Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние гендера на представления об успехе.



2020-02-03 351 Обсуждений (0)
Влияние гендера на представления об успехе. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мужчины и женщины не одинаково представляют себе успех. Особенности формирования социально-психологической ориентации на успех у мужчин и женщин связаны, прежде всего, с формированием социальных стереотипов маскулинности и феминности и с процессом становления половой идентичности личности. Как половые роли, так и нормативные представления о мужчинах и женщинах имеют социальное происхождение. Их содержание определяется конкретными условиями жизни общества и существенно различается в разных культурах. Среди стереотипных, но не всегда типичных, маскулинных качеств обычно называют активность, ориентацию на достижения, властность (доменантность), владение собой и т.д. В феминные стереотипные качества входят: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность. В силу, вышесказанного стоит определить понятия гендер и гендерная роль.

  В психологии термин гендер означает социально-биологическую характеристику, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения, норм для мужчин и женщин.[5]

Таким образом, можно говорить о том, что общество оказывает определенное давление на своих членов. Некоторые авторы выделяют нормативное и информационное давление. Нормативное давление – описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания (социальные нормы), чтобы общество его не отвергло. Информационное давление – информация, которая нам предоставляется окружающими, является планом деятельности.

Рассмотрим гендерные особенности взглядов на успех, существующие в обществе.

Социальный успех в обществе чаще всего имеет маскулинную природу. Бытует мнение, что мужчина должен зарабатывать и получать больший доход, чем женщина. Кроме того, что женщины имеют меньшую заработную плату, чем мужчины, они к тому же занимают более низкий социальный статус. Это, по-видимому, связано с тем, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Мужчины пользуются большей властью не только в политике, но также на производстве и в бизнесе. Женщины, желающие сделать карьеру в фирме, часто встречаются с явлением «стеклянного потолка». Эта метафора выражает тот факт, что во многих организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинуться. Также «стеклянный потолок» определяют как «искусственно созданные барьеры, основанные на предрассудках, существующих внутри организаций, которые не позволяют квалифицированным работникам продвигаться по службе и занимать руководящие посты в своих организациях». [15]

Наиболее типичные объяснения очевидно низкого, по сравнению с мужчинами, статуса женщин в организациях указывают на ситуативные, а не на внутриличностные факторы. Главными препятствиями на пути женщин к высоким и ответственным постам являются традиционная кадровая политика фирм, стереотипы, предполагающие, что женщина не годится для роли лидера, и такие обстоятельства, как невозможность приобрести на работе необходимый опыт и проявить необходимые качества, а также отсутствие покровителей. [5]

Маскулинная природа социального успеха не объясняется и влиянием фактора материнства. Многочисленные психоло­гические исследования доказывают, что замужние женщины, имеющие детей, демонстрируют более высокий уровень соци­альных достижений по сравнению с одинокими. Причем они сохраняют высокую продуктивность в течение всего периода замужества и материнство имеет скорее положительное зна­чение для достижения социального успеха. [2,5]

Психологи выделяют несколько причин, мешающих женщинам поверить в свои возможности участия в активной жизни общества: 1) культурные экспектации (ожидания), определенные традицией, которые усваиваются ребенком в процессе взаимодействия с окружающим миром; они влияют на его мотивацию, систему ценностей, уровень тревожности, уверенность в себе, на выбор карьеры и т.д.; 2) особенности социализации; социокультурное пространство ребенка организовано так, что с раннего возраста ему внушаются стереотипы разных половых ролей. Дети получают разные игрушки, от них ожидают разного поведения, поэтому они приобретают различный опыт, развивают различные способности, интересы. У них формируется разный образ Я – мужской и женский. Стереотипы поддерживаются представлениями о том, что естественно для каждого из полов, а что – нет; 3) тип отношений родителей с детьми разного пола. У девочек, как правило, эти взаимоотношения складываются по типу гиперопеки, что препятствует развитию самостоятельности. Отношения мальчиков с родителями обычно более дистанцированы, в силу чего им приходится сталкиваться с более широким кругом жизненных явлений, стимулирующих в итоге их жизненную активность.[13]

Формирование половых стереотипов продолжается и в более старшем возрасте. Система образования построена таким образом, что даже учителя относятся к детям разного пола дифференцированно: мальчикам уделяется больше времени, их чаще привлекают к активной деятельности, от них ожидают более высоких результатов и более высоко оценивают их работу в целом приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом высокий результат, достигаемый мужчиной, чаще всего объясняется его способностями, а точно такой же результат, полученный женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другими причинами.[13]

Кроме того, многие ученые считают, что женщина имеет относительно ограниченный выбор возможностей сделать карьеру, вследствие чего женщины чаще работают в традиционно женских областях, где статус и рыночная ценность труда гораздо ниже. Типично женские профессии предлагают ограниченные возможности роста; интеллектуальные способности женщин не сказываются на их успехах в образовании и профессиональной деятельности; их притязания ниже, чем у мужчин с такими же способностями. [13]

Томпсон и Плек определили мужскую роль как «социальные нормы, содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать». В структуру ролевых норм они включают такие категории, как норма статуса, норма твердости, норма антиженственности.

Первая является отражением существующего гендерного стереотипа, утверждающего, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе – норма успешности. Особое внимание, которое уделяет общество величине заработка мужчины как индикатору его значимости, может также оказывать влияние на его самоактуализацию: мужчины склонны выбирать работу и карьеру в зависимости от того, насколько хорошо это оплачивается. Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жены сидят дома и не работают. Точка зрения, что главная обязанность мужчины в семье – исправно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на исполнении им родительских функций, так как, чтобы соответствовать этим ожиданиям, мужчина должен почти все свое время работе. По мере того как доходы отца растут, его вклад в воспитание обычно сокращается.

Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической, умственной и эмоциональной.

Норма физической твердости есть не что иное, как ожидание от мужчины физической силы и мужественности, а также высокой биологической активности.

Норма умственной твердости – это стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен быть знающим и компетентным.

Норма эмоциональной твердости – это стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии решать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих. Для мужчин характерен низкий уровень самораскрытия, так как, во-первых, они могут лишиться преимущества в соревновании, а во-вторых, самораскрытие никак не соотносится с нормой твердости и компетентности.

Норма антиженственности связана с представлением о том, что мужчина должен избегать спецефически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения. Норма антиженственности мешает полноценному отцовству. Многим мужчинам сложно даются проявления нежности, заботы, постоянной эмоциональной поддержки и т.д., это связано с тем, что данные действия они связывают с женственностью. [5]

Еще в 1957 г. Мак-Ки и Шеррифс писали, что в рамках тра­диционной европейской культуры мужской образ — это набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способно­стями, активностью и эффективностью, социально неограни­ченным стилем поведения. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты, как эмоциональная поддержка, теплота чувств, высокий уровень эмпатии; он ориентирован на социальные и коммуникативные умения.

  Таким образом, общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин, исходя из сложившихся веками стереотипов. В традиционном обществе самостоятельное женское социальное или профессиональное преуспевание рассматривалось общественным мнением как нежелательная ситуация. Философами и психологами, социологами и историками предпринимались многочисленные попытки объяснения природы вторичности социальных ролей женщины. Научная интерпретация этого факта сводилась к констатации недостаточной полноценности женщины либо в биологическом плане (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Конт), либо психологическом (З.Фрейд, Э. Кречмер, Н. Метьюз) и интеллектуальном (Р. Мейер, П. Хейманс, Н. Ликман).

Исследованием стереотипов типичных черт мужчин и женщин занимался И.Броверман. Так, типичными качествами мужчины явились: агрессивность, предприимчивость, доминантность, независимость, скрытность эмоций, деловые навыки, легкость принятия решений, самодостаточность и т.д. Женщина характеризовалась как тактичная, спокойная, нежная, не использует грубых выражений, понимает чувства других, разговорчивая, религиозная, интересуется собственной внешностью, ценит искусство и литературу, нуждается в защите и т.д.

В другом исследовании И.Бровермана обнаружилась общая установка, что компетентность более присуща мужчине, чем женщине. Женщины же более послушные, менее объективные и подверженные внешнему влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам.

В настоящее время также можно констатировать тот факт, что в чисто личностном плане компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, нежели положительным фактором. Высококомпетентные специалисты-женщины не пользуются расположением ни у женщин, ни у мужчин, так как высокая компетентность женщины опровергает существующие в обществе стереотипы. Проигрыш женщине в соревнованиях, особенно для мужчины с консервативными традициями, установками на взаимоотношения полов, почти всегда означает снижение его самооценки.

По мнению психолога О. Лири, существующие в обществе ролевые стереотипы включают в себя необоснованные взгляды, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с компетентностью, независимостью, притязаниями, логикой и т.п.; напротив, им свойственны черты, подчеркивающие у них выраженность коммуникативных и эмоциональных характеристик. Чтобы успешно конкурировать в «мужском обществе», женщины вынуждены принимать мужские ориентации и мужскую систему ценностей, менять свой психотип.

В исследованиях К. Гуичи, проведенных уже в 80е г.г., мужчины и женщины рассматриваются как разные социальные группы. Мужчины – это высокостатусная социальная группа, которая оценивается в терминах компетентности и экономического успеха, а женщины – низкостатусная группа, оцениваемая в терминах теплоты, добродушия, гуманности и т.п. Все позитивные черты женского стереотипа представляют лишь типичную компенсацию отсутствия достижений. Женщины завышают мужские достижения и недооценивают свои собственные, что является прямым следствием различий в социальном статусе: женщины как бы перенимают точку зрения более высокостатусной группы – мужчин. В обществе, где главенствующую роль играют мужчины и господствуют чисто мужские установки и мужская система ценностей, женщина должна прилагать особые усилия, чтобы добиться своего признания и успеха.

Низкую продуктивность женщин нередко связывают с влиянием таких факторов, как заниженная самооценка и неуверенность в себе. Более того, еще в середине 60х г.г. К. Хорнер был открыт очень интересный феномен, свойственный только женщинам; он получил название мотив «страха успеха» или «боязнь успеха» и заключается в том, что женщинам присуща не «боязнь успеха» как таковая, а боязнь побочных последствий успеха. Женщин заботит потеря женственности, привлекательности для мужчин, их социальной отверженности, неприятие является как бы «платой» за успех.

Аналогичны результаты, полученные Ф. Хоппе при изучении уровня притязаний. Разница в уровне притязаний у мужчин и женщин существенна, она заметна не только в уровне устремленности к успеху, но и в самом характере выбора цели. Как правило, женщины чаще склонны к выбору более простых и легко доступных целей, их выбор менее стабилен, они проявляют меньше настойчивости, им свойственна некоторая недооценка своих возможностей. Мужчины, напротив, настроены на успех, они стремятся выбрать цель более высокой степени трудности и более настойчивы в ее достижении.

Таким образом, можно сделать вывод, особенности формирования ориентации на успех у мужчин и женщин зависят от этнической, социальной сферы, в рамках которой живет индивид и формируется его психотип, его личность, также от этических особенностей исторического периода развития общества.

  Анализ литературы по проблеме позволил выделить ключевые методологические и теоретические позиции, определяющие основания нашего исследования.

1. Согласно теории С. Московичи, высказывания, мнения и оценки социальных явлений организованы различным образом в разных культурах, группах и классах, а, следовательно, они должны рассматриваться как характеристики целых групп, а не их отдельных членов. Эти мнения и представления образуют системы, которые обладают особым языком и определяются условиями социальной жизни. Можно выделить социальные по природе представления, или суждения, о различных аспектах социальной жизни общества. Московичи рассматривал такие социальные представления как определенные «визитные карточки социальных групп», в которых отражается отношение группы к социально значимому объекту. Таким образом, социальные представления - это «способы интерпретации и осмысления повседневной реальности; определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп» [14, с.280].

2. Вслед за Лабунской В.А. успех можно определить как некоторый «положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества. Успех – это определенная «форма самореализации» человека, которая «обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества» в виде «признания и одобрения» [13].

3. Понятие успеха личности достаточно сложное, включающее в себя разные явления, которые каждый человек интерпретирует определенным образом. Это, следовательно, определяет и сложность, многосторонность феномена социальных представлений об успехе.

4. Гендерные особенности социальных представлений об успехе определяются существующими в обществе стереотипами. Стереотипные представления отражают как личностные черты, так и особенности поведения.

5. Общество накладывает ограничения относительно мужской и женской роли. Для мужчин ограничения накладываются в рамках межличностных отношений, что связано с нормами твердости, статуса и антиженственности Для женщин связаны с явлением «стеклянного потолка» и страхом успеха.




2020-02-03 351 Обсуждений (0)
Влияние гендера на представления об успехе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние гендера на представления об успехе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)