Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и инструментарий проведения финансового анализа предприятия



2020-02-03 193 Обсуждений (0)
Методы и инструментарий проведения финансового анализа предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под методами анализа следует подразумевать способы исследования объекта анализа, а под инструментарием – одну или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата анализа /46, с.14/.

По соотношению объективных и субъективных начал методы анализа подразделяют на математические и эвристические. Эвристические методы основываются на интуиции, на субъективных началах. Математические методы объективны. Разные аналитики, используя их, получают одинаковые результаты. В комплексном финансовом анализе эти методы, как правило, сочетают. Тип математической модели часто выбирают интуитивно, а параметры модели определяют методами математической статистики.

Методы финансового анализа можно классифицировать:

- по степени формализации различают формализованные и неформализованные методы. Формализованные являются основными при проведении финансового анализа, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости. Неформализованные методы (метод экспертных оценок, метод сравнения) основаны на логическом описании аналитических приёмов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывают интуиция, опыт и знания аналитика;

- по применяемому инструментарию различают: экономические методы, в том числе метод абсолютных величин. Применяется для оценки объёмов денежных потоков. Абсолютные величины служат основой для расчёта относительных и средних показателей; метод относительных величин. Применяется в динамическом (горизонтальном) анализе для выявления тенденций изменения финансового состояния предприятия в целом и его отдельных сторон и в структурном (вертикальном) анализе для выявления соотношений между различными показателями, входящими в одну группу показателей, а также при расчёте и анализе финансовых коэффициентов предприятия – коэффициентов распределения в случаях, когда требуется определить, какую часть составляет отдельный показатель в итоге группы показателей, и коэффициентов координации, которые используются для выражения отношений между имеющими различный экономический смысл абсолютными показателями или их линейными комбинациями;

- балансовый метод. Служит для построения сравнительного аналитического баланса – нетто;

- метод дисконтирования. Применяется для приведения различных показателей к единому моменту времени;

- статистические методы: метод арифметических разниц. Используется при оценке достаточности наличия источников средств для формирования тех или иных фондов;

- метод выделения изолированного влияния факторов. Позволяет выявить причины, влияющие на полученный финансовый результат;

- индексный метод. Основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного показателя к его уровню в прошлое время или к уровню аналогичного показателя, принятого в качестве базы. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчётной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений – групповыми или тотальными;

- метод сравнений – наиболее распространённый метод анализа. Заключается в выявлении соотношения явлений между собой, выделяя в них общее и то, что их различает. Существует несколько форм сравнения, например, сравнение с планом, сравнение с прошлым (текущий день, декада, месяц, год с аналогичным предшествующим периодом). Применяется при необходимости сопоставления с лучшими показателями других подразделений внутри предприятия, отечественных и зарубежных достижений и средними отраслевыми данными (по однородной группе подразделений или предприятий);

- метод группировки. Позволяет изучить показатели в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние на финансовые показатели наиболее существенных факторов, обнаружить закономерности и тенденции в изменении показателей;

- математико-статистические методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, трендовый анализ;

- методы оптимального программирования: системный анализ, линейное и нелинейное программирование.

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты – относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим /1, с.242/.

Финансовые коэффициенты характеризуют соотношения между различными статьями бухгалтерской отчётности, которая содержит данные о финансовом положении предприятия на определённый момент и о результатах деятельности за отчётный период. Расчёт финансовых показателей и сопоставление их со среднеотраслевыми значениями является обычно первым шагом финансового анализа. Известно множество (свыше сотни) различных коэффициентов. Финансовые менеджеры на практике используют лишь некоторые из них.

Анализ ликвидности. Одна из главных задач финансовых аналитиков – это анализ ликвидности, который отвечает на вопрос: «Будет ли предприятие в состоянии погасить в срок свои обязательства?». Полный анализ ликвидности требует составления бюджета денежных средств, но и анализ коэффициентов, основанный на соотнесении величины денежных и других текущих активов – оборотных средств с краткосрочными пассивами – текущими обязательствами, даёт быстрый способ оценки ликвидности. Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность акционерного общества, то есть его способность рассчитываться по своим обязательствам. Ликвидность определяется покрытием обязательств его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. По степени ликвидности активы подразделяют на следующие группы:

1) наиболее ликвидные активы, рассчитываемые по формуле:

 

НЛА = ДС +КФВ, (1.1)

 

где НЛА – наиболее ликвидные активы;

ДС – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения.

2) быстрореализуемые активы, рассчитываемые по формуле:

 

 (1.2)

 

где БРА – быстрореализуемые активы;

ДЗ < 1– дебиторская задолженность со сроком погашения менее года;

ПОА – прочие оборотные активы.

3) медленно реализуемые активы, рассчитываемые по формуле:

 

 (1.3)

 

где МРА – медленно реализуемые активы;

ДЗ > 1 – дебиторская задолженность со сроком погашения более года;

З – запасы;

НДС – налог на добавленную стоимость;

Рбп – расходы будущих периодов;

ДВ – доходные вложения;

ДФВ – долгосрочные финансовые вложения.

4) трудно реализуемые активы, рассчитываемые по формуле:

 

 (1.4)

 

где ТРА – трудно реализуемые активы;

ВОА – внеоборотные активы;

ДВ – доходные вложения;

ДФВ – долгосрочные финансовые вложения.

По срочности обязательств пассивы также разделяются на 4 группы:

1) наиболее срочные обязательства, рассчитываемые по формуле:

 

 (1.5)

 

где НСО – наиболее срочные обязательства;

КЗ – кредиторская задолженность;

ПКП – прочие краткосрочные пассивы.

2) краткосрочные пассивы, рассчитываемые по формуле:

 

 (1.6)

 

где КСП – краткосрочные пассивы;

ЗиК – краткосрочные заёмные средства.

3) долгосрочные пассивы, рассчитываемые по формуле:

 

 (1.7)

 

где ДСП– долгосрочные пассивы;

П4 – итого по разделу 4 бухгалтерского баланса;

Дбп – доходы будущих периодов;

Рпр– резервы предстоящих расходов.

4) постоянные пассивы, рассчитываемые по формуле:

 

 (1.8)

 

где ПСП – постоянные пассивы;

КиР – капитал и резервы;

Рбп – расходы будущих периодов.

Для соблюдения абсолютной ликвидности баланса должны соблюдаться следующие неравенства:

 

 

Для комплексной оценки ликвидности баланса рассчитывается коэффициент общей ликвидности баланса  применяемый, например,

ля выбора наиболее надёжного партнёра:

 

 (1.9)

 

Для соблюдения ликвидности коэффициент должен быть больше или равен единице.

Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности.


 (1.10)

 

где Кал – коэффициент абсолютной ликвидности;

ДС – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

П5 – краткосрочные обязательства.

Норма ³ 0,2.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущей задолженности предприятие может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности. То есть, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства.

 

 (1.11)

 

где Кт. л. – коэффициент текущей ликвидности;

ДС – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

ДЗ‹1 – дебиторская задолженность менее года;

ПОА – прочие оборотные активы;

П5 – краткосрочные обязательства.

Норма 1,5-3, но не менее 1.

Коэффициент покрытия. Данный коэффициент отражает прогнозируемые платёжные возможности организации при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов. Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счёт денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов. В отличие от коэффициентов абсолютной ликвидности и текущей ликвидности, показывающих мгновенную и текущую платежеспособность, коэффициент покрытия отражает прогноз платежеспособности на относительно отдаленную перспективу.

 

 (1.12)

 

где Кп– коэффициент покрытия;

ДС – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

КДЗ – краткосрочная дебиторская задолженность;

КО – краткосрочные обязательства.

Норма: не менее 2.

Для поставщиков товаров (работ, услуг) наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности, банк, кредитующий организацию, больше внимания уделяет коэффициенту текущей ликвидности. Потенциальные и действующие акционеры в большей мере оценивают его платежеспособность по коэффициенту покрытия.

Анализ финансовой устойчивости.Одной из важнейших характеристик финансового состояния предприятия является стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется соотношением собственных и заёмных средств.

Для оценки финансовой устойчивости применяют следующие коэффициенты:

Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии).Его рост свидетельствует об увеличении финансовой независимости АО, снижении риска финансовых затруднений в будущие периоды, повышении гарантии погашения своих обязательств акционерным обществом. Этот показатель характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Считается, что чем выше значение этого коэффициента, тем более предприятие финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов.

 

 (1.13)

 

где Ка – коэффициент концентрации собственного капитала (автономии);

СК – собственный капитал,

ВБ – валюта баланса.

Норма ³ 0,5.

Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации заёмного капитала.

 

 (1.14)

 

где Кк.з.к. – коэффициент концентрации заёмного капитала;

ЗК – заёмный капитал;

ВБ – валюта баланса.

Норма ³ 0,5.

Эти два коэффициента в сумме должны быть равны 1.

Коэффициент финансовой зависимостиявляется обратным коэффициенту концентрации собственного капитала.

 

 (1.15)

 

где Кф.з. – коэффициент финансовой зависимости;

ВБ – валюта баланса;

СК – собственный капитал.

Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Высокое значение коэффициента положительно характеризует финансовое состояние. Значение этого показателя может варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.

 

 (1.16)

 

где Км. – коэффициент маневренности;

ОА – оборотные активы;

КО – краткосрочные обязательства;

СК – собственный капитал.

Норма 0,2-0,5.

Анализ деловой активности.Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели этой группы характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности.

Коэффициент оборачиваемости активовизмеряет оборачиваемость средств, вложенных в активы, и показывает, эффективно ли используются активы для получения дохода и прибыли.

 

 (1.17)

 

где Ко.а – коэффициент оборачиваемости активов;

ВР – выручка от реализации;

ВБ – валюта баланса.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженностипоказывает, сколько раз в год взыскивается дебиторская задолженность.

 

 (1.18)

 

где Ко.д.з. – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

ВР – выручка от реализации;

ЗК – величина заёмного капитала.

Фондоотдача указывает на то, сколько выручки получено на 1 рубль основных фондов. Она характеризует эффективность использования основных средств и других внеоборотных активов. Измеряется величиной продаж, приходящейся на единицу стоимости средств.

 

 (1.19)

 

где Фо – фондоотдача;

ВР – выручка от реализации;

СОСос – средняя остаточная стоимость основных средств.

Анализ рентабельности. Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями: прибылью, уровнем валового дохода, рентабельностью и так далее.

Основными показателями рентабельности являются:

Чистая прибыль

 

ЧП = Под + ЧД – ЧР, (1.20)


где ЧП - чистая прибыль;

Под - прибыль от обычной деятельности;

ЧД - чрезвычайные доходы;

ЧР - чрезвычайные расходы.

Рентабельность собственного капитала

 

 (1.21)

 

где Рс.к.- рентабельность собственного капитала;

ЧП - чистая прибыль;

СвСК - средняя величина собственного капитала.

Данный коэффициент показывает, какова эффективность использования акционерного капитала, отражает окупаемость капитальных вложений акционеров.

Ещё одним важным показателем является показатель рентабельности основной деятельности.

 

 (1.22)

 

где Ро.д. – рентабельность основной деятельности.

ПР – прибыль от реализации,

ПЗсб – затраты на производство и сбыт продукции.

Рентабельность продукции:

 

 (1.23)

 

где РП – рентабельность продукции;

ПР – прибыль от реализации;

ВР – выручка от реализации.

Структурный анализ носит предварительный характер, поскольку в результате его проведения еще нельзя дать окончательной оценки качества финансового состояния, для получения которой необходим расчет специальных показателей. Данный вид финансового анализа предназначен для общей характеристики финансовых показателей предприятия, определения их динамики и отклонений за отчётный период.

Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов (Ко/в) более подробно характеризует общую структуру активов, рассчитывается по формуле:

 

 (1.24)

 

где Ко/в – коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов;

ОА – оборотные активы;

ВА – внеоборотные активы.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется, прежде всего, их оборачиваемостью. Под оборачиваемостью средств понимается продолжительность прохождения оборотными средствами отдельных стадий производства и обращения. Показатели оборачиваемости могут быть исчислены по всем оборотным средствам и по отдельным их элементам, таким как производственные запасы, незавершенное производство, готовая и реализованная продукция, средства в расчетах, дебиторская задолженность. Скорость оборота зависит от таких факторов как нормирование, технический уровень производственной деятельности. Увеличение числа оборотов достигается за счет сокращения времени производства и времени обращения.

Оборачиваемость оборотных средств исчисляется: продолжительностью одного оборота в днях, количеством оборотов за отчетный период (Тоб.):

 

 (1.25.)

 

где Тоб. – продолжительность одного оборота в днях;

Соб. – среднегодовая стоимость оборотных средств;

Т- количество дней анализируемого периода (360 дней).

Коэффициент оборачиваемости средств характеризует размер объема выручки от реализации продукции в расчете на один рубль оборотных средств.

Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о более эффективном использовании оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости показывает число оборотов оборотных средств за анализируемый период:

 

 (1.26)

 

где Коб – Коэффициент оборачиваемости;

ВР – выручка от реализации;

Соб. – среднегодовая стоимость оборотных средств.

Коэффициент загрузки средств в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на 1 рубль выручки от реализации продукции:

 

 (1.27)

 

где Кз – коэффициент загрузки средств в обороте;

Соб – среднегодовая стоимость оборотных средств;

В – чистый объём реализации (выручка).

Итак, под методами анализа следует подразумевать способы исследования объекта анализа, а под инструментарием – одну или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата анализа. Различают несколько видов финансового анализа, анализ коэффициентов наиболее часто используется предприятиями. Финансовые коэффициенты характеризуют соотношения между различными статьями бухгалтерской отчётности, которая содержит данные о финансовом положении предприятия на определённый момент и о результатах деятельности за отчётный период. Расчёт финансовых показателей и сопоставление их со среднеотраслевыми значениями является обычно первым шагом финансового анализа.

Анализ финансовых коэффициентов – это главный информативный раздел анализа. Каждый блок показателей характеризует финансовое состояние односторонне: прибыльное (рентабельное) предприятие может оказаться неплатёжеспособным; платёжеспособное не иметь ценности на рынке и так далее. Поэтому необходим комплексный подход, анализ коэффициентов во взаимосвязи и взаимозависимости. От тщательно разработанной финансовой стратегии зависит финансовое благополучие предприятия.

 




2020-02-03 193 Обсуждений (0)
Методы и инструментарий проведения финансового анализа предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и инструментарий проведения финансового анализа предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)