науки в жизни общества, превращении ее в непосредственную производительную силу; крупных изменениях в технике, принципиально новых технологических процессах, источниках энергии; комплексной автоматизации; развитии кибернетики, информационных технологий. Под воздействием научно-технического прогресса происходит совершенствование методов организации производства, труда и управления. Иными словами, наука становится не только непосредственным, но и ведущим фактором в системе общественных производительных сил. В качестве таковой наука приобретает способность определять темпы развития производства, характер его технических, организационных и структурных изменений, участвует в развитии всей системы производительных сил. То есть наука поднимается на новый уровень. А место и роль Беларуси в процессах глобализации и технологических прорывов имеют принципиальное значение для ее будущего в рамках интеграции в мировое сообщество.
Список использованной литературы: 1. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование - экономический бюллетень, НИЭИ Министерство экономики Республики Беларусь, № 9, 2002. 2. Вопросы экономики: экономический журнал, №5, 2007 / Л. И. Абалкин. - Минск: ГУ «БелИСА», 2007. – 157 с. 3. Государственное управление инновационной деятельностью / Мясникович В.М., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. - Минск, 2005. - 216 с. 4. Инновационная деятельность и научно-технологическое развитие: учебное пособие / Анищик Владимир Михайлович, А. В. Русецкий, Н. К. Толочко; под ред. Н.К. Толочко. - Минск: Издательский Центр БГУ, 2005. - 151 с. 5.Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / Рубашный Владимир Станиславович; [под науч. ред. М.М. Ковалева]. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 367 с. 6.Инновационные стратегии в государственном антикризисном регулировании экономики: учебно-методическое пособие / Мыцких, Наталия Петровна, В. А. Мыцких, М. А. Слонимская. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. - 247 с. 7. Наука и инновации: статистический сборник, №1-4, 7-8, 2003; - Минск: ГУ «БелИСА», 2003. – 169 с. 8. Наука и инновации: статистический сборник, № 1, 11, 2007; - Минск: ГУ «БелИСА», 2007. – 213 с. 9.Новости науки и технологий: статистический сборник, №3(12) 2009. - Минск: ГУ «БелИСА», 2009. - 201с. 10.Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития / Никитенко Петр Георгиевич; Национальная акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. - Минск: Белорусская наука, 2006. - 479 с. 11.Основы экономической теории / Муталимов М.Г. - Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, , 2002. - 464с. 12.Экономическая газета - Минск: Министерство экономики Республики Беларусь, 2009.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |