Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ



2020-02-03 202 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность, значение и необходимость финансового анализа как инструмента принятия управленческих решений

1.2 Основные этапы разработки финансовой стратегии

1.3 Методы и инструментарий проведения финансового анализа предприятия

2. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БЭНЗ»

2.1 Анализ оборачиваемости оборотного капитала

2.2 Анализ финансовых результатов предприятия

2.3 Анализ финансового состояния предприятия

2.4 Анализ конкурентов, поставщиков и покупателей

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Выработка финансовой стратегии на основе финансового анализа

3.2 Пути улучшения финансового состояния предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Тема «Формирование финансовой стратегии предприятия» в настоящее время достаточно актуальна. Рыночная экономика способствует не только усилению, но и качественному изменению роли финансового анализа, который превращается в основной метод оценки финансового состояния предприятия. Он позволяет выявить эффективность использования ресурсов, оценить рентабельность и финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта, установить его положение на рынке, а также количественно измерить степень рискованности деятельности и конкурентоспособность. Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации.

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации. Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результат выполненных формализованных аналитических процедур не является или, по крайней мере, не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Результаты анализа – материальная основа управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения.

К особенностям формирования рыночных отношений в нашей стране следует отнести усиление конкурентной борьбы, технологические изменения, компьютеризацию обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед менеджерами предприятий встает множество вопросов:

- какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия?

- как рационально организовать финансовую деятельность предприятия, чтобы обеспечить его дальнейшее процветание?

- как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами?

- каким образом определить факторы хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия?

На эти и другие, жизненно важные вопросы, может дать ответ объективный финансовый анализ. Его материалы позволяют выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Известно, что любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта их использования можно не только за счет увеличения объема, но и путем оптимального соотношения разных видов ресурсов. Особое внимание при этом следует уделить финансовым ресурсам предприятия, поскольку это единственный вид ресурсов, трансформируемый непосредственно и в минимальные сроки в любой другой вид ресурсов.

Финансовое состояние — комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности (то есть платежеспособности, кредитоспособности), выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Финансовое состояние хозяйственного субъекта отражает все стороны деятельности, поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств.

В период рыночных реформ большая часть российских предприятий оказалась в тяжелом экономическом положении. Это связано не только с общей ситуацией в стране, но и со слабостью финансового управления на предприятиях. Отсутствие навыков адекватной оценки собственного финансового состояния, анализа финансовых последствий принимаемых решений поставили многие из них на грань банкротства. Так что знание методов финансового анализа, умение разработать план оздоровления предприятия стали необходимой предпосылкой эффективного управления организацией.

В процессе написания данной дипломной работы была использована информация о финансовом положении Открытого Акционерного Общества «Бугульминский электронасосный завод» (ОАО «БЭНЗ»).

Цельюнастоящего дипломного исследования является анализ финансового состояния предприятия и определение главных направлений его финансовой деятельности. Для её достижения необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические и методологические основы финансового анализа и финансовой стратегии предприятия, раскрыть их роль и значение в эффективности деятельности предприятия;

- оценить финансовое состояние предприятия за три года (2005-2007);

- провести полный анализ финансового состояния предприятия за указанные годы;

- оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности и предложить способы ее совершенствования;

- провести анализ существующей финансовой стратегии предприятия;

- сделать выводы по проведённому анализу финансового состояния предприятия.

Объектом анализа финансового состояния является ОАО «БЭНЗ» (город Бугульма).

ОАО «БЭНЗ» - это предприятие по выпуску и ремонту двигателей и насосов для добычи нефти и производству электротехнического оборудования для энергетического комплекса.

Данная работа состоит их трёх глав. Первая глава содержит теоретические основы финансового анализа предприятия, основные методы и модели его проведения. В первой главе также определена сущность финансовой стратегии.

Вторая глава включает в себя практический материал для проведения анализа финансового состояния ОАО «БЭНЗ» по итогам работы за 2005-2007 года. В ней раскрываются результаты анализа степени финансовой устойчивости, ликвидности и рентабельности, оценки имущественного положения предприятия, проводится анализ оборотных средств и эффективности их использования.

В третьей главе намечаются основные пути улучшения финансово -экономического положения ОАО «БЭНЗ», даются рекомендации по улучшению финансового состояния и финансовой стратегии предприятия.

Основой настоящей работы являются общенаучные методы исследования: диалектический, системный, классифицированный, сравнения, а также коэффициентный метод.

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Сущность, значение и необходимость финансового анализа как инструмента принятия управленческих решений

 

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Таким образом, под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всём многообразии связей и зависимостей.

В науке и на практике применяются разные виды анализа. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования, пишет Савицкая Г. В. в книге «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» /37,с.6/.

Анализ (экономический) – это процесс диагностики состояния предприятия с целью выявления недостатков и резервов, выработки рекомендаций для принятия управленческих решений.

Предметом экономического анализа является производственно – хозяйственная деятельность, включая внешние финансовые результаты и внутренние операционные процессы.

Объектами экономического анализа служат все стороны деятельности предприятия: отношения с потребителями (маркетинг), операционная деятельность (материально - техническое обеспечение, организация производственных процессов, складирование и сбыт продукции), инвестиционная деятельность (формирование имущества предприятия), финансовая деятельность (работа с дебиторами и кредиторами, расчёты с инвесторами и государством).

Виды экономического анализа систематизируются по признакам:

- относительно окружения: внешний – финансовый анализ (анализ финансового состояния); внутренний – управленческий анализ.

- по содержанию процесса управления: перспективный анализ (прогнозирование результатов деятельности); текущий (ретроспективный) анализ отчётности; оперативный контроль отдельных показателей.

Цель анализа – не техническое совершенство его проведения, а выявление сфер разногласий. Количественные методы анализа всегда требуют качественной проверки полученных выводов опытными специалистами – экспертами. Анализ проводится для постановки проблемы и подготовки управленческих решений /27, с.11/. При этом необходимо решать следующие задачи:

1) на основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2) прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заёмных ресурсов и разработанных моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3) разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов, укрепление финансового состояния предприятия.

Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заёмные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчётности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности: множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия; разнообразие целей и интересов субъектов анализа; наличие типовых методик, стандартов учёта и отчётности; ориентация анализа только на внешнюю отчётность; ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчётности; максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Основные партнёрские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие. К неосновным партнёрским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия – страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и так далее. /18, с.95-96/.

Таким образом, по сложившейся в российской практике традиции экономический анализ хозяйственной деятельности подразделяют на финансовый и управленческий. Причём такая классификация связана с подразделением системы бухгалтерского учёта в масштабе предприятия на финансовый учёт и управленческий учёт. К финансовому анализу по традиции относят анализ, основывающийся на данных публичной бухгалтерской отчётности, этот вид анализа считают внешним по отношению к предприятию.

К управленческому анализу по традиции относят внутрихозяйственный финансовый и внутрихозяйственный производственный анализ, которые основываются на данных управленческого учёта. Этот вид анализа считают внутренним анализом, выполняемым на предприятии. Поскольку оба вида анализа направлены на решение проблемы управления предприятием, одинаково необходимы для обоснования управленческих решений и взаимосвязаны, то многие российские экономисты стали в последнее время рассматривать эти виды финансового и управленческого анализа как единое целое /1, с.7/.

Финансовый анализ имеет важное значение в системе управления финансами предприятия и представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

1) оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия;

2) оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

3) выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

4) спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.

В основе финансового анализа, равно как и финансового менеджмента, в целом, лежит умение работать с информацией финансового характера, в том числе и с бухгалтерской отчётностью /14, с.199/.

Финансовый анализ имеет важнейшее значение для широкого круга пользователей. Он выполняется различными специалистами и с различными целями. Информационной базой анализа является финансовая – бухгалтерская отчётность предприятия. Финансовое положение предприятия отражает результаты его деятельности в прошлом, но для управления финансами гораздо более интересен вопрос о тенденции их в будущем /35, с.168/.

Таким образом, изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. В науке и на практике применяются разные виды анализа. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования. Виды экономического анализа систематизируются по признакам. Экономический анализ по одному из признаков хозяйственной деятельности подразделяют на финансовый и управленческий. Финансовый анализ имеет важное значение в системе управления финансами предприятия и представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий множество целей. Финансовый анализ имеет важнейшее значение для широкого круга пользователей как непосредственно заинтересованных в деятельности предприятия, так и опосредованно. Информационной базой анализа является финансовая – бухгалтерская отчётность предприятия.

 

1.2 Основные этапы разработки финансовой стратегии

 

Стратегия – это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести её к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, в то время как для более высокого уровня она служит лишь средством /34, с.74/.

Под стратегией организации понимается разработка и определение целей и задач организации, нашедшие конкретное выражение в годовых и перспективных планах, позволяющих предвидеть и зафиксировать будущее состояние организации в текущий момент времени /29, с.28/.

Финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению Акционерного Общества (АО) денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость АО в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях, способствует подготовке и ведению стратегических финансовых операций.

Финансовая стратегия охватывает все стороны деятельности АО, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчёты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг.

Всесторонне учитывая финансовые возможности, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово – экономических возможностей АО условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае АО может обанкротиться.

Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей).

Генеральная финансовая стратегия определяет деятельность АО (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и поступления средств (расчёты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), что создаёт возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует её на конкретном промежутке времени.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение АО необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.

Финансовая стратегия АО в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает:

- формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;

- выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством;

- ранжирование и поэтапное достижение задач;

- соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям;

- объективный учёт финансово - экономической обстановки и реального финансового положения АО в году, квартале, месяце;

- создание и подготовку стратегических резервов;

- учёт экономических и финансовых возможностей АО и его конкурентов;

- определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на её устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;

- маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

Для достижения главной стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностями АО разрабатывается генеральная финансовая стратегия. В генеральной финансовой стратегии определяются и распределяются задачи формирования финансов по исполнителям и направлениям работы.

Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала. Финансовая стратегия разрабатывается с учётом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний.

Разработка финансовой стратегии АО основывается на данных финансового анализа и выявленных критических точках в финансовом состоянии: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, разработанных на основе анализа внешней среды, которые обозначают возможные направления развития финансов АО на перспективу; выбранном основном критерии совершенствования финансового состояния.

Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия разрабатываются по объектам и составляющим финансовой стратегии в нескольких вариантах (не менее трёх) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предприятия (построение прогнозного Баланса и Отчёта о прибылях и убытках). Разработанная финансовая стратегия утверждается Советом директоров АО.

В зависимости от внешних условий, реализации того или иного варианта генеральной финансовой стратегии ежеквартально разрабатывается оперативная финансовая стратегия с учётом финансовых показателей, достигнутых в предшествующем квартале. При необходимости может быть разработана стратегия достижения частных целей, как на год, так и на квартал /1, с.271/.

Таким образом, финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению Акционерного Общества денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость АО в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях, подготовки и ведения стратегических финансовых операций. Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей).

Выделяют также ряд этапов разработки финансовой стратеги предприятия. Разработка финансовой стратегии АО основывается на данных финансового анализа и выявленных критических точках в финансовом состоянии: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, разработанных на основе анализа внешней среды, которые обозначают возможные направления развития финансов АО на перспективу; выбранном основном критерии совершенствования финансового состояния.

 




2020-02-03 202 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)