Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рабочая концепция исследования



2020-02-03 284 Обсуждений (0)
Рабочая концепция исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Достижение успеха – важнейшая составляющая жизненных целей большинства людей. При этом каждый человек имеет свое собственное видение реализации этих целей, свои представления о том, что для него является успехом. 

Специфика данной проблемы заключается в ее достаточно малой изученности. Кроме того, имеющиеся данные посвящены, прежде всего, изучению профессиональной сферы и достижению успеха в ней. В связи с этим при разработке рабочей концепции исследования мы будем придерживаться следующих теоретических положений:

 Согласно С. Московичи, социальные представления - это способы понимания, осмысления, интерпретации объектов и явлений действительности, это некоторая форма познания, которая предполагает когнитивную активность со стороны индивидов и групп[14]. По мнению данного автора, любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, могут выступать в качестве социальных представлений. Социальные представления являются универсальным механизмом социального познания и одновременно механизмами индивидуального и общественного познания. Социальные представления выражают мнение человека как члена группы, класса, культуры. Так как в своей работе мы затронули гендерный аспект, то социальные представления, в нашем случае, будут отражением мнения человека как представителя одного из полов.

Согласно Лабунской В.А., успех - это некоторый положительный результат «деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества», определенная форма «самореализации» человека, которая «обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества» в виде «признания и одобрения» [13, с. 324].

Теоретический анализ литературы показал, что в обществе существуют образы мужчин и женщин, т. е. четко определены присущие гендеру специфические черты характера, особенности протекания психических процессов, положение, роль и статус гендера в обществе. Особенности формирования социально-психологической ориентации на успех у мужчин и женщин связаны, прежде всего, с формированием социальных стереотипов маскулинности и феминности и с процессом становления половой идентичности личности. Современное общество накладывает довольно жесткие ограничения относительно мужской и женской роли. Для мужчин ограничения накладываются в рамках межличностных отношений, что связано с нормами твердости, статуса и антиженственности. Успешность мужчин в сфере семейной жизни менее значима, чем успех в карьере. Для женщин, ограничения связаны с явлением «стеклянного потолка» и страхом успеха. Успешность женщины в семейной сфере имеет большую ценность, чем успех в карьере.

  В связи с этим целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей социальных представлений об успешном человеке.

Основные задачи:

1. Изучить содержание представлений мужчин и женщин об успешном человеке;

2. Выделить факторы, описывающие содержание представлений мужчин и женщин об успешном человеке;

3. Изучить особенности представлений мужчин и женщин об успешном человеке через описание поступков;

4. Изучить содержание представлений мужчин и женщин об успешной женщине и о трудностях достижения успеха женщиной;

5. Определить особенности содержания представлений мужчин и женщин об успешном мужчине и о причинах большей легкости достижения успеха мужчиной.

  Объектом нашего исследования являются социальные представления.

  Предметом нашего исследования являются гендерные особенности представлений об успехе.

   Теоретическая гипотеза нашего исследования – гендерные особенности представлений об успехе связаны со стереотипами «маскулинности» и «феминности».

  Эмпирические гипотезы:

1. В представлениях об успешном человеке у мужчин и женщин будут обнаружены специфические характеристики, обусловленные гендерными особенностями;

2. Содержание представлений об успешной женщине и успешном мужчине связаны с существующими в обществе гендерными стереотипами.

  Описание выборки. Общая численность выборки исследования составляет 60 человек в возрасте 20-25 лет, имеющих различный социальный статус, уровень образования и профессиональную принадлежность. Данный возраст относится к периоду ранней взрослости по классификации Э.Эриксона. На выбор данного возрастного периода повлияло знание о том, что эти годы связаны с профессиональным становлением, вхождением в трудовую деятельность, а также с налаживанием близких, интимных связей с другими людьми, то есть данный период является периодом достижения. На данном этапе становления личности происходит выбор стратегии жизненного пути, который непосредственно связан с представлениями о достижении успеха.

Выборка была разделена на две группы, по половому признаку. Первая группа состояла из 30 женщин в возрасте 20-25 лет, не состоящих в браке и не имеющих детей. Из них 14 являются студентами, 6 – служащими, 6 – работающими студентами. Незаконченное высшее образование имеют 19 женщин, высшее – 3, средне-специальное -5, незаконченное высшее и средне-специальное – 1. Вторая группа включала в себя 30 мужчин в возрасте 20-25 лет, не состоящих в браке и не имеющих детей. Из них высшее образование имеет 1 человек, незаконченное высшее – 20, средне-специальное – 4, незаконченное высшее и средне-специальное – 4, среднее – 1. При этом студентами являются – 21 человек, работающими студентами являются – 7, рабочими – 1.

Представления об успехе имеют гендерные особенности, что влияет на профессиональный и личностный выбор человека.

 Описание методик:

Для нашего исследования мы применили методику японских психологов Х. Азума и К. Кашиваги, которая направлена на изучение представления о реальности. Также для изучения содержания социальных представлений мы применили методику незаконченных предложений.

При обработке результатов мы использовали контент-анализ, факторный анализ и коэффициент углового преобразования φ Фишера.

Стратегии исследования:

1. Сначала мы определили содержание социальных представлений мужчин и женщин об успешном человеке. Для этого нами были проанализированы анкеты мужчин и женщин, и выделены соответствующие дескрипторы, обозначающие те явления, которые были описаны в анкетах. Затем мы обозначили все упомянутые хотя бы раз дескрипторы и определили их встречаемость в анкетах для каждого человека («0»-не выбрано, «1»-выбрано один раз). Затем мы провели частотный анализ, посчитав частоту встречаемости конкретного дескриптора, и, определив стандартное отклонение, отбросили те дескрипторы, которые встречались очень редко. Определив процент частоты встречаемости дескрипторов, мы выделили три группы: с низкой, средней и высокой частотой встречаемости. После этого мы провели качественный анализ данных. Затем мы провели факторный анализ и определили факторы (личностные прототипы) социальных представлений об успешном человеке у мужчин и женщин. Полученные данные были сопоставлены и проинтерпретированы.

2. Затем мы исследовали социальные представления мужчин и женщин об успехе через описание поступков. Для этого мы также проанализировали анкеты мужчин и женщин, выделили соответствующие дескрипторы. Затем мы провели частотный и качественный анализ. После этого мы выделили переменные, которые являлись общими как для мужчин, так и для женщин. Посчитав величину углового коэффициента Фишера, мы определили значимость различий по данным переменным.

3. После этого мы определили содержание представлений мужчин и женщин об успешной женщине и трудностях мешающих женщине достичь успеха. Алгоритм, по которому мы работали, идентичен алгоритму, примененному при изучении социальных представлений об успехе через описание поступков.

4. Затем мы аналогичным способом определили содержание представлений мужчин и женщин об успешном мужчине и условиях, обеспечивающих большую легкость достижения успеха мужчиной.



2020-02-03 284 Обсуждений (0)
Рабочая концепция исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рабочая концепция исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)