Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути оптимизации денежного обращения в Российской Федерации



2020-02-03 188 Обсуждений (0)
Пути оптимизации денежного обращения в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Выявленные в работе недостатки в организации и структуре денежного обращения требуют принятия специальных мер по их преодолению. На наш взгляд, следует безотлагательно разработать специальную долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов в секторе национальной экономики. Главной задачей такой общефедеральной программы, должно стать ускоренное и сбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видов безналичных расчетов населения при одновременном снижении доли расчетов наличными деньгами, пользующихся сейчас наибольшим распространением. Без принятия на федеральном уровне указанной программы проблематично ликвидировать серьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системы денежного обращения. В свою очередь, данная федеральная программа должна быть подкреплена необходимыми экономическими, правовыми и организационно-техническими мероприятиями. Для этого необходимо подвести под розничные безналичные расчеты более прочную правовую базу, разработать и принять законы:

- о безналичных расчетах физических и юридических лиц;

- о финансовых компаниях (домах);

- об электронной торговле (коммерции) и сделках, совершаемых при помощи электронных средств (электронных сделках);

- о предоставлении финансовых услуг в электронной форме и электронных переводах денежных средств [41].

Такие законы, регулирующие безналичные расчеты физических лиц, давно действуют в развитых странах. Пока в России в этом направлении сделаны лишь первые шаги. В настоящее время приняты только Федеральный закон «О цифровой подписи» №1-ФЗ от 10 января 2002 года, но ввиду сложности технической реализации можно сказать, что и он ориентирован преимущественно на юридических лиц, а также Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях», однако указанный закон подробно не раскрывает легальных работающих механизмов накопления и обмена информацией между кредитными бюро. В законе не прописано, как именно бюро кредитных историй должны сотрудничать и обмениваться информацией между собой. Поэтому единое информационное пространство, которое и является залогом эффективности функционирования созданной системы, не сложилось [54].

Наряду с вышеизложенным, целесообразно включить в действующий Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» юридическую норму, предусматривающую наделение Банка России правом устанавливать предельный размер одного платежа наличными деньгами, осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями без образования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами за приобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-технического и потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяет размер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов между юридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег [41].

Целесообразно также закрепить в законе в качестве одной из задач Центрального банка снижение доли наличного обращения и стимулирование развития системы безналичных расчетов.

Для развития безналичных платежей в сфере личного потребления необходимо:

- совершенствование нормативной базы, регламентирующей операции по выпуску и обращению электронных средств платежа;

- развитие инфраструктуры для совершенствования операций с использованием платежных карт (расширение сети приема платежных карт), оборудование предприятий розничной торговли электронными терминалами и им принтерами для оплаты товаров и услуг посредством платежных карт;

- обеспечение электронных платежей системами безопасности и защиты данных клиентов (поскольку во всем мире участились случаи взлома банковских информсистем, факты мошенничества, кражи данных держателей карт);

- финансовое образование населения, ознакомление клиентов банков с новыми банковскими продуктами;

- решение вопроса о том, кто будет нести затраты на продвижение безналичных платежей в тех местах, где объем операций незначителен и не дает сравнительно быстрой окупаемости понесенных затрат [41].

Несмотря на достаточно высокие темпы прироста количества банковских карт и объема операций, совершаемых с использованием платежных карт (в 2007 г. они составили 38 и 47% соответственно), доля наличных расчетов по оплате товаров и услуг в общем объеме совершаемых операций с использованием платежных карт юридическими и физическими лицами составила лишь 10% (в том числе 7% – физическими лицами), остальные 90% – операции по снятию наличных денег. Таким образом, к сожалению, в России до сих пор использование банковских карт способствует в основном автоматизации процесса выдачи зарплаты, а не развитию безналичной оплаты товаров и услуг.

По экспертной оценке, при сохранении текущих тенденций развития экономики, сформировавшихся в последние годы, количество наличных денег в обращении к 2015 г. может увеличиться по сравнению с 2007 г. примерно в 3 раза. Оснований для изменения этих тенденций пока не наблюдается [54].

В качестве начальной меры по стимулированию развития безналичного обращения целесообразно шире использовать практику безналичных расчетов населения с применением специальных расчетных чеков, которые во многом схожи с расчетными и кроссированными чеками, получившими очень широкое распространение за рубежом [40].

Для успешной реализации такого проекта необходимо обеспечить экономическую привлекательность данных чеков как платежного инструмента на рынке. Для обеспечения привлекательности, в частности, может быть использовано частичное или полное освобождение от налога на добавленную стоимость, если покупки осуществляются при помощи указанного вида чеков.

Введение в оборот банковских расчетных чеков позволит сократить как количество бумажных рублей и металлической монеты в наличном обращении, так и расходы по инкассации и затраты Центрального банка на обслуживание денежного обращения. Использование расчетных чеков в обороте торговой сети позволит сократить потребность в наличности и создаст условия для ослабления влияния криминальных структур в сфере налично-денежного обращения [40].

Клиентская кредитовая чековая система подразумевает вовлечение Центрального Банка в качестве главного элемента инвестиционного процесса. Центральный банк служит ключевым звеном функционирования системы чековых расчетов. При зачислении чеков на счет, коммерческий банк автоматически кредитуется Центробанком на сумму полученного чека на срок обработки, сортировки и предъявления этого чека к оплате в банк, выдавший чек (в банк плательщик по данному чеку). После оплаты чека ЦБ возвращает себе выданную сумму кредита из банка, оплатившего чек.

Данный кредитный механизм запускает процесс безналичной денежно-кредитной мультипликации. В результате чего количество денег в экономике увеличивается не за счет их эмиссии центральным банком в наличной форме [40].

Таким образом, введение и стимулирование чекового обращения может стать важным шагом на пути формирования системы безналичных расчетов. Необходимость этого обусловлена потребностями сокращения теневого сектора экономики и источников финансирования международного терроризма и наркобизнеса, что в целом позволит более эффективно обеспечивать экономическую безопасность государства.

Еще одним направлением стимулирования развития безналичного денежного обращения должно стать формирование единой государственной платежной системы, которая была бы доступна и удобна для населения.

Однако при реализации систем с использованием пластиковых карт основные затраты приходятся на создание инфраструктуры системы, включающей банкоматы, инфокиоски, абонентские терминалы и др. Поэтому устранить несовместимость существующих региональных расчетных систем модернизации инфраструктуры под различные стандарты и интерфейсы карт, имеющихся в регионах, практически невозможно. Наилучший выход из этого положения - создание унифицированной социальной карты, позволяющей работать с уже существующей в регионах инфраструктурой (возможно, с некоторой модернизацией программного обеспечения оборудования). В настоящее время имеется возможность создания интегрированной системы социальных карт для всех регионов после объявления решения Сберегательного банка РФ в конце 2005 года о преобразовании платежной системы СБЕРКАРТ, имеющей широкую инфраструктуру во всех регионах России, в Российскую Платежную Систему, открытую для всех российских банков. Дальнейшие события, выразившиеся в намерениях более 70 российских банков присоединения к РПС СБЕРКАРТ, создают предпосылки для реализации на единой технологической платформе региональных систем социальных карт. Использование унифицированных карт, имеющих как единое платежное, так и единые социальные приложения (социальный пакет, медицинское, идентификационное, транспортное и др.), основанные на единых унифицированных решениях, позволит преодолеть существующую разнородность региональных систем социальных карт, обеспечить интеграцию региональных систем в единую для всей страны систему [49].

Следующим мероприятием может стать централизация обработки денежной наличности с целью сокращения операционных расходов. Рост себестоимости обработки наличных денег, повышение заработной платы, стоимости технических средств, расходных материалов, затрат, связанных с обеспечением безопасности при хранении и перевозках вызывают необходимость автоматизации процесса пересчета денег, проверки их подлинности, сокращения доли ручного труда, создания крупных кассовых центров. Сокращение затрат, связанных с обработкой наличных денег, является важнейшей задачей всех центральных банков мира, а также кредитных организаций [43].

Многие центральные банки (Австралия, Великобритания, Швеция, Канада, ЮАР, Бразилия) разрабатывают специальные схемы организации наличного денежного обращения, в которых в той или иной степени предусмотрено делегирование ряда «второстепенных» функций по обработке наличных денег коммерческим структурам – банкам, крупным инкассаторским компаниям, либо специально созданным коммерческим структурам, занимающимся обработкой денежной наличности в интересах центральных банков. Центральный банк оставляет за собой только контроль за производством, выпуском, определением подлинности денежных знаков и их уничтожением [43].

Повышение качества и защитных свойств банкнот и монеты. В настоящее время основное внимание центральных банков и производителей денежных знаков сосредоточено на:

- дальнейшем улучшении потребительских свойств банкнот путем совершенствования как бумажных, так и полимерных видов подложек на основе заимствования лучших качеств тех и других;

- совершенствовании и разработке новых «публичных» (для населения) признаков банкнот с использованием специального дизайна, специальных красок, технологических процессов (перфорации изображения);

- снижении стоимости изготовления монет;

- разработке новых защитных признаков монет путем совершенствования способов их чеканки.

Основное внимание центральных банков сосредоточено на разработке оптимальных вариантов банкнотно-монетных рядов, определении границ между номиналами, представленными монетой и банкнотами, эффективности использования монеты низких номиналов.

В этих целях проводятся различные исследования, в том числе социологические, использования различных номиналов денежных знаков в платежном обороте (Нидерланды, Австрия).

Банк России в настоящее время оценивает действующую (традиционную) модель организации наличного денежного обращения и, изучая мировой опыт, работает над созданием оптимальной модели управления наличным денежным обращением [51].

Кредитные организации, как правило, подкрепляют друг друга денежной наличностью. Развитием этого направления может стать создание межбанковских кассовых центров, которые организуют сами кредитные организации, кооперируясь между собой. Часть запаса наличных денег кредитных организаций может в перспективе депонироваться на счетах Центрального банка с возможностью подконтрольного подкрепления ими своих операционных касс.

К преимуществам такого подхода относятся:

- отсутствие необходимости регулярной перевозки наличных денег для подкрепления касс кредитных организаций (особенно в условиях затруднений в транспортном сообщении);

- снижение объемов денежной наличности, хранимых в учреждениях эмиссионного банка;

- возможность контроля эмиссионным банком качества сортировки банкнот в кредитных организациях.

Такой подход к решению проблемы хорошо себя зарекомендовал в ряде государств (Канада, Бразилия, Польша и др.) [50].

Во многих странах центральные банки осуществляют кассовое обслуживание кредитных организаций на возмездной основе. Существуют варианты взимания платы с кредитных организаций за кассовое обслуживание их внутренних структурных подразделений в учреждениях центральных банков [48].

Имеет место платная подготовка учреждениями центральных банков денежной наличности по заявкам кредитных организаций в разрезе их филиалов и внутренних структурных подразделений, применяются меры к кредитным организациям, получающим и сдающим в учреждения центральных банков банкноты одного номинала в течение одной рабочей недели [50].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате выполнения дипломной работы были выполнены все поставленные задачи и достигнута главная цель дипломной работы.

Изучение теории денежного обращения позволило сделать выводы о том, что:

- деньги - это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;

- деньги - это товар по происхождению, стихийно выделившийся в процессе исторического развития из товарного производства и обмена;

- деньги - это скрытая внешняя форма проявления до их обмена на рынке;

- функционирование денег в качестве средства обращения способствует развитию товарного обмена;

- деньги выполняют следующие функции: мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство образования сокровищ; мировые деньги.

- денежная система каждой страны имеет особенности, сложившиеся в процессе исторического и экономического развития страны;

- организацией денежного обращения в стране возлагается на Центральный Банк страны. В Российской Федерации эту функцию выполняет Банк России;

- регулирование денежного обращения в стране проводится при помощи денежно-кредитной политики государства.

Во второй главе работы была изучена организация денежного обращения в Российской Федерации. По результатам исследования был сделан вывод о том, что, несмотря на положительную динамику некоторых денежных агрегатов, на денежное обращение в Российской Федерации оказал влияние мировой финансовый кризис.

Принятая денежная программа способна улучшить положение при условии соблюдения нормативных актов и законов, подкрепляющих эту программу.

Изучение платежной системы в Российской Федерации показало, что платежная система России находится в постоянном развитии и совершенствовании, но все же пока не соответствует мировым зарубежным стандартам.

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

- объем предложения денег в наличной и безналичной формах;

- объем спроса;

- цена кредита.

Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процессе интеграции.

В третьей главе работы были подняты проблемы регулирования денежного обращения в Российской Федерации, было отмечено влияние не только экономических, но и политических факторов, связанных с развитием коррупции и как следствие развитие теневой экономики, способствующей разбалансированности денежного оборота. Отмечено, что теневая экономика быстро приспосабливается к законодательным и нормативным актам в области денежного обращения, борьба с ее влиянием возможна при помощи дальнейшего развития безналичного оборота.

При использовании безналичных денег процесс сокрытия теневых доходов от налогообложения, и приобретения в собственность незаконно продаваемых активов становится весьма затруднительным.

Для развития безналичных платежей в сфере личного потребления необходимо:

- совершенствование нормативной базы, регламентирующей операции по выпуску и обращению электронных средств платежа;

- развитие инфраструктуры для совершенствования операций с использованием платежных карт (расширение сети приема платежных карт), оборудование предприятий розничной торговли электронными терминалами и им принтерами для оплаты товаров и услуг посредством платежных карт;

- обеспечение электронных платежей системами безопасности и защиты данных клиентов (поскольку во всем мире участились случаи взлома банковских информсистем, факты мошенничества, кражи данных держателей карт);

- финансовое образование населения, ознакомление клиентов банков с новыми банковскими продуктами;

- решение вопроса о том, кто будет нести затраты на продвижение безналичных платежей в тех местах, где объем операций незначителен и не дает сравнительно быстрой окупаемости понесенных затрат.

Введение в оборот банковских расчетных чеков позволит сократить как количество бумажных рублей и металлической монеты в наличном обращении, так и расходы по инкассации и затраты Центрального банка на обслуживание денежного обращения.

В сфере наличного денежного обращения необходимо стремиться к совершенствованию защиты денежных знаков.

В настоящее время основное внимание центральных банков и производителей денежных знаков сосредоточено на:

- дальнейшем улучшении потребительских свойств банкнот путем совершенствования как бумажных, так и полимерных видов подложек на основе заимствования лучших качеств тех и других;

- совершенствованию и разработке новых «публичных» (для населения) признаков банкнот с использованием специального дизайна, специальных красок, технологических процессов (перфорации изображения);

- снижению стоимости изготовления монет;

- разработке новых защитных признаков монет путем совершенствования способов их чеканки.

Также необходимо проводить социологические исследования в области формирования банкнотно-монетного ряда для его оптимизации и снижения затрат на выпуск монет и банкнот.

В заключение необходимо отметить, что обоснование и регламентация конечной генеральной цели регулирования денежного оборота являются исходным и ключевым этапом модернизации системы денежного обращения.

 



2020-02-03 188 Обсуждений (0)
Пути оптимизации денежного обращения в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути оптимизации денежного обращения в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)