Перспективы развития малого предпринимательства в Оренбургской области. Государственная поддержка, инфраструктура.
Как было отмечено выше, большое значение имеет государственная поддержка малого предпринимательства на региональном уровне. Рассмотрим оказание такой поддержки субъектам малого предпринимательства на примере Оренбургской области. В Оренбургской области реализуется Областная целевая программа «О развитии предпринимательства на 2009 – 2011 годы». В ее реализации задействованы общественные организации предпринимателей, различные структуры, работающие в сфере поддержки бизнеса, а также комитеты и управления городской администрации. В паспорте данной программы отражена её цели, к которым относятся: «создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития области»[4]. Исходя из цели, сформулированы задачи, которые также рассмотрены в паспорте программы. К 2011 году в Оренбургской области планируется достижение следующих показателей: · создание 150 экономически устойчивых малых предприятий, созданных в структуре бизнес-инкубаторов и технопарка; · предоставление субсидий 131 субъекту МСП; · предоставление кредитными кооперативами займов 3672 субъектам МСП; · обеспечение доступа к кредитам кредитных организаций не менее чем для 113 субъектов МП, не обладающих собственными активами для залога; · обучение не менее чем 100 руководителей, владельцев и работников субъектов МП по специальным программам подготовки и переподготовки, а также в рамках специальных семинаров, лекций и стажировок; · создание не менее чем 12 новых и развитие действующих центров консультационно-правовой поддержки МП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров для субъектов МП; · проведение 36 публичных мероприятий по вопросам развития МП. В результате реализации мероприятий Программы в 2009-2011 годах будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность мероприятий Программы: 1) показатели экономической эффективности: увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 6,5 процента; увеличение объемов оборота малых предприятий в сопоставимых ценах на 56,8 процента; 2) показатели бюджетной эффективности: увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций и субъектов МП - до 20,0 процента при условии сохранения нормативов отчислений в консолидированный бюджет области, а также круга плательщиков единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения); 3) показатели социальной эффективности: снижение социальной напряженности в сфере МП и сокращение конфликтов между субъектами МП и контролирующими организациями, выражающееся в форме сокращения количества письменных обращений (жалоб) на действия контролирующих организаций, не менее чем на 10,0 процента ежегодно; повышение информационной прозрачности и гласности в сфере МП, выражающееся в форме проведения публичных мероприятий по вопросам развития МП, а также заседаний координационных и совещательных органов в области развития МП, с поддержанием темпов прироста числа участников не менее чем на 10,0 процента ежегодно (по каждому мероприятию, проводящемуся на регулярной основе); создание не менее чем 3253 дополнительных рабочих мест; сохранение не менее чем 23,7 тыс. рабочих мест на предприятиях субъектов МП, получающих формы поддержки в рамках Программы; обеспечение доступности профессиональных знаний по вопросам организации деятельности и управления в сфере МП за счет предоставления центрами консультационно-правовой поддержки МП, инновационными, ремесленными, маркетинговыми и учебными центрами консультаций для граждан и субъектов МП в общем объеме не менее 5000 часов; создание региональной системы поддержки субъектов МП в инновационной и научно-технической сферах на базе Оренбургского областного бизнес-инкубатора. В Оренбургской области сложилась определённая инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Она включает в себя следующие организации: 1. Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства управления международных внешнеэкономических связей администрации Оренбургской области. Главная задача комитета состоит в определении стратегии развития малого предпринимательства, координации деятельности всех структур, связанных с развитием малого предпринимательства; а также формировании регионального законодательного поля, инфраструктуры и разработке областных программ. 2. Оренбургское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Данное управление защищает права предпринимателей и осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. 3. Государственная некоммерческая организация «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства». Фонд поддержки малого предпринимательства занимается кредитованием субъектов малого предпринимательства, а также предоставлением услуг бизнес-планирования и консультации. Перечень услуг, оказываемый Фондом, можно разделить на четыре области: · Микрокредитование. На 01.10.2005 г. Фондом профинансировано 46 субъектов малого предпринимательства на общую сумму 6020 тыс. рублей, в том числе: 38 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица – на сумму 4920 тыс. рублей; 8 юридических лиц – на сумму 1100 тыс. руб. · Маркетинг. Маркетинговое подразделение Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства выделено в отдельное юридическое лицо – ЗАО «Межрегиональный маркетинговый центр «Оренбург-Москва», о котором речь пойдёт далее. · Консалтинг: бизнес-планирование; реализация и сопровождение программных продуктов по бизнес-планированию; автоматизация маркетинговой деятельности предприятия; оказание помощи в участии в выставках и ярмарках. · Офисные услуги[5]. 4. Оренбургское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса. К услугам, оказываемым данным агентством относятся: · разработка пакета документов учредительных документов и регистрация предприятий; · бизнес-консультирование; · услуги бизнес-планирования; · маркетинговые исследования; · услуги по поиску партнёров, информационные услуги и т.д.; · юридические консультации. 5. Областная общественная организация Торгово-промышленная палата Оренбургской области. Это негосударственная некоммерческая организация, основанная на членстве предприятий, предпринимателей и организаций области, призванная выражать интересы предпринимательства во властных органах, на внутреннем и международном рынках. ТПП Оренбургской области учреждена в июне 1995 года. Основная задача Палаты – «содействие развитию экономики Оренбургской области, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, согласование и представление интересов всех ее членов, предпринимателей и их объединений независимо от форм собственности, подчиненности и местонахождения на территории Оренбургской области»[6]. ТПП Оренбургской области оказывает следующий услуги: · услуги бизнес-планирования и консультации; · интернет-услуги; · услуги перевода; · арбитражные услуги; · поиск потенциальных партнёров; · ценовая, товароведческая экспертиза; · патентование и стоимостная оценка интеллектуальной собственности. 6. Специализированная консультационная юридическая экспертная фирма (СКЮЭФ). Поддержку малого предпринимательства данная фирма осуществляет посредством юридических консультаций и защиты в третейском суде. 7. Учебно-деловой центр «Морозовский проект». Выше было отмечено, что большое значение играет подготовка кадров для субъектов малого предпринимательства. Поэтому важна роль данного учебного центра, который осуществляет начальную экономическую подготовку старшеклассников – будущих студентов профильных вузов. 8. Ассоциация по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья (г. Орск). Основная задача Ассоциации – представление интересов предпринимателей в органах власти, защита прав предпринимателей в суде. 9. Ассоциация по защите прав интересов предприятий и отдельных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью «Единство». Данная ассоциация представляет интересы предпринимателей в органах власти, оказывает индивидуальную помощь предпринимателям. 10. Орское агентство по поддержке и развитию малого предпринимательства. Поддержка малого предпринимательства данным агентством заключается в следующем перечне услуг: · разработка пакета учредительных документов и регистрация предприятий; · бизнес-консультирование; · услуги бизнес-планирования; · маркетинговые исследования; · услуги по поиску партнёров, информационные услуги и т.д.; · юридические консультации 11. ОАО «Урал-Экспо». Это компания, предлагающая комплекс услуг для продвижения бизнеса, среди которых основными являются организация выставок ярмарок; маркетинговые исследования; разработка фирменного стиля; формирование имиджа; рекламные компании; программа стимулирования сбыта. 12. Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Целью Союза является: «достижение высокой конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, инвестиционной привлекательности, налогооблагаемой базы и социальных результатов»[7]. Основные виды деятельности Союза: организация районных розничных ярмарок, проведение выставок-ярмарок, экономические миссии в регионы РФ. 13. Межрегиональный маркетинговый центр ЗАО «Оренбург-Москва». Центр предоставляет такие маркетинговые услуги, как исследования, вывод продукции на рынки других регионов, поиск потенциальных партнёров. 14. Тюльганский учёбно-информационный центр. К услугам, предоставляемым данным Центром, относятся: · разработка пакета учредительных документов и регистрация предприятий; · бизнес-консультирование; · маркетинговые исследования; · информационные услуги. 15. Инновационно-инвестиционный центр ОГУ. Он содействует осуществлению инновационной деятельности, и занимается поиском потенциальных инвесторов. 16. Оренбургское отделение Российской академии бизнеса и предпринимательства. Основное направление этого отделения – содействие развития региона и представление региона в российских деловых кругах. Таким образом, в Оренбургской области функционирует развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая включает в себя Торгово-промышленную палату, различные Фонды, Ассоциации, Агентства и образовательные учреждения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотрев сущность малого предпринимательства и государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, можно сделать следующие выводы: Во-первых, необходимость поддержки малого предпринимательства обусловлена наличием в этой сфере многочисленных проблем, к числу которых можно отнести трудности в получении кредитов, несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий, проблемы в области налогообложения и т.д. Во-вторых, государственная поддержка малого предпринимательства невозможна без наличия развитой инфраструктуры. Инфраструктуру поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне образуют Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Федерация развития и поддержки малого предпринимательства; Российская академия предпринимательства; Российское агентство поддержки малого среднего бизнеса; Российская торгово-промышленная палата и т.д. На региональном уровне (на примере Оренбургской области) инфраструктура поддержки малого бизнеса складывается из различных Ассоциаций, Союзов, Торгово-промышленных палат, образовательных учреждений, связанных с подготовкой кадров для малого предпринимательства и т.д. Наконец, сама поддержка малого предпринимательства включает в себя направления (установление упрощённой системы регистрации, лицензирования, налогообложения, учёта и отчётности; создание льготных условий использования финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, поддержка внешнеэкономической деятельности и т.д.) и формы (оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов). Важной составляющей государственной поддержки малого предпринимательства являются специальные налоговые режимы, к которым относятся упрощённая система налогообложения и единый налог на вменённый доход. Данные налоговые режимы безусловно, предпочтительнее обычного, т.к. происходит замена всех федеральных, региональных и местных налогов уплатой единого налога. Подводя итоги по данной теме, следует заметить, что, несмотря на многочисленные проблемы, существующие в сфере поддержки малого предпринимательства, государство всё-таки играет весомую роль в его становлении и развитии. Важно отметить то, что малое предпринимательство в российской практике было разрешено в 1988 году. В этой связи, появление многочисленных форм и направлений, инфраструктуры поддержки малого бизнеса, различных нормативно-правовых актов за 20 лет развития самого малого предпринимательства является большой помощью его субъектам со стороны государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». – М., 1995. 2. Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222 – ФЗ «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства». – М.: 1995. 3. Закон РФ от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности». – М.: 1998. 4. Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – М.: 2007. 5. Закон Оренбургской области от 17 ноября 1997 г. № 193/61-03 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области». – Оренбург: 1997. 6. Закон Оренбургской области от 22 сентября 2008 г. N 2403/513-IV-ОЗ «Об областной целевой программе «О развитии предпринимательства в Оренбургской области на 2009 – 20011 годы». – Оренбург: 2008. 7. Аборнева, О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства/ О. Аборнева // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №2. 8. Брюк, Р. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций / Р. Брюк, Е.В. Калинкин, Ж. Влане, Д. Десхумместер. – М.: Изд. «Экономика», 2001. – 214с. 9. Виленский, А. Финансовая поддержка малого предпринимательства / А. Виленский // ВЭ. – 2003. - № 9. 10. Егоров, Е. Малый бизнес – инструмент решения социальных задач / Е. Егоров // Проблемы теории и практики. – 2006. - №4. 11. Иванова, Л.Н. Малое предпринимательство и занятость / Л.Н. Иванова. – М.: Наука, 2006. – 96с. 12. Как начать своё дело в Оренбургской области. Справочник. Торгово-промышленная палата Оренбургской области. Министерство экономического развития и торговли. – Оренбург, 2007. 13. Касьянов, А.В. Всё о малом предпринимательстве. Регистрация, учёт, налоги: полное практическое руководство / А.В. Касьянов. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 536с. 14. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? / Человек и труд – 2005. – №1. 15. Маньков В. Институциональные аспекты государственного регулирования малого бизнеса / В. Маньков // Вестник МГУ. – Серия 6 – Экономика. – 2004. - №2. 16. Областной статистический ежегодник: статистический сборник. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Оренбург: 2008. – 478с. 17. Предпринимательство / М. Г. Лапуста. – М.: ИНФА-М, 2001. – 448с. 18. Сайфулина, И.Т. Проблемы развития малого предпринимательства в России в условиях глобализации // Актуальные проблемы социавльно-экономического развития России в меняющемся мире – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006. – С. 119-121. 19. Шестопёров, О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. Шестопёров // Вопросы экономики. – 2001. - №4. 20. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 176с. 21. http://www.orenburg-cci.ru/chamber/about/ - Торгово-промышленная Палата Оренбургской области. 22. http://www.orenprom.ru/ - Оренбургский Союз промышленников и предпринимателей. 23. http://www.orenfund.ru/html/usl.html - Оренбургский областной Фонд поддержки малого предпринимательства. 24. http://www.vecherniyorenburg.ru/news/27/ - электронная газета Вечерний Орнебург. 25. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица – Малое предпринимательство в России и в странах Европы и США (на 1 июля 2004 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица – Основные экономические показатели деятельности малых предприятий
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица – Число малых предприятий по видам экономической деятельности (на конец года). Оренбургская область.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Таблица – Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности. Оренбургская область.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Таблица – Число малых предприятий по видам экономической деятельности (на конец года)
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Таблица – оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2006 году
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Таблица – Объём поступления единого налога от субъектов малого предпринимательства (млн. руб). Оренбургская область.
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Таблица – Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области.
[1] Лапуста М. Г. Предпринимательство. М., 448с.
[2] Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства// Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №2. [3] Справочник. Как начать своё дело в Оренбургской области. – Оренбург.: Торгово-промышленная Палата, 2007 [4] Закон Оренбургской области от 22 сентября 2008 г. N 2403/513-IV-ОЗ «Об областной целевой программе «О развитии предпринимательства в Оренбургской области на 2009 – 2011 годы». [5] http://www.orenfund.ru/html/usl.html [6] http://www.orenburg-cci.ru/chamber/about/ [7] http://www.orenprom.ru/
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |