Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восприятие образа героини в учебнике «В мире литературы» под ред. А.Г.Кутузова



2020-02-03 255 Обсуждений (0)
Восприятие образа героини в учебнике «В мире литературы» под ред. А.Г.Кутузова 0.00 из 5.00 0 оценок




 Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы. «Гроза» - пьеса из современной жизни, считает автор, но она написана в прозе на основе бытового материала. Название представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Природа, по мнению авторов - олицетворение гармонии, которая противопоставляется миру, исполненному противоречий. Первая ремарка создаёт особый настрой в восприятии пьесы, замечает критик: представляется красота волжского пейзажа, а свободная и многоводная река – метафора мощи русского духа. Реплика Кулигина дополняет и комментирует эту картину. Он поёт песню «Среди долины ровныя на гладкой высоте …»: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу»[34]. Авторы отмечает тот факт, что эти слова героя и песни на стихи Мерзлякова предваряют появление главной героини – Катерины – и связанного с её личной трагедией конфликта.                                                  

Перед глазами зрителей предстаёт не частная жизнь одной семьи,  а «жестокие нравы» города Калинова. Островский показывает, как по- разному относятся к стихийной силе природы обыватели города. Авторы подчеркивают, что для таких «горячих» сердец, как Кулигин, гроза-Божья благодать, а для Кабанихи и Дикого - кара небесная, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины возмездие за грехи.

С образом грозы связаны все важные моменты сюжета. В душе Катерины под влиянием чувства любви к Борису начинается смятение. Авторы считают, что она чувствует, будто надвигается какая то беда, страшная и неотвратимая. После того, как горожане говорят о том, что итог у этой грозы будет плачевный, Катерина признаётся всем в своём грехе в кульминационной сцене пьесы.

Гроза – эта угроза уходящему, внутренне неправому, но ещё внешне сильному миру «тёмного царства», считают критики. Вместе с тем гроза – это и благая весть о новых силах, призванных очистить спёртый воздух гнетущей деспотии для Катерины.

Создатель русского национального театра А. Н. Островский существенно развил и обогатил собственно искусство драматургии, приёмы создания характера в драме. Это касается и развёрнутой экспозиции, как считают авторы учебника, и режиссерского характера ремарок, и того, что ещё до появления героя на сцене оценку ему дают другие персонажи, что черты героя выявляет сразу первая реплика, с какой он вступает в действие. Для понимания замысла творца важно также то, как в списке действующих лиц именуется тот или иной персонаж: по имени отчеству и фамилии или сокращённо.

Так в «Грозе» только три героя названы полностью: Совёл Прокопьевич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова и Тихон Иванович Кабанов – они главные лица в городе. Катерина - тоже имя не случайное. По-гречески оно означает «чистая», то есть опять-таки характеризует героиню, пишут критики.

Гроза для калиновцев, и для Катерины в их числе - не глупый страх, утверждает критик, а является напоминанием человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. Вот почему гроза так пугает Катерину, подводит итог автор: для неё, так как небесная гроза только гармонирует с грозою нравственною, ещё более ужасною. И свекровь – гроза и сознание преступления – гроза

Итак, авторы учебника «В мире литературы», анализируя образы пьесы, обращают внимание прежде всего на образ грозы, стихии, который они считают символичным в пьесе. Гроза, по их мнению, означает уход, крушение старого мира и возникновение нового – мира свободы личности

 

5.1 Восприятие образа героини в учебнике «Русская литература XIX века» под ред. А.Н.Архангельского

Неслучайно в центр событий в «Грозе» поставлена женщина, считают авторы. Дело не только в том, что главная тема Островского – жизнь семьи, купеческого дома – предполагала особую роль женских образов, их повышенный сюжетный статус. Авторы отмечают, что мужчины, окружающие Катерину слабы и покорны, они принимают обстоятельства жизни.

Катерина же, которую свекровь «мучает…запирает», напротив того, стремится на волю. И не ее вина, что она, как между молотом и наковальней, зажата между старой моралью и свободой, о которой мечтает, оправдывают героиню исследователи. Катерина вовсе не эмансипирована, не стремится за пределы патриархального мира, не хочет освободиться от его идеалов; более того, в ее воспоминаниях детства словно оживает старинная гармония российской жизни. Она с нежностью говорит о маменькином доме, считают авторы, о тихом провинциальном лете, о страницах, о мерцающем свете лампады. И, главное, о ласке, которая ее окружала в детстве.

На самом деле, как утверждают исследователи, даже в детстве Катерины было все не так просто. Катерина словно бы случайно проговаривается во 2-м явлении 2-го действия: как-то, когда было ей лет шесть, обидели ее в родительском доме, выбежала она к Волге, села в лодку, да и поехала, только на другое утро нашли ее. Но в ее сознании живет совсем другой образ России ее детства. По мнению исследователей, это райский образ.

Авторы отмечают тот факт, что очень важно понять то, что Катерина не протестует против старинных правил и нравов, против патриархальности, а наоборот по-своему борется за них, мечтает восстановить «прежнее» с его красотой, любовью, тишиной и покоем. Интересно то, что Катерина исповедует те же идеи, которых придерживался сам Островский в ранний период своего творчества. Если внимательно читать произведение, утверждают авторы, то можно заметить, что Катерина изменяет мужу не «в знак протеста» против Калиновских нравов, и не ради «эмансипации». Перед отъездом Тихона, она почти умоляет мужа не уезжать или просит взять ее с собой, или взять с нее клятву. Но муж этого не делает, он рушит надежды Катерины на домашнюю ласку, крушит мечты о «настоящей» патриархальности, и почти сам «толкает» Катерину в объятия Бориса, считают исследователи. Да и любви, настоящего чувства, истинной верности от Катерины никто не ждет и не требует.

Конфликт Катерины и Кабанихи, по мнению авторов, это конфликт между новым сознанием молодой женщины и старым сознанием сторонницы прежних порядков. Перед Катериной стоит выбор: подчиниться безжизненной патриархальности, омертветь с ней, или же пойти на перерез всем традициям, бросить вызов нравам возлюбленной старины, погибнуть. Выбор Катерины всем известен, подводят итог исследователи.

Итак, авторы учебника под редакцией Архангельского отрицают мнение, сложившееся под влиянием Добролюбова, о том, что Катерина протестует против патриархальных нравов. По их мнению, Катерина наоборот хочет восстановить их, а протестует она против омертвелости мира Калинова.

Если подвести итог анализу современных исследований образа Катерины, можно отметить, что при всем несходстве мнений авторов в них есть и общее – это восприятие образа как связанного с народной песней, мифологией, с народным сознанием.

 

6.Изменение образа Катерины в восприятии исследователей. Заключение

Подводя итоги нашей работы, можно сделать вывод, что образ Катерины - один из самых неоднозначных и противоречивых образов русской литературы. До сих пор многие литературоведы и исследователи полемизируют по поводу островской героини. Одни считают  А.Н.Островского великим художником, другие обвиняют его в противоречивости отношения к своим героям. Катерина Кабанова – самый удачный образ, созданный А.Н.Островским, с этим нельзя не согласиться.

Разница во мнениях критиков о Катерине обусловлена как особенностями их мировоззрения, так и изменением общей ситуации в обществе. Например, критик –демократ Н.А. Добролюбов считал, что в Катерине виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, до самоубийства. Д.Писарев оспаривает мнение Добролюбова. Он считает, что самоубийство Катерины - это стечение самых  пустых обстоятельств, с которыми она не смогла справиться, а никакой не протест. Но оба критика воспринимали героиню как социальный тип, видели в пьесе социальный конфликт и негативно относились к религиозности героини.

Советский литературовед Ревякин высказывал взгляды, близкие ко взглядам Добролюбова. А в современных исследованиях прежде всего Катерина воспринимается воплощением народной души, народной религиозности, во многом символическим образом, свидетельствующим о крушении мира несвободы, лицемерия и страха.

 

Библиография:

1.Статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» (Н.А.Добролюбов Избранное: Школьная библиотека. Издательство «Детская литература», Москва, 1970).

2. Статья Д.Писарева «Мотивы русской драмы» (Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый Статьи 1859-1864 гг.  Л., "Художественная литература", 1981)

3.Книга Ревякина А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1974.

4.Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы Лебедева Ю.В. (М., «Просвещение», 1991).

5.Книга П. Вайля, А. Гениса «Родная Речь. Уроки Изящной Словесности» («Независимая газета», 1991, Москва).

6.Учебник «В мире литературы» под. ред. А.Г.Кутузова. 7. Учебник «Русская литература XIX века» под ред. А.Н.Архангельского.

 

 


[1] Добролюбов Н.А. Избранное. М.,1970. – С.234.

[2] Добролюбов Н.А. Указ. Соч. С.281.

[3] Добролюбов Н.А. Указ. Соч. С.283

[4] Добролюбов Н.А. Указ. Соч. С.284

[5] Добролюбов Н.А. Указ. Соч. С. 285

[6] Добролюбов Н.А. Указ. Соч. С.285

[7] Добролюбов Н.А. Указ. Соч. С. 289

[8] Добролюбов Н.А. Указ. Соч.  С.289

[9] Добролюбов Н.А. Указ. Соч. С. 292

[10] Добролюбов Н.А. Указ. Соч. С294

[11] Добролюбов Н.А. Указ. Соч. С.295

[12] Добролюбов Н.А. Указ. Соч.С.300

[13] Островский А.Н. Пьесы. М.,1959-1960-С. 58

[14]Островский А.Н. Указ. Соч.  С. 87

[15] Островский А.Н. Указ. Соч. С.89

[16] Островский А.Н. Указ. Соч. С.89

[17] Островский А.Н. Указ. Соч. С 89

[18] Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. М.,1974 - С. 176

[19] Ревякин А.И. Указ. Соч. С 176

[20] Островский А.Н. Указ. Соч. С 78

[21] Островский А.Н Указ. Соч. С. 79

[22]Островский А.Н Указ. Соч. С.81

[23] Островский А.Н Указ. Соч. С 81

[24] Островский А.Н Указ. Соч. С.81

[25] Островский А.Н Указ. Соч. С.82

[26] Лебедев Ю.В. Литература М., 1991 – С.60

[27]Лебедев Ю.В. Литература М., 1991 – С. 42

[28]Лебедев Ю.В. Литература М., 1991. – С. 49

[29]Лебедев Ю.В. Литература М., 1991 – С.88

[30] Островский А.Н. Указ. Соч. С. 92

 

[31] Островский А.Н. Указ. Соч. С 38

[32] Островский А.Н. Указ. Соч. С 38

3 Островский А.Н. Указ. Соч. С.- 71

 

[34] Островский А.Н Указ. Соч. С.31



2020-02-03 255 Обсуждений (0)
Восприятие образа героини в учебнике «В мире литературы» под ред. А.Г.Кутузова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восприятие образа героини в учебнике «В мире литературы» под ред. А.Г.Кутузова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)