Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии



2020-02-03 827 Обсуждений (0)
Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 1. Проблема социальных представлений в психологии.

Понятие «социальные представления».

 

В настоящее время интерес к изучению социальных представлений очень высок. Изучение понятия «социальные представления» стоит начать с рассмотрения понятия «представления». Данное понятие часто встречается в рамках общей психологии. Рассмотрим некоторые из определений.

Представления - это «наглядный образ предмета или яв­ления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представление памяти  и представление воображения, являющиеся переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению».[18]

Представления есть «образы предметов или яв­лений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не вос­принимаются». [11]

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского представления определяются как «образы предметов, сцен и событий, воз­никающие на основе их припоми­нания или же продуктивного вооб­ражения, которые могут носить обобщенный ха­рактер». [19]

То есть в рамках общей психологии представления определяются как некоторый образ, существующий в сознании человека, основанный на прошлом опыте и, который при необходимости может быть воспроизведен. Другими словами, «представление» есть некоторая ступень при  переходе от восприятия к мышлению.

В социальной психологии понятие «представление» имеют социальный контекст. Они выступают скорее в виде осмысленных знаний, являясь в современном обществе эквивалентом тому, что в тра­диционных обществах рассматривается как мифы и верования. [4]

  Авторы, занимающиеся исследованием социальных представлений, приводят другие  примеры определения данного феномена:

 Дюркгейм, под социальными представлениями, понимает «особую форму коллективного знания, усваиваемую отдельными индивидами». (П.Я)

Согласно С. Московичи, социальные представления - это «способы интерпретации и осмысления повседневной реальности; определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп»

По Д. Жодле, социальное представление – это «специфическая форма знаний здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены» [27, с.41].

 В более широком плане социальные представления, как отмечает П.Н. Шихерев,   можно понимать «как свойства обыденного практического мышления,направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения».

По мнению Г.М. Андреевой, социальное представление выступает как «фактор, конструирующий реальность не только для отдельного индивида, но и для целой группы».

Таким образом, социальные представления, являясь особой формой познания, отражают представления (образы) не отдельного индивида, а некоторой социальной общности, группы.

 

Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии

 

Внимание исследователей сосредоточенно на проблемах представлений, связанных с различными аспектами действительности. Однако, прежде чем углубляться в современные исследования, необходимо рассмотреть понятие социальных представлений в историческом контексте.

В настоящее время в зарубежной психологии можно выделить в качестве основного подхода к пониманию социальных представлений подход С. Московичи.

Непосредственным идейным источником современной концепции социальных представлений является теория «коллективных представлений» [2, с. 39] французской социологической школы и, прежде всего Э. Дюркгейма, а также работы Л. Леви-Брюля. Рассмотрим основные положения данных теорий.

Э. Дюркгейм был первым, кто заговорил о коллективных представлениях. По его мнению, общество – это система связей индивидов. Главным объектом этой системы являются социальные факты или продукты социального взаимодействия. Социальные факты также выступают в качестве регуляторов социального взаимодействия, принуждающих индивида к определенному поведению и независящих от индивидуального выбора. К социальным фактам Дюркгейм относит нормы, стандарты поведения и оценки. Центральное место среди них занимают коллективные представления. Социальные факты и есть коллективные представления. Основной функцией коллективных представлений, по мнению Дюркгейма, является осуществление единообразия поведения и умственной деятельности всех членов некоторой группы, эти представления обязательны и обладают определенной мотивирующей силой.

Изучением коллективных представлений также занимался Л. Леви-Брюль. Его исследования показали, что разнообразие представлений в большей степени зависит от типа общества, чем от сферы жизнедеятельности. Также Леви-Брюль считал, что с помощью анализа коллективных представлений, можно дифференцировать первобытное и цивилизованное мышление.[2] Так коллективные представления «примитивного» общества – это представления, погруженные в эмоциональную среду, мистические, очень тесно связанные с памятью (мир внутренних и прошлых образов преобладает над миром внешних и непосредственных), следующий логики сопричастия. Коллективные представления «цивилизованного» общества - это представления, которые основаны, на прагматичных знаниях, которые дают простор речи, опыту и даже критики индивидов. [20]

Кроме того, Леви-Брюль выделил характеристики, свойственные социальным представлениям. К таким характеристикам он относит:

1. Холистичность, то есть любое убеждение предполагает наличие огромного количества других, вместе с которыми она образует представление.

2. Они являются духовными мыслительными конструкциями, которые соотносятся с коллективными эмоциями, сопровождающие их  или порождаемые ими.

3. Они содержат общие убеждения и идеи, относимые к практике, к реальности, не являющиеся детальными.

4. Они обладают одинаковой значимостью. Каждое оригинально и существенно по отношению к другим. [20]

Основываясь на идеях этих авторов, С. Московичи разработал свою концепцию социальных представлений.

По мнению С. Московичи высказывания, мнения и оценки социальных явлений по-разному организованы в разных культурах, классах, группах. Следовательно, эти категории должны рассматриваться как характеристики целых групп, а не их отдельных членов, т.к. они образуют системы, которые обладают особым языком и определяются условиями социальной жизни. Таким образом, каждое общество в рамках своей жизнедеятельности создает собственную теорию, затрагивающую различные характеристики обыденного сознания. Исходя из этого, можно выделить представления, социальные по своей природе. Согласно Московичи социальные представления – это общественно обыденное сознание, в котором сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, взгляды, знания и сама наука, которые раскрывают и в какой-то мере составляют социальную реальность [8,с280]. Важным является социальное происхождение таких представлений, убежденность в их справедливости и их принудительный характер для индивида. Однако наука не вытесняет эти обыденные убеждения. Наоборот, здравый смысл и научные представления в какой-то мере взаимно переходят друг в друга. Социальные представления - это некоторая универсальная форма обыденного познания, которая сочетает в себе когнитивный и аффективный компоненты знаний, позволяющих человеку устанавливать свою позицию по отношению к себе и к действительности [27].

В теории социальных представлений говорится о двух их принципиальных свойствах: они являются групповым феноменом и имеют сложную структуру.

 Социальные представления возникают и распространяются в ходе повседневного общения по каналам межличностной и массовой коммуникации.  Они имеют очень сложную структуру, элементы которой различаются по степени центральности – важности каждого элемента для системы социальных представлений в целом. Центральные элементы данной системы отвечают за ее стабильность и образуют ее ядро. Московичи выделяет три измерения социального представления: 

1. информация (сумма знаний об объекте);

2. поле представления (включает все разнообразие его содержания, все его свойства, организованные в иерархическую систему);

3. определенная установка, определяющая действия и высказывания относительно объекта представления.

Процесс формирования социальных представлений включает в себя не только непосредственное отражение действительности, но он связан, прежде всего, с закономерностями общественного развития и предопределяет общую направленность социальной и культурной жизни группы, порождающей эти представления. Таким образом, механизм формирования социальных представлений включает в себя следующие этапы:

1. «зацепление» - сначала всякую новую идею нужно как-то «зацепить», зафиксировать в ней что-то такое, что позволит её вписать в ранее существующую рамку понятий;

2. объективация – попытка превратить новый известный образ в более конкретный и видимый. Этот этап имеет две основные формы: персонализация (то есть попытка новый образ привязать понятие к какой-нибудь личности) и фигурация (попытка призвать к некоторой формуле);

3. натурализация – принятие полученного «знания» как некоторой объективной реакции.

Социальные представления выполняют определенные социальные функции, например, функцию инструмента познания, с помощью которого индивид описывает, классифицирует, объясняет события. Также, социальные представления выступают в качестве способа опосредования поведения, которое способствует направлению коммуникации в группе, обозначению ценностей, регулирующих поведение. Еще одной функцией социальных представлений является функция адаптации идей и фактов к уже сформированной схеме. Таким образом, любые понятия, входящие в состав социального представления, подвергаются «схематичной визуализации», и затем они включаются в своеобразную «идентификационную матрицу» [8, с281]. В дальнейшем на основе этой матрицы идентифицируются и упорядочиваются новые знания.

Так как социальные представления являются групповым феноменом, а их возникновение и распространение происходит в ходе повседневного общения по каналам межличностной и массовой коммуникации, можно говорить о связи групп и социальных представлений, о их взаимовлиянии друг на друга.

По мнению Московичи, группа фиксирует определённые аспекты воспринимаемого явления (и при этом явление зафиксировано не только индивидуальным сознанием, а именно предписано группой). Группа влияет, также, на принятие – отвержение той или иной информации, устанавливая уровни доверия к источникам информации, а также определения санкции несогласным и меру допустимой толерантности к ним. Кроме того, группа  оказывает влияние на частоту использования социального представления, а именно на частоту употребления в коммуникации того или иного представления, что является индикатором значимости данного представления в групповой жизни.

В свою очередь социальные представления тоже оказывают влияние на группу. С их помощью группа может варьировать способы манипуляции фактами общественной жизни или их интерпретации так, чтобы это было в пользу интересов группы при сравнении этих интересов с интересами других групп. Кроме того, социальные представления способствуют формированию социальной идентичности, то есть выработки своего собственного «группового» самосознания, восприятия себя как элемента системы, имеющей общее мировоззрение, общий взгляд на мир. [1]

По мнению Московичи социальные представления предназначены в основном для того, чтобы сделать коммуникацию в группе относительно непроблематичной и снизить «неопределенность» (двусмысленность понятий) через некоторую степень согласия между ее членами [21,с10]. Социальные представления не могут быть получены путем изучения некоторого убеждения или явного знания либо установлены путем особого размышления. Социальные представления скорее формируются через взаимные влияния, по ходу которых люди обязывают себя к особым символическим моделям, образам и разделяемым ценностям. Делая это, люди и приобретают некий общий репертуар интерпретаций, правил, процедур, которые могут применять в повседневной жизни, и доступные всем речевые выражения. В рамках концепции социальных представлений сложи­лись несколько различных направления ана­лиза социальных представлений:

1) На уровне индивидуальной кар­тины мира социальное представ­ление рассматривается как фено­мен, разрешающий напряженность между привычным и новым содер­жанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам пред­ставлений с помощью так назы­ваемых «моделей закрепления» и превращающий необычное в баналь­ность.

 2) На уровне малой группысоциальное, представление высту­пает как феномен рефлексивной активности во внутри-групповом взаимодействии.

3) В плане меж­групповых отношений, исходя из посылок, близких положениям тео­рии социальной категоризации Г. Тешфела, социальное представ­ление понимается как элемент реф­лексивных отношений между груп­пами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факто­рами, с другой частно ситуативными особенностями взаимодейст­вия.

4) На уровне больших соци­альных групп создан подход к изу­чению элементов обыденного созна­ния. Изучены системы представлений о психоанализе (С. Московичи), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж-Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и др. [19]

Именно концепция социальных представлений С. Московичи способствовала появлению и распространению новых исследований представлений. Во многом отечественная теория социальных представлений опиралась на концепцию Московичи (Т.П. Емельянова, А.И. Донцов, К.И. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева и др.).

Мы более подробно остановимся на подходе К. А. Абульхановой-Славской, так как этот подход является основным в понимании социальных представлений в отечественной психологии.

К.А. Абульханова-Славская в своей концепции о социальном мышлении личности, соединяет социально-психологические и личностные подходы. Согласно её взглядам социальные представления следует рассматривать как механизм сознания личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской социальное мышление личности выступает в качестве функционального способа сознания личности. Сознание, в свою очередь, есть постоянно возобновляющийся процесс осознания мира, других людей, себя, т.е. активное мышление, связанное с проблемами социальной действительности. Именно в состав социального мышления входят и социальные представления наряду с другими процедурами мышления.

Таким образом, чтобы более глубоко понять, что К.А. Абульханова-Славская понимает под социальными представлениями необходимо более подробно разобрать, что такое социальное мышление.

Социальное мышление понимается как обобщение личностью того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных социальных условиях. Речь идет о том, насколько субъект «пользуется» своим мышлением, «загружает» его, о регулярности интеллектуальных занятий.

Социальное мышление личности рассматривается как психический, личностный продукт, функциональный «орган» ее жизни в данном обществе. [2]

Предметом мышления личности является вся социальная действительность в совокупности феноменологических и сущностных характеристик (социальных процессов, событий, ситуаций, отношений и поведения людей, их личностей), а также ее собственная жизнь. Мышление личности выражает ее отношение к социальной действительности в целом, а также к конкретным формам этой действительности, на которые последняя структурируется в данном обществе в данную эпоху: моральным, правовым, политическим и главное - собственно ценностным (духовным, культурным).

С помощью социального мышления личность вырабатывает систему взгля­дов на действительность, осуществляет определенную теоретизацию способа жизни в своей концепции жизни и в своем внутреннем мире.

Специфика индивидуального сознания и социального мыш­ления, может быть раскрыта только через изучение способа его функционирования, связанного с реальными жизненными отношениями личности, - и теми, которые от нее зависят, и теми, которые складываются и детерминируют ее сознание независимо от нее. Все понятийные, рациональные и обыденные, житейские формы и механизмы сознания, присущие ему операции образуют специфическую функциональную систему, когда личность становится мыслящим субъектом. Основная функция сознания и мышления личности заключается в определении ее соотношения с действительностью и собственного способа жизни. Тогда одни операции, механизмы, стереотипы, присущие ее общественному сознанию, становятся тормозом, другие -  продуктивным условием определения, осмысления этого отношения. Функция социального мышления состоит как в обобщении, так и в конкретизации, дифференциации, интеграции множества изменчивых и вместе с тем принципиально существенных для данной личности отношений и взаимоотношений.

Пос­редством социального мышления сознание личности придает определенность неопределенным отношениям, вноситопределенность в то, что является противоречивым, многогранным. При этом оно само «пользуется» любыми интеллектуально-духовными формами и способами: в одних случаях рациональ­ными, понятийными, в других — иррациональными, интуитивными, в одних — коллективными, в других — индивидуальными.

Переход общественного сознания, традиционно выделявшегося в самосто­ятельный уровень, к индивидуальному происходитименно в сознании личности, которая  должна абстрагироваться от стереотипов первого, чтобы достичь конструктивности второго.

Образующими социального мышления являются совокупность процедур и социальные представления. К процедурам социального мышления относятся следующие:

1. Проблематизация. С помощью этой процедуры разрешаются противоречия между личностью и действительностью в целом, личностью и другими в частности.

2. Интерпретация. Отнесения нечто к субъекту переживания, понимания.

3. Репрезентация. Факт индивидуального сознания, психосоциальное явление, включающее в себя единство когнитивного и эмоционального.

4. Категоризация. Это познавательная процедура теоретического определения объективной действительности, а так же процедура соотношения «мы» - «они» фактически означает субъект-объектную оппозицию (АС кн)

Так как социальные представления являются составляющими социального мышления, то можно сделать заключение, что социальные представления относятся к формам индивидуального познания. По А.К. Социальные представления – это составляющие индивидуального сознания личности, в котором уже связаны представления о других и себе. [2]

 



2020-02-03 827 Обсуждений (0)
Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (827)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)