Психолого-педагогические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
Метод проектов, направленных на воспитание трудолюбия у старших дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование
Исполнитель: Коркина Е.С., студентка 4до группы Руководитель: Устьянцева И.Ю., преподаватель
Камышлов, 2020
Оглавление | ||||||||||
Введение............................................................................................................. | 3 | |||||||||
§1 Психолого-педагогические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста .............................................................................................................................. | 9 | |||||||||
§2 Сущность метода проектов в дошкольном возрасте .............................................................................................................................. | 14 | |||||||||
§3 Возможность метода проектов, направленных на воспитание трудолюбия у старших дошкольников .............................................................................................................................. | 18 | |||||||||
§4 Анализ имеющегося педагогического опыта использования метода проектов, направленных на воспитание трудолюбия у старших дошкольников..................................................................................................... | 22 | |||||||||
Заключение........................................................................................................ | 28 | |||||||||
Список литературы ......................................................................................... | 29 |
Введение
"Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою"
К. Д. Ушинский
Во все времена и на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.
Труду как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без труда нет добра» и др.
На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия привлекал внимание выдающихся зарубежных (Я.;А. Коменский, Дж. Локк, Ж.;Ж. Руссо, И.;Г. Песталоцци, Ф. Фребель, П. Кергомар, О. Декроли и др.) и отечественных (К.Д. Ушинский,Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, П.П. Блон;ский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) ученых и педагогов.
Наступившее XXI столетие, столетие новых социально; экономических и политических ориентиров страны, вызвало к жизни острую необходимость воспитания трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Только такую личность можно считать конкурентоспособной, только такая личность сможет претендовать на будущий успех и в работе, и в жизни вообще.
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, как таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих. Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т.д.) Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.
Проблема формирования у дошкольников психологических предпосылок трудовой деятельности, её элементов достаточно обстоятельно изучена ещё в В.Г. Нечаева продолжает рассмотрение процесса становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте, выделяет те ее компоненты, которые содержат в себе нравственное начало, раскрывает методы, направленные на решение воспитательных задач.
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в ДОУ. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений социально-коммуникативного развития – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для организации данной деятельности можно применить метод-проектов.
Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, С.М. Оберемок, Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Т.Н. Тебенёва и др. показали, что проектно-исследовательская деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка - дошкольника. И, прежде всего, на расширение знания детей об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные. Исследования Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной, В.Н. Шульгиной и др.) показали, что метод проектов может выступить эффективным методом организации трудовой деятельности дошкольников. Но несмотря на исследования как в области воспитания трудолюбия детей, так и применения проектного метода в условиях ДОУ, проблема организации трудовой деятельности старших дошкольников в рамках проектной деятельности остается недостаточно разработанной.
Одним из современных инновационных методов обучения является проект - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проектная деятельность - технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность объединить содержание образования из различных областей знаний, в том числе трудовой.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, а так же делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным на только для детского сада, но и для общества и семьи в целом.
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования ФГОС ДО. Об актуальности использования метода проектов в трудовом воспитании дошкольников свидетельствует то, что он упоминается в контексте с проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированным и деятельностным подходами. В проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников и педагогов. Используя эту технологию, педагог ведет ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец сотрудничество.
В соответствии со Стратегией развития воспитания Российской Федерации трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
-воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
-формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
-развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
-содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
На современном этапе этой проблемой использования метода проектов в трудовом воспитании дошкольников занимаются Д.В. Сергеева, В.И. Логинова, Н. Крылова, Г. Киселева, Л.И. Сайгушева. Все методисты и педагоги практики занимающиеся проблемой трудового воспитания говорят о необходимости и важность трудового воспитания с раннего возраста. Это диктуется причинами:
1. Требованиями современного общества. Важно воспитание у детей таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, активность, целенаправленность, бережливость, гуманность, коллективизм.
2. Возрастными психологическими особенностями детей: подражательность, активность, пытливость, любознательность, сензитивность, эмоциональная отзывчивость.
3. Трудовое воспитание тесно связано с другими задачами развития личности: физическим воспитанием, умственным, нравственным воспитанием; труд является средством воспитания гуманных чувств, труд формирует положительные эмоции.
Таким образом, на основе анализа нормативных требований, психолого-педагогической литературы и результатов обобщения современной педагогической практики можно выделить ряд противоречий:
1. Между необходимостью воспитания трудолюбия у дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и примерных образовательных программ Дошкольного образования и недооценкой использования метода проектов в данном направлении деятельности.
2. Между подходами к организации процесса воспитания трудолюбия дошкольников, через обеспеченную проектную деятельность в системе дошкольного образования и эпизодичностью его организации с учетом видов труда, предлагаемых в программах.
3. Между высоким воспитательным потенциалом метода проектов, значимостью его применения в процессе формирования трудолюбия дошкольников и недостаточным количеством методических пособий и материалов по организации проектной деятельности направленной на воспитание трудолюбия у старших дошкольников.
Проблема:Отсутствие сборников проектов, направленных на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект:процесс воспитания трудолюбия у старших дошкольников.
Цель исследования – изучить теоретические аспекты проблемы воспитания трудолюбия, через проектную деятельность детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. раскрыть и проанализировать психолого-педагогические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
2. раскрыть через психолого-педагогическую литературу сущность метода проектов в дошкольном возрасте
3. охарактеризовать возможности метода проекта, как средства воспитания трудолюбия старших дошкольников на основе анализа научных подходов и опыта использования метода в ДОО
4. провести анализ имеющегося педагогического опыта использования метода проектов, направленных на воспитание трудолюбия у старших дошкольников
Методы исследования: изучение и анализ психолого- педагогической литературы; анализ и обобщение – нормативно правовых документов; анализ педагогического опыта.
Теоретическая значимость, выражается в систематизации научных подходов и обобщении опыта педагогов практиков по организации деятельности по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников через проектную деятельность в ДОУ.
Психолого-педагогические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
В современной психолого-педагогической литературе воспитание трудолюбия у подрастающего поколения рассматривалось видными деятелями в контексте трудового воспитания.
Ж. Ж. Руссо считал, что развитие трудолюбивой личности невозможно без привлечения к трудовой деятельности. Он утверждал, что в справедливом обществе никто не имеет права и не смеет жить за счет других.
В своей работе мы будем ориентироваться на аспекты воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста, посредством метода проектов.
«Труд» — важнейшее средство воспитания детей в дошкольном учреждении. В процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. (Н. К. Крупская.)
Одним из самых важных и показательных качеств человека является трудолюбие. А сам труд считается необходимым условием для полноценного существования и регулярного развития современного общества. Различные подходы к определению понятия и сущности трудолюбия намечены в настоящее время.
Трудолюбие» - черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. (Словарь психолога -практика/ сост. С. Ю. Головин).[24]
А.А. Люблинская описывает трудолюбие так: "Человек не может сидеть без дела, он охотно включается в работу, которая не обязательна для него, но которую выполняют другие, даже порой чужие люди. Любить трудиться – это значит испытывать радость от участия в полезном деле, от физического усилия, которого это дело требует, от напряжения, которое вызывает такой труд, и от тех результатов, которые человек вместе с товарищами этим трудом достигает"
Обратимся к отечественным педагогам. К. Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» разделял труд физический и труд умственный. Он отмечал, что наряду с физическим, умственный труд также необходим для развития здорового, нормального состояния человеческого тела. «Полезнее всего было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединялись в его деятельности». Ушинский говорит о цели воспитания - воспитание должно приготавливать человека к труду, развивать в нем привычку и любовь трудиться, и кроме того постоянно заботиться о том, чтобы открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд.[22]
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе по мнению А.С. Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить, как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Жюль Верн писал: «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него, найдутся воля его выполнить и силы для этого».
Проблеме формирования трудолюбия детей дошкольного возраста посвящены труды таких педагогов и психологов (Т.Н. Година, ТА. Маркова, P.C. Буре, В.И. Логинова, Я.3. Неверович, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева). На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия привлекал внимание выдающихся зарубежных (Ж.-Ж. Руссо, А.Я. Каменский, Ф. Фребель и др.) и отечественных (Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.) ученых и педагогов. [8]
Трудолюбие как качество личности включает в себя четыре основных компонента (или критерии): познавательный, эмоционально – мотивационный, поведенческий, личностный.
-Познавательный компонент сориентирован на понимании детьми необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда, наличие знаний о труде взрослого и о профессиях.
-Эмоционально – мотивированный компонент предполагает интерес к трудовым делам, желание и стремление трудить для себя и для других, наслаждение качеством труда и чувство удовлетворения от выполненной работы.
-Поведенческий компонент характеризует умения ребенка планировать, рационально организовать сою работу, владеть способами работы (используя для этого необходимые детские инструменты), адекватно оценивать результаты труда (самооценка).
-Личностный компонент проявляется у старшего дошкольника в наличии (или отсутствии) таких качеств, как самостоятельность, инициативность и терпение в преодолении трудностей.
Каждый из этих четырех компонентов имеет свои конкретные показатели, по которым измеряется уровень воспитанности трудолюбия по трехбалльной шкале (высокий -3 балла, средний -2 балла, низкий -1 балл).
Так, ребенок с высоким уровнем трудолюбия (по данным ученых ):
- имеет отчетливое представление о назначении труда в жизни человека и необходимости хорошо трудиться, о труде взрослых людей;
- знает не менее шести названий профессий и имеет представления об из значимости, может назвать качества личности, необходимые человеку той или иной профессии;
- может объяснить, где и кем работает его родители и другие близкие взрослые и в чем ценность их труда;
- проявляет устойчивый интерес к любым трудовым заданиям и охотно в них включается; работает увлеченно, с удовольствием на протяжении всего времени выполнения задания;
- готов выполнить любую работу в интересах других, стремится помочь взрослым и сделать приятное близким, даже если работа ему неинтересно;
- умеет правильно планировать все этапы предстоящей работы и самостоятельно ее выполнять в соответствии с намеченным планом;
- адекватно оценивает результаты труда;
- самостоятельно и добросовестно выполняет любую работу в полном объеме и в положение срока;
- бережлив к результатам любого труда;
- с творческим подходом и вдохновением выполняет любую работу.
Ребенок со средним уровнем воспитанности трудолюбия проявляет названные свойства личности не в полной мере, а ребенок с низким уровнем не проявляет их вовсе или проявляет в мелкой степени.
Сегодня, к сожалению, дети 6-7 лет нередко имеют низкий уровень воспитанности трудолюбия. Этот факт подтверждают исследования ученых Д.А. Костиковой, Г.С. Малуновой. [27]
Тема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста достаточно разработана в психолого-педагогической литературе. Большое значение труду детей в старшем дошкольном возрасте придавали многие видные отечественные ученые-дидакты века: Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и многие другие. Например, подчеркивая значимость трудовой деятельности детей для воспитательного процесса, К.Д.Ушинский писал, что воспитание не только должно «развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Современные исследователи также уделяют внимание вопросам формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время создана обширная база соответствующей литературы для воспитателей дошкольных учреждений, где такими авторами, как Р.С. Буре, Г. Н. Годиной, Я.З. Неверович, В.Г. Нечаевой и другими, раскрыты содержание, методика трудового воспитания, даны описание различных видов детского труда, формы их организации.
Стоит отметить, что, несмотря на многообразие методических разработок в данной области, некоторые педагоги дошкольных учреждений могут испытывать различные трудности по формированию у детей трудолюбия, в частности в организации необходимых условий, способствующих активизации трудолюбия у дошкольников.[20]
Эффективность работы по формированию трудолюбия у старших дошкольников во многом зависит от педагогических условий, которые создает воспитатель в процессе своей образовательной деятельности в данном направлении: например, ознакомление детей с трудом взрослых; привлечение детей к помощи взрослым; игровые формы организации трудовой деятельности, так как игра ведущий и наиболее привлекательный вид деятельности детей; в воспитании у детей трудолюбия необходимо использовать труд с ярко выраженной мотивацией, создание проблемных ситуаций, наталкивающих на труд и др.
2020-03-17 | 727 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Психолого-педагогические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы