Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инновационная политика



2020-02-03 153 Обсуждений (0)
Инновационная политика 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

Глава 1.Сущность НТП и инновационной политики:

          1.1 НТП и его виды

          1.2 Инновационная политика

Глава 2. Инновационная политика, проводимая в мире:

2.1 Опыт высокоразвитых стран

2.2 Опыт России, Украины и стран СНГ

Глава 3. Особенности инновационной политики в РБ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 

 

Введение

Тематика научно-технического прогресса и инновационной политики очень актуальна в наше время, время ускоренного развития общества, его технического потенциала, именно поэтому я выбрала эту тему. В современном мире производство зависит не только от количества работников, но и от оборудования, с помощью которого осуществляется производство товаров, от его современности, от квалификации рабочих и многого другого. Очень важное место в нашем мире занимают инновации. Темпы инновационного развития нарастают с каждым днем, и мы не всегда успеваем уследить за «новинками» на рынках, но предприниматель, и в особенности государство, должны успевать за новшествами.

 Главная отличительная черта XX в – невиданное развитие науки и техники. С помощью развитой системы образования происходит становление и развитие экономики в современном мире. Появляются высококвалифицированные специалисты, которые способствуют развитию науки. Благодаря развитой науке происходит улучшение производства, совершенствование технического оборудования и, как следствие, - увеличение объемов производства и улучшение качества продукции. Это называется научно-техническим прогрессом. С его помощью такие страны, как США, Англия, Германия смогли стать лидерами по выпуску и экспорту продукции. Эти страны проводят инновационную политику, инвестируют наукоемкое производство, и, как результат, такое управление приводит к тому, что инновации окупаются и стимулируют рост и процветание экономики.

К сожалению, в Беларуси только недавно стали проводить инновационную политику, и она еще не успела принести свои плоды, но нельзя «замораживать» инновационные программы, так как именно инновационная политика выведет Беларусь на международный рынок товаров и услуг.

Поэтому, основная цель моей курсовой работы – на примере зарубежных стран, активно проводящих инновационную политику, показать плюсы такой политики и последствия ее проведения.

 

Глава 1. Сущность НТП и инновационной политики

1.1 Научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс (НТП) – это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования средств производства, форм и методов организации и управления предприятием. Он выступает как важнейшее средство решения социально-экономических задач, направленных на улучшение условий труда, охрану окружающей среды, повышения благосостояния нации, обеспечение системы национальной безопасности и обороны.

Научно-технический прогресс (НТП) - использование передовых достижений науки и техники, технологии в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.

Научно-технический прогресс включает:

· фундаментальные и прикладные исследования проблем естественного и общественного развития;

· доведение результатов исследований до научно-технических разработок, инженерных решений и практического применения;

· совершенствование технических средств, форм и методов организации производства, труда и управления;

· создание и применение технических средств для сохранения окружающей природной среды;

· техническое перевооружение не только материального производства, но и непроизводственной сферы и быта.

НТП проявляется во внедрении новых технологий, оборудования, росте квалификации рабочей силы, в интеграции науки и производства, более совершенном управлении производством.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах: эволюционной и революционной.

Эволюционная форма научно-технического прогресса – это постоянное совершенствование и распространение в производстве техники и технологических процессов в рамках действующих научно-технических принципов. Постепенное развитие средств труда, предметов труда и технологий производства, а также накопление базы данных для их конкретных преобразований означает, что происходит улучшение их технико-экономических и потребительских свойств. С эволюционной формой НТП связано создание новых систем или семейств машин, имеющих более высокий коэффициент полезного действия или более низкие эксплуатационные расходы, работающих на основании одного того же технического принципа. Примером эволюционного развития современной техники может служить совершенствование давно освоенной в производстве технологии обработки металла резанием (например, с помощью ножовки по металлу, резцов, газовой горелки, лазерного луча).

Постепенно возможности совершенствования средств труда, использование которых осуществляется на базе известного технического принципа, исчерпываются, т.е. происходит снижение соотношения результата и затрат, характеризующих эффективность производства. Такое совершенствование техники и технологии становится дорогостоящим и невыгодным как для производителя товаров, так и общества в целом. Другими словами, эволюционная форма НТП, на заключительном этапе своего развития, может привести к снижению величины валового национального продукта.

Перспективным направлением осуществления сдвига в экономике в сторону экономического роста, является использование революционной формы НТП.

Революционная форма научно-технического прогресса базируется на достижениях науки и техники. Она характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов, современных информационных технологий и т.д. При этой форме НТП происходит качественные изменения в материально-технической базе производства в относительно короткие сроки. НТП способствует быстрому развитию производства, определяющего техническое перевооружение национальной экономики.

Революционная форма научно-технического прогресса связана с таким понятием, как научно-техническая революция (НТР). НТР – качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства. Научно-техническая революция выступает как революционная форма НТП, которая означает переход к использованию качественно новых научных принципов в производстве. Такие перевороты происходили и происходят в течение всей истории человечества. Например, они начинались с использования силы ветра и пара, электричества, атомной энергии, генной инженерии и т.п. Технические перевороты готовятся развитием науки и техники, постепенным количественным накоплением новых технологических свойств в течение определенного периода развития как в данной, так и сопряженных отраслях. Поэтому прогресс науки и техники по существу безграничен, он включает периоды количественного накопления знаний и качественные сдвиги – переход к новой системе взглядов, к новой сумме представлений о тех или иных процессах в природе и обществе.

НТР изменяет и самого работника, так как предъявляет качественно новые и более высокие требования к его образованию, к профессиональным навыкам, отношению к труду и способности быстро переключиться на новые виды деятельности, творческому подходу к выполняемой работе. На основе НТР происходит перестройка всего технического базиса, форм и методов организации и управления производством.

Характерные черты НТР:

· универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности;

· чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление;

· повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов, рост наукоемкости производства;

· военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание революционных и эволюционных форм НТП. Примечательно, что за два—три десятилетия многие направления НТР из радикальных и передовых постепенно превратились в обычные эволюционные формы научно-технического прогресса.

Превращение науки в непосредственную производительную силу, начавшееся еще в последней трети века - начале ХIХ века, вступает в новую стадию с середины 50-х годов ХХ века. Этот период принято считать началом НТР. В это время наметилось резкое сокращение сроков реализации научных открытий. По данным американского ученого Ф. Линна, средний период освоения нововведений составлял с 1885 по 1919 год 37лет, с 1920 по 1944 – 24 года, с 1945 по 1964 – 14 лет. Тенденция к сокращению сроков внедрения сохраняется и в наши дни. Время, необходимое для освоения новой технологии сократилось в развитых странах до 2-3 месяцев; объем производства товаров увеличился на величину в несколько порядков, тогда как жизненный цикл изделий наполовину сократился. Это значит, что появилась фактическая конкуренция научных знаний и технического совершенствования производства, стало экономически более выгодно развивать производство на основе революционной формы ТНП, т.е. раньше техника и производство развивались, в основном, путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки.

 Новые крупные научные открытия и изобретения 70-80-х годов    ХХ века породили современный этап НТР, который входит в жизнь общества под названием технологической революции. Для него типичны несколько лидирующих приоритетных направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие и предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв. Технологическая революция означает широкое развитие «безмашинных технологий» когда решающее значение приобретают новые принципы изготовления и обработки продукции, без использования машин в привычном понимании. К числу таких технологий относятся плазменные, электронно-лучевые, радиационные, биологические и другие виды технологий. Использование высоких технологий обусловливает возрастающую экономичность производства конечной продукции, уменьшение затрат труда и средств производства в расчете на единицу продукции. При этом высвобождаются ресурсы для использования в тех сферах, развитие которых характеризует качество жизни людей.

Современный технический прогресс отличают высокие темпы и фундаментальный характер. Он снижает производственные затраты с невиданной ранее скоростью. Это относится, прежде всего, к информационно-коммуникационным технологиям, биотехнологии и зарождающейся нанотехнологии (реорганизация атомов для создания новых молекулярных структур). Так, к примеру, в 2001 году количество информации, отправленной по одному кабелю за секунду, превысило объем информации, отправленной через весь Интернет за один месяц 1997 года.

Характеристика современного этапа  научно-технического прогресса такова:

· происходит усиление технологической направленности НТП, ведь прогрессивные технологии - это основное звено НТП и по масштабам внедрения, и по результатам;

· осуществляется интенсификация НТП (рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, увеличение результативности мероприятий НТП и эффективности затрат на его осуществление);

· носит комплексный, системный характер - НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.

· происходит усиление ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.

· наблюдается увеличение социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условия работы, учебы, жизни;

· происходит экологизация НТП, то есть разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрение эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

Исторически сложилось так, что борьба нового со старым всегда драматична, остро конфликтна, порой трагична. Интересна история инженера Стеферсона, чей проект первой железной дороги между Ливерпулем и Манчестером в 1825 году вызвал волну возмущений и призывы к парламенту запретить строительство железной дороги раз и навсегда. Британское правительство назначило комиссию. В ее заключении было заявлено, что новшество неприемлемо, поскольку куры пугаются проходящих поездов и хуже несутся, коровы дают меньше молока, что пассажиры сходят с ума от невиданных скоростей. Понятно, конечно, что за всем этим стояли противники нововведения – как предприниматели по перевозке грузов, владельцы гостиниц вдоль дорог и почтовых линий, так и все участники транспортного бизнеса – от каретника до торговца лошадьми. Монополия на данный вид деятельности и изобретение, выбивающее из-под нее почву, обрекающее на уход со сцены – вечные стороны конфликта.

 Эффект от внедрения достижений научно-технического прогресса может быть следующих видов:

· экономическим (снижение себестоимости продукции, рост прибыли, рост производительности труда и так далее);

· политическим (обеспечение экономической независимости, укрепление обороноспособности);

· социальным (улучшение условий труда, повышение материального и культурного уровня граждан и так далее);

· экологическим (уменьшение загрязнения окружающей среды).

Но научно-технический прогресс протекает не всегда гладко, ему присущи противоречия:

во-первых, новейшие достижения человеческой мысли часто сочетаются с сохранением традиционных форм производства, основанных на применении ручного труда. В силу этого НТР не дает большого эффекта и развивается неравномерно;

во-вторых, сокращение занятых в ряде отраслей, необходимость переквалификации, перемены места жительства;

в-третьих, чрезмерная интенсификация, монотонность труда, что ведет к профессиональным заболеваниям;

в-четвертых, загрязнение окружающей среды;

в-пятых, использование научно-технических достижений в военных целях.

Таким образом, под влиянием научно-технического прогресса наука становится не только непосредственным, но и ведущим фактором в системе общественных производительных сил. В качестве таковой наука приобретает способность определять темпы развития производства, характер его технических, организационных и структурных изменений, участвует в развитии всей системы производительных сил.

 

Инновационная политика

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационной политики государства. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от момента зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

     В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями.

Инновации (нововведения) — это конечные результаты интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем становятся объектом для совершенствования.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера. Эти работы рассматривали вопросы конкуренции в корпорациях на основе инноваций, как главном факторе экономического развития, а также затрагивали вопросы значения роли инновационной деятельности.

Мировой опыт показывает, что государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, разрабатывают и эффективно применяют государственную инновационную политику.

 Инновационная политика государства – совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика государства может быть эффективной лишь при наличии следующих условий:

· технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;

· постоянный рост числа участников инновационных сетей, в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;

· институциональная система (деятельность хозяйствующих субъектов и отношения между ними), ориентированная на инновационное развитие;

· востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов, физических лиц, государством в целом;

· достаточный уровень экономического развития (объем валового внутреннего продукта (ВВП) и ВВП на душу населения), позволяющий обеспечивать необходимое финансирование инновационной системы.

Выполнение всех этих условий, наличие предпосылок, теоретическое осмысление проблем инновационного развития способствовали возникновению и развитию инновационной системы государства, без которой невозможно успешное и эффективное осуществление инновационной политики. Инновационная система государства - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и освоением научных знаний и технологий в пределах национальных границ, а именно, малых и крупных компаний, университетов, лабораторий, технопарков и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющие мощные национальные корни, культурные традиции, политические и культурные особенности.

На рисунке 1 представлена условная схема структуры инновационной системы государства как обобщение характерных черт моделей национальных инновационных систем разных стран.

Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие указанных элементов, показывает, что роль частного (предпринимательского) сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок в научных центрах крупных корпораций и малых наукоемких фирм и в рыночном освоении инноваций; роль государства – в содействии производству фундаментальных знаний (в университетах) и комплекса высоких технологий, а также в создании инфраструктуры и благоприятного климата для инновационной деятельности.

Государственная инновационная политика является составной частью государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в цепи событий цикла «наука-техника-производство».

Основными целями государственной инновационной политики государства являются:

· повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства экономических благ;

· обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки сбыта;

· замещение продукции на внутреннем рынке на отечественную и перевод на этой основе промышленного производства на стадию устойчивого экономического роста;

· расширение государственной поддержки инновационной деятельности; повышение эффективности использования государственных ресурсов;

· создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной среды.

Инновационная политика государства формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

· признание факта, что инновационная деятельность направлена на повышение эффективности общественного производства и конкурентоспособности наукоемкой продукции на различных ранках сбыта (международном, национальном, отраслевом, местном), жизненного уровня населения, национальной и экологической безопасности;

· концентрация государственных ресурсов на создание базисных нововведений с целью обеспечения структурных сдвигов в экономике;

· государственная охрана прав субъектов интеллектуальной собственности, в том числе промышленной;

· обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере.

Характерным свойством инновационной политики является широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов.

Общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д.

Основными приоритетными направлениями инновационной политики государства являются:

· работы по созданию базовых технологий для государства, регионов, отраслей, которые способны обеспечить сравнительные преимущества нововведения, экономическую независимость предприятий и страны в целом;

· работы по государственным научно-техническим программам, отраслевым и республиканским программам, требующим масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным инновационным предприятиям;

· работы, выполняемые по отдельным программам и проектам.

Таким образом, государственная инновационная политика должна быть направлена на активизацию инновационных процессов во всех сферах экономики, улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для эффективного использования научно-технического потенциала, рыночных механизмов стимулирования инновационной деятельности, развитие инновационной структуры, образование малых предприятий, обучение персонала научно- технической сферы деловым принципам коммерциализации новшеств.

Результатами осуществляемой инновационной политики считаются:

· качественно новый уровень ресурсосбережений, который призван обеспечить рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости продукции, достижение ее конкурентоспособности. Рациональное использование факторов производства направлено на коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли с целью экономии сырья и материалов, необходимых для создания и реализации новшеств, что в последующем приведет к росту рентабельности обрабатывающих отраслей;

· качественно новая социальная направленность научно-технического прогресса – это широкое использование экологически чистых и технико-безопасных технологий. Именно в этой области инновационной деятельности, как ни в какой другой, требуется постоянное организующее и руководящее присутствие государства, так как использование недостаточно хорошо проверенных новых инновационных технологий может оказывать пагубное воздействие на здоровье и жизнь человека. Сегодня в первую очередь ставится задача сохранения и умножения здоровья не только занятых в цепи событий цикла «наука-техника-производство», но и общества в целом;

· качественно новый уровень жизни населения может быть достигнут в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения. Благосостояние населения во многом зависит от преодоления технического и технологического разрывов (отставания) стран, осуществляющих инновационную политику.

Стратегия инновационной политики государства определяется проводимой макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, внутренних товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями.

В рамках общей модели инновационной политики формируются национальные особенности инновационной политики отдельного государства. Они проявляются в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении названных функций, роли крупного и мелкого бизнеса, в соотношении фундаментальных, прикладных исследований и разработок, в динамике развития, отраслевой и региональной структурах инновационной деятельности. Здесь сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, - тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке

В любом государстве инновации носят рисковый характер. По заключению американского специалиста Твисса, в области инноваций вероятность достижения коммерческого успеха достигается лишь в 10 % начатых проектов. Следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90 %, из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными вложениями ссудного процента на капитал в банке или получением дивиденда на акции. И поэтому такая отдача может при удачной реализации инновационного проекта оказаться сказочно большой, а при неудаче и вовсе отсутствовать. Более того, погибнет и вложенный капитал.

 Какие же побудительные мотивы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Мотивы эти для любой экономической системы (малая фирма, крупная корпорация, группа промышленных компаний; «объединения» промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние.

Внутренними мотивами, побуждающими к реализации инновационных проектов, являются: необходимость замены устаревшего оборудования, желание творческих работников реализовать свой творческий потенциал. Освоение новшества сегодня становится важнейшей возможностью завоевать место на рынке сбыта.

К внешним мотивам можно отнести проводимую государственную политику научно-технического и социально-экономического развития.

Известно, что в современных условиях экономический рост государства и благосостояния народа во многом зависят от эффективного использования научно-технического потенциала, действующей системы функционирования нововведений. Наличие научно-технического потенциала – это необходимое, однако не достаточное условие для успешного освоения достижений НТП в целях ускорения темпов экономического роста, продвижения товарной продукции на рынки сбыта, обеспечения ее конкурентоспособности и т.д. Важно добиться, чтобы научно-технический, производственный и кадровый потенциал использовался в нужном направлении и приносил максимальную отдачу при минимальных затратах.

 



2020-02-03 153 Обсуждений (0)
Инновационная политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инновационная политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)