Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные особенности. Поэтому интерес к пониманию объективных закономерностей развития детей в подростничестве растет. В результате сложилось некоторое множество онтологически разнородных теорий, которые не противоречат друг другу, но и не связаны между собой из-за отсутствия общих оснований, или из-за несоответствия лежащих в основе подходов моделей развития.

В традиции культурно-исторической концепции возрастное движение предполагает смену стабильных периодов критическими. Поэтому в логике этого подхода мы рассматриваем подростничество как критический возраст. А определенный возраст в жизни ребенка характеризуется следующими параметрами:

- формой отношений, в которые ребенок вступает с взрослыми в данный период;

- основной, или ведущей, деятельностью, которая представляет собой форму разрешения предшествующего возрастного кризиса, которая по своим целям, задачам, структуре, содержанию, с одной стороны – отвечает потребностям ребенка, а, с другой – объективно заключает оптимальные возможности для реализации этих потребностей;

- основными психическими новообразованиями.

Перечисленные показатели находятся в сложных отношениях. Так, в каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие, которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. А разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста или тех психических изменений, которые впервые возникают в этом возрасте и «которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [6, c.243].

Подростковый возраст как массовое социальное явление сформировался недавно в связи с развитием системы народного образования. Еще в 20-30-е годы советские психологи изучали подростка в первую очередь как рабочую единицу. Подросток должен был работать, буквально для того, чтобы жить. Сегодня подросток – ученик, школьник, то есть ребенок.

Подростковый период - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В европейской культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью. «Невозможно из состояния ребенка перейти в состояние взрослого без переходного периода» [35, с. 4]. В этом смысле можно уподобить подростковый период мосту, переброшенному между детством и зрелостью, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.

Таким образом, социальную ситуацию развития в подростковом возрасте можно рассматривать как противоречие между идеальной формой, заключающуюся в стремлении подростка стать взрослым, приобрести взрослые формы поведения, и реальной формой, которая определяется отношением взрослых по отношению к подростку как к ребенку. Также следует отметить, что в современной культуре нет четкой представленности «взрослости», той самой идеальной формы, которая определяет социальную ситуацию развития в данный период развития. Отсутствуют формы посредничества и событийности подросткового возраста в современной культуре, непонятно что нужно сделать подростку, какое событие должно с ним произойти, чтобы преодолеть границу подросткового возраста и перейти во взрослую жизнь. Раньше с этой задачей успешно справлялась комсомольская организация, а на сегодняшний день ситуация характеризуется тем, что подросток не может определить реальный смысл того, что значит быть взрослым, отсюда и происходит лишь поверхностное усвоение внешних форм взрослой жизни (обула каблуки – взрослая, начал курить – взрослый). Отсюда вызревает необходимость организации ведущей деятельности, в которой бы подросток смог усвоить истинный смыл, содержание и формы взрослого ответственного поведения.

Подростковый возраст в психологии и педагогике выделялся и исследовался всеми, кто так или иначе пытался строить периодизацию развития человеческой личности: З.Фрейд, Л.С.Выготский, Э.Эриксон, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман.

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста.

После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С.Холл, которому по праву принадлежит «открытие» подросткового возраста в психологии, назвал его периодом «бури и натиска».

Во время рассматриваемого нами периода развития происходят глубокие телесные изменения; меняется характер мышления, претерпевая качественные и количественные преобразования; социальное развитие идет по двум основным линиям – освобождения от родительской опеки и установления новых отношений со сверстниками; и, наконец, развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности. Таким образом, изменения в отрочестве последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание. 

Л.С.Выготский рассматривает подростковый возраст в контексте культурного развития, и относит данный этап к критическому периоду. Если ранее половое созревание ребенка совпадало с его социальной зрелостью и, таким образом, период детства заканчивался, то теперь сам факт полового созревания не может завершать развитие, так как социально ребенок не подготовлен к взрослой жизни и необходим какой-то период для завершения общеорганического созревания, а также становления социальной и культурно-психологической зрелости. Такое несовпадение сроков созревания отдельных сторон организма и личности ребенка и приводит к серьезному кризису, который, по словам Л.С. Выготского, является одним из самых глубоких конфликтов этого возраста.

В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. В качестве ведущей деятельности Д.Б.Эльконин выделял интимно-личностное общение. Такая деятельность осуществляется в установлении дружеских взаимоотношений, в которых подростки осваивают нормы взаимоотношений, а также морально-этические взгляды на жизнь.

Центральным новообразованием, Д.Б. Эльконин считает возникновение и формирование чувства взрослости - это особая форма самосознания, главным содержанием которого являются морально-этические нормы поведения. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Осознание себя человеком, уже перешагнувшим границы детства, определяет переориентацию подростка с одних норм и ценностей на другие — с детских на взрослые. Существовавший в детстве тип отношений с взрослыми становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной зрелости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие с взрослыми, и старается добиться признания ими этого.

В отечественной литературе существует еще несколько вариантов определения ведущей деятельности подростничества: Д.И.Фельдштейн выделял общественно-полезную деятельность, В.В.Давыдов – общественно-значимую деятельность.

Д.И. Фельдштейн считает, что в специально задаваемой общественно-полезной деятельности, которая отвечает мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. Именно участие в социально признаваемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости.

Подросток постоянно пытается испробовать, что он может делать. Это как своеобразные упражнения в познании своих возможностей, где каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Постоянным сравнением себя с другими, примериванием их особенностей и качеств на себя подросток создает свое «Я».

В.В. Давыдов в общих чертах был согласен с Д.И. Фельдштейном относительно того, что личное общение подростков получает свое разностороннее выражение именно при выполнении ими разных видов общественно-полезной деятельности. Однако ученый акцентировал свое внимание не на том обстоятельстве, что именно полезность этой деятельности, именно ее направленность на благо другим людям – близким и дальним – является развивающим фактором в подростничестве, а на значимости собственного участия в выполнении различных видов деятельности, где подростки, вступая в новые взаимоотношения между собой, получают подлинную оценку результатов опять-таки в коллективе.

В.В.Давыдов в некотором смысле повторяет мысль Э. Эриксона, который говорит о необходимости организации условий для пробы подростком себя в различных видах деятельности и в различных социальных ролях («время проб и ошибок») с целью обретения качественно нового уровня эго-идентичности, построения нового, объективного представления подростка о себе самом, о своих возможностях.

Еще одной характеристикой подросткового возраста является стремление ребенка к общению с товарищами (И.С.Кон, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). Для подростка самое важное – быть принятым своей группой, найти в ней свое место. Если у него есть друзья, если его считают «своим», он чувствует себя полноценным человеком, он силен этим групповым «Мы».

К.Н. Поливанова в качестве ведущей деятельности подросткового возраста определяет – деятельность замысливания и проб. По ее мнению, для полноценного развития в этот период необходимо обеспечить ребенку условия, при которых он сможет не только реализовать свой замысел, но самое главное увидеть результат этого замысла, который поможет подростку преодолеть кризис и составить полноценное, объективное представление о себе самом.

В подростковом возрасте наиболее интенсивно формируется представление человека о себе. По мысли Г.А. Цукерман [35, с. 23], поиск определений и определенности границ Я происходит через соотнесение Я в собственном восприятии и в восприятии других людей. Подростковый путь к индивидуальности лежит, прежде всего, через общение с другими. Мнения других являются важнейшим строительным материалом образа Я, это делает подростков сверхчувствительными ко всей сфере отношений. Это и интимно-личностные отношения, составляющие, по мысли Д. Б. Эльконина, ведущую деятельность подростков, и более широкие социальные отношения, определяющие смысл существования всей возрастной когорты. От того, как и насколько явно представлены подросткам глобальные цели и задачи возрастного развития, задаваемые широкими социальными ожиданиями, во многом зависит "нормальность" взросления.

В соответствии с классификацией Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова учебная деятельность перестает быть ведущей в этом возрасте, а как мы знаем большое количество времени, подростки проводят в школе, где с упорством, достойным лучшего применения организуется именно учебная деятельность, т.е. продолжая занимать большую по времени часть жизни ребенка, и именно по успехам в ней оценивается успешность самого ребенка. Таким образом, происходит несоответствие задачам возраста.

Нам представляется, что социальная деятельность, предметом которой являются установление и поддержание отношений между людьми и группами, в этом возрасте приобретает решающее значение. Именно она может считаться ведущей деятельностью по развитию ребенка в подростковом возрасте. В соответствии с классификациями Эльконина – Давыдова, Д.И. Фельдштейна, да и, по мнению большинства авторов, изучающих этот возраст, именно сверстник, общение с ним, является главным источником развития подростка.

Также современная ситуация подросткового возраста характеризуется потерей идеальной формы образа взрослого. Нет представленности в современной культуре идеального взрослого, на которого должен ориентироваться подросток.

Таким образом, можно попытаться выделить общие характеристики личности подростка на основе выше представленного материала, а именно:

· Ведущей деятельностью подросткового возраста является социальная деятельность, направленная на взаимодействие с другими людьми;

· Линия социального развития идет от освобождения от родительской опеки до установления равноправных взаимоотношений с взрослыми, поэтому именно в этот период появляется стремление подростков к новому типу отношений с взрослыми, они требуют от взрослого, чтобы те относились к ним как к равным партнерам, а не как к детям;

· Центральным новообразованием подростничества является формирование чувства взрослости;

· Важное значение в подростковом возрасте имеет интимно-личностное общение, возможность установления качественных взаимоотношений со сверстниками (Д.Б. Эльконин);

· Необходимым условием подросткового возраста является организация условий для его участия в общественно-значимой деятельности, где у подростка появляется возможность для подлинной оценки и познания себя, а также для признания со стороны взрослых его самостоятельности и активности (В.В. Давыдов). Также участие в общественно-полезной деятельности, которая позволяет удовлетворить потребность возраста в собственном значимом участии в деятельности, позволяющей приносить пользу окружающим (Д.И. Фельдштейн);

· В данный возрастной период идет развитие самосознания, становление качественно нового уровня эго-идентичности при соблюдении условия принятия участия подростком в различных видах деятельности, в различных социальных ролях (Э.Эриксон);

· Важно организовать подростку деятельность замысливания и пробы, где он сможет самостоятельно реализовать свои идеи и увидеть результат задуманного им самим, так как для данного возраста характерна потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий смысл лично для него.

Таким образом, выделив основные характеристики подросткового возраста, необходимо посмотреть насколько условия образовательного процесса в школе учитывают особенности подросткового возраста.

 



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)