Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения проектного метода обучения



2020-02-03 277 Обсуждений (0)
История возникновения проектного метода обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Нельзя сказать, что в сфере проектирования и построения подростковых школ ничего не делается. К настоящему времени создано много альтернативных вариантов традиционному обучению, классно-урочной системе, среди них проблемно-ориентированные, открытые, проектные методы обучения и т.д. Истории известен «Метод проектов» Д. Дьюи, Дальтон-план, «Новая школа» Френе, опыт А.С. Макаренко. В настоящее время реализуются программы «Школа диалога культур» Ю.С. Курганова, «Школа самоопределения» А.И. Тубельского, «Школа совместной деятельности» Г.Н. Прозументовой и другие.

Рассмотрим метод проектного обучения, с точки зрения технологии, в рамках которой возможно создание условий, удовлетворяющих основные потребности и задачи подросткового возраста.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Школы, организованные в соответствии с методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приобретались новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного. Основная суть метода проектов была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.   

В общем, виде их главные идеи состояли в следующем:

· С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;

· Деятельность строится не в русле учебного предмета;

· Опора на сиюминутные увлечения детей;

· Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге "Проектный метод" (изд-во "Бельц", Германия, 1997) ряд этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например, такие как:

· участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

· участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

· участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

· участники проекта организуют себя на дело;

· участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

· участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Под руководством Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Идею проектного образования мы находим и у С.И. Гессена, который в «Основах педагогики» обосновал идею конкретно-практической деятельности как исходного пункта обучения. Среди принципов, выделенных Гессеном применительно к проектному методу обучения можно отнести:

o образование ориентировано на свободу ребенка и его самоопределение;

o творчество – основа организации всех занятий (вне творчества урок превращается в механическую процедуру);

o приоритетны не интересы профессии, а интересы личности;

o активность – естественное свойство человека, которое надо постоянно стимулировать;

o равенство всех в деятельности;

o образование идет от практики к абстракции, а не наоборот, как это пытается сделать традиционная школа.

Но образовательная политика, построенная на идеях Дж.Дьюи и У.Килпатрика, привела в 30-е годы к разрушению единого образовательного пространства СССР. Поэтому известным постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса” метод проектов был осужден, в стране ввели единый учебный план, был осуществлен переход на предметное преподавание основ наук, пятибалльную систему оценки знаний.

В центре предметного преподавания находится принцип систематичности обучения, который идеи Дж.Дьюи и У.Килпатрика попросту разрушали. Поэтому эти идеи и не смогли стать основой новой системы обучения в СССР. С тех пор в России до начала 90-х годов ХХ века больше не предпринимались сколько-нибудь серьезные попытки возродить этот метод в школьной практике.

Начало 90-х годов ознаменовалось сменой общественно-экономической формации в России, разрушением коммунистической идеологии. Произошло изменение взгляда на сущность человека и его роль в обществе. Но смена образовательной парадигмы не повлияла на изменение целей образования и воспитания. Были разрушены традиционные для коммунистической системы механизмы социализации личности ученика, и в связи с этим необходимо было найти адекватную замену механизму социализации, дать ученикам возможность творческой самореализации. И тогда вновь педагогическая общественность вспомнила про метод проектов.

 

2.2 Основные цели, принципы построения проектного метода обучения в условиях современной школы

 

Проектная деятельность учащихся на сегодняшний день является одним из методов развивающего (личностно- ориентированного), обучения, направлена на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Т.е., основной задачей метода проектов является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Другими словами, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1)  в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа.

Критериями оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат – если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Ограничения в использовании технологии могут быть:

- низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;

- низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

- недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

- нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

· выдвижение гипотез их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования;

6. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике предполагает изменение позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников, меняется его позиция по отношению к ученику – от авторитарного руководителя к сотрудничающему наставнику. Учитель переориентирует свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учитель должен стараться демонстрировать:

· образцы уважения к чужой точке зрения;

· образцы достижения компромисса.

Проектное обучение нацелено на приобретение жизненных умений, инициирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное общение и взаимодействие, а также самоопределение его участников. Методология проектного обучения предполагает следующее: 1) рост роли каждого участника в формировании, реализации и оценивании его учебной инициативы в сотрудничестве с другими участниками; 2) изменение роли педагога, который становится сотрудничающим наставником; 3) создание соответствующей образовательной среды, включая доступ к определенным новым информационным технологиям.

 



2020-02-03 277 Обсуждений (0)
История возникновения проектного метода обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История возникновения проектного метода обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)